10.31132/2412-5717-2025-71-2-75-91
российско-африканские отношения, сетевая дипломатия, высшее образование, образовательная дипломатия, культурная дипломатия, дух БРИКС, РАФУ, Российско-Африканский сетевой университет
1. Бездудная А.Г., Прокопенков С.В., Трейман М.Г. Развитие фундаментальных наук как основа российско-африканского сотрудничества с учетом особенностей региональной политики. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 3 (147). С. 23–26.
Залывский М.Н., де Оливейра Бундер Т.С. Сетевая дипломатия РАФУ: продвижение «духа БРИКС» в образовании. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 75–91. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-75-91
Zalyvskiy M.N., de Oliveira Bunder T.C. (2025). RAFU’s Network Diplomacy: Cultivating the BRICS Spirit in Education. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 75–91. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-75-91
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Колосова И.В. Лабиринты «сетевой дипломатии». Постсоветские исследования. 2014. № 2. С. 173–180.
3. Конкин А.А. Трансрегиональное партнерство стран БРИКС как фактор современной мировой политики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. № 2. С. 150–160. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-2-150-160
4. Лебедева О., Морозов Б., Шебалина Е.О. Сетевая дипломатия: теория. История. 2019. Т. 10. № 11 (85). https://doi.org/10.17223/15617793/506/10
5. Могилевский К.И. Об инициативах России в области образования и науки в рамках сотрудничества с государствами объединения БРИКС. Международная жизнь. 2024. Специальный выпуск: Российское председательство в БРИКС – 2024: Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. С. 92-101.
6. Морозов В.М. Сетевая дипломатия: подходы к израильско-палестинскому конфликту. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История, регионоведение, международные отношения. 2021. Т. 26. № 1. С. 145–156. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.1.13
7. Adler R., Firestone C.M. Diplomacy in the age of networks, Washington DC: The Aspen Institute. 2018. https://csreports.aspeninstitute.org/documents/ADDTech2017.pdfДля цитирования:
For citation:
Развитие системы начального и среднего общего образования в Республике Кения (1963–2022 гг.)
10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74
Кения, образование, кенийское образование, начальное и среднее образование, школы харамбее
1. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
Рахматуллин Ш.Д. Развитие системы начального и среднего общего образования в Республике Кения (1963–2022 гг.). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 58–74. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74
Rakhmatullin Sh.D. (2025). Development of the Primary and Secondary Education System in the Republic of Kenya (1963–2022). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 58–74. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Грибанова В.В., Пономарев И.В. Школа и политика. Из истории создания и реформирования школьной системы в странах Восточной и Южной Африки. М.: Институт Африки РАН, 2018.
3. Дегтерев Д.А. «Коллективная опора на собственные силы»: новое прочтение концепции в Сахеле в контексте становления многополярного мира. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 60–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-60-81
4. Матвеева Н.Ф. Школьное образование в Кении: роль инициативы «Снизу». Азия и Африка сегодня. 2013. № 3. C. 34–37.
5. Карпов Г.А. Школьное образование в колониальной Кении. Восток (Oriens). 2023. № 1. С. 115–124. https://doi.org/10.31857/S086919080023123-2
6. Матвеева Н.Ф. Кения: справочник. М.: Институт Африки РАН, 2004.
7. Хидег Г. Экономика, образование и физическое воспитание в Кении в свете статистических показателей. Ученые записки Института Африки РАН. 2021. № 3(56). C. 18-28. http://dx.doi.org/10.31132/2412-5717-2021-56-3-18-28Для цитирования:
For citation:
Аграрное образование как важный элемент социально-экономического развития стран Субсахарской Африки
10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57
Субсахарская Африка, аграрное образование, социально-экономическое развитие, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, устойчивое сельское хозяйство, безработица
1. Абрамова И.О. Население Африки в новой глобальной экономике. М.: Инcтитут Африки РАН, 2010.
Гаврилова Н.Г. Аграрное образование как важный элемент социально-экономического развития стран Субсахарской Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 42–57. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57
Gavrilova N.G. Agricultural Education as a Key Element of Socio-Economic Development in Sub-Saharan African Countries. Journal of the Institute for African Studies. 2025. Vol. 11. № 2. Pp. 42–57. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Ворончихина Н.А., Филимонюк Л.А. Модель непрерывного агробизнес образования. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5(72). С. 40–42.
3. Гаврилова Н.Г. Высшее образование в Африке: роль в устойчивом развитии континента. Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 2. http://doi.org/10.24412/2713-1424-2021-10006
4. Гаврилова Н.Г. Проблемы и перспективы аграрного образования в странах Африки южнее Сахары. Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 2024а. С. 239–243.
5. Гаврилова Н.Г. Формирование кадрового потенциала аграрного сектора стран Субсахарской Африки: проблемы и перспективы. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2024б. № 6. С. 22–25. http://doi.org/10.37882/2223-2974.2024.06.11
6. Гомбо Т.Ф., Мухаметзянов Р.Р. Взаимосвязь обеспечения продовольственной безопасности и развития системы образования в Анголе. От модернизации к опережающему развитию: обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства АПК, Екатеринбург, 24–25 марта 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. С. 19–22.
7. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. http://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81Для цитирования:
For citation:
Система образования Центральноафриканской Республики: преодоление колониального наследия и последствий затяжных конфликтов
10.31132/2412-5717-2025-71-2-22-41
система образования, Центральноафриканская Республика, суверенитет, реформы сектора образования, учебные материалы, образование коренных и кочевых народов
1. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: Традиции и современность. М.: Педагогика, 1987.
Кирикова Т.Н. Система образования Центральноафриканской Республики: преодоление колониального наследия и последствий затяжных конфликтов. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 22–41. https://doi.org/10.31132/ 2412-5717-2025-71-2-22-41
Kirikova T.N. Education System in the Central African Republic: Overcoming the Legacy of Colonialism and the Aftermath of Prolonged Conflicts. Journal of the Institute for African Studies. 2025. Vol. 11. №. 2. Pp. 22–41. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-22-41
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
3. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Перспективы реформирования образовательного кластера в Центральноафриканской Республике в соответствии с «Секторальным планом развития образования в Центральноафриканской Республике 2020–2029». Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2023а. № 4–2. С. 188–194.
4. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Проблема доступности начального образования в ЦАР в условиях современного социально-политического контекста. Казанская наука. 2023b. № 10. С. 30–32.
5. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Повышение качества образования как стратегическая задача реформирования образовательного кластера в Центральноафриканской Республике. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023с. Т. 4. № 11. С. 5–11.
6. Руднева О.Н. Артпедагогика как эффективное средство продвижения русского языка в образовательной среде Центральноафриканской Республики. Гуманитарные исследования Центральной России. 2023. № 4. С. 60–67. https://doi.org/10.24412/2541-9056-2023-429-60-67.
7. Мурафа С.В., Нгетобай М.Р. Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад). Российский журнал региональных исследований. 2024. Т. 32. № 2. С. 278–289. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.278-289Для цитирования:
For citation:
Образование в постконфликтных обществах: путь Анголы и Мозамбика к доступной и суверенной системе обучения
10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21
образование, Ангола, Мозамбик, колониализм, дискриминация, проблема национального языка, суверенитет
1. Гаврилов Н.И. (ред.). Народная Республика Мозамбик. Справочник. М.: Наука, 1986.
Грибанова В.В., Гришина Н.В. Образование в постконфликтных обществах: путь Анголы и Мозамбика к доступной и суверенной системе обучения. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Том 11. № 2. С. 5–21. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21
Gribanova V.V., Grishina N.V. (2025). Education in Post-Conflict Societies: Angola and Mozambique’s Path to an Accessible and Sovereign Education System. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 5–21.https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Макаров Ю.С. Мозамбик. М.: Государственное издательство географической литературы, 1959.
3. Пономарев Д.К. Просвещение в колониальной Тропической Африке. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
4. Фитуни Л.Л. Народная Республика Ангола. М.: Наука, 1985.
5. Хазанов А.М. История Анголы в новое и новейшее время. М.: ИВ РАН, 1999.
6. Васильев А.М. (ред.) Африка. Энциклопедия. М.: Энциклопедия, 2010.
7. Bussotti L., Nhaueleque L.A. Processes of Ethnic and Cultural Marginalisation in Post-Colonial Africa. The Case of the Amakhuwa of Mozambique. Comunicação e Sociedade. 2022. № 41. Pp. 149–167. https://doi.org/10.17 231/comsoc.41(2022).3704Для цитирования:
For citation:
Выпуск Т. 11, № 2 (71), 2025
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ АФРИКИ
РОССИЯ‒АФРИКА
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
РЕЦЕНЗИИ
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
Религии народов Африки в исследованиях советских ученых
10.31132/2412-5717-2025-70-1-222-225
традиционные религии Африки, синкретические христианско-африканские церкви и секты, деятельность миссионеров, колониальная политика европейских держав, история Африки.
Ксенофонтова Н.А. Религии народов Африки в исследованиях советских ученых (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 222–225. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-222-225
Ksenofontova N.A. (2025). Religions of the Peoples of Africa in the Studies of Soviet Scholars (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 222–225. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-222-225
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
Католическое миссионерство в франкофонной Африке: взгляд иезуитского исследователя из Камеруна
10.31132/2412-5717-2025-70-1-219-221
иезуиты, миссионерство, католицизм, Чад, Камерун, религиозные организации
Головко Н.М. Католическое миссионерство в франкофонной Африке: взгляд иезуитского исследователя из Камеруна (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 219–221. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-219-221
Golovko N.M. (2025). Catholic Missionary Work in Francophone Africa: The View of a Jesuit Researcher from Cameroon (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 219–221. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-219-221
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
Пятидесятничество в африканской и глобальной перспективе
10.31132/2412-5717-2025-70-1-215-218
Африка, глобальный мир, пятидесятничество, африканская теология, черная теология
Куропаткина О.В. Пятидесятничество в африканской и глобальной перспективе (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 215–218. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2025-70-1-215-218
Kuropatkina O.V. (2025). Pentecostalism in African and Global Perspectives (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 215–218. https://doi.org/10.31132/ 2412-5717-2025-70-1-215-218
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
Религиозное миростроительство в Африке
10.31132/2412-5717-2025-70-1-211-214
Африка, религии, миростроительство, развитие, конфликты
Терзунгве Д.К. Религиозное миростроительство в Африке (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 211–214. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-211-214
Terzungwe D.K. (2025). Religious Peacebuilding in Africa (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 211–214. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-211-214
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation: