Сетевая дипломатия РАФУ: продвижение «духа БРИКС» в образовании

Автор:

Залывский М.Н., де Оливейра Бундер Т.С.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-75-91

Аннотация:

В статье рассматривается роль сетевой дипломатии в условиях формирующейся многополярной международной системы на примере Российско-Африканского сетевого университета (РАФУ) в период его координации Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ) в 2023–2025 гг. Авторы утверждают, что для современного мира характерно воздействие двух взаимосвязанных, но разнонаправленных сил – взаимозависимости и фрагментации, влияющих на сферу международных отношений и дипломатии. В своей статье российский и бразильский исследователи представляют теоретический обзор понятия сетевой дипломатии, акцентируя внимание на ее значении для развития образовательного, культурного и научного сотрудничества. Несмотря на отсутствие иерархии и стабильного финансирования, негосударственные сети, по мнению авторов, обладают высоким потенциалом для формирования устойчивых партнерств и атмосферы доверия. Само появление РАФУ авторы расценивают как следствие и выражение выхода российско-африканских отношений на новый уровень. Сетевая активность РАФУ за исследуемый период выявляет его вклад в поддержку дипломатических усилий России, направленных на укрепление российско-африканских отношений. РАФУ предстает как важный институт, способствующий взаимовыгодному сотрудничеству в сфере высшего образования. Авторы анализируют соответствие деятельности Российско-Африканского сетевого университета «духу БРИКС» и Концепции внешней политики России, подчеркивают приверженность университета принципам равноправного сотрудничества, суверенитета, межцивилизационного диалога и взаимного уважения. Анализ первых лет деятельности сетевого университета позволяет авторам сделать вывод, что он функционирует как интеграционный сетевой механизм для африканских и российских высших учебных заведений, научных и технологических учреждений, способствует информационному обмену, направленному на взаимное расширение социально-экономического и образовательного сотрудничества.

Ключевые слова:

российско-африканские отношения, сетевая дипломатия, высшее образование, образовательная дипломатия, культурная дипломатия, дух БРИКС, РАФУ, Российско-Африканский сетевой университет

Библиография:

1. Бездудная А.Г., Прокопенков С.В., Трейман М.Г. Развитие фундаментальных наук как основа российско-африканского сотрудничества с учетом особенностей региональной политики. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 3 (147). С. 23–26.
2. Колосова И.В. Лабиринты «сетевой дипломатии». Постсоветские исследования. 2014. № 2. С. 173–180.
3. Конкин А.А. Трансрегиональное партнерство стран БРИКС как фактор современной мировой политики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. № 2. С. 150–160. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-2-150-160
4. Лебедева О., Морозов Б., Шебалина Е.О. Сетевая дипломатия: теория. История. 2019. Т. 10. № 11 (85). https://doi.org/10.17223/15617793/506/10
5. Могилевский К.И. Об инициативах России в области образования и науки в рамках сотрудничества с государствами объединения БРИКС. Международная жизнь. 2024. Специальный выпуск: Российское председательство в БРИКС – 2024: Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности. С. 92-101.
6. Морозов В.М. Сетевая дипломатия: подходы к израильско-палестинскому конфликту. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История, регионоведение, международные отношения. 2021. Т. 26. № 1. С. 145–156. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.1.13
7. Adler R., Firestone C.M. Diplomacy in the age of networks, Washington DC: The Aspen Institute. 2018. https://csreports.aspeninstitute.org/documents/ADDTech2017.pdf

Для цитирования:

Залывский М.Н., де Оливейра Бундер Т.С. Сетевая дипломатия РАФУ: продвижение «духа БРИКС» в образовании. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 75–91. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-75-91

For citation:

Zalyvskiy M.N., de Oliveira Bunder T.C. (2025). RAFU’s Network Diplomacy: Cultivating the BRICS Spirit in Education. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 75–91. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-75-91

Развитие системы начального и среднего общего образования в Республике Кения (1963–2022 гг.)

Автор:

Рахматуллин Ш.Д.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74

Аннотация:

Статья посвящена исследованию процесса развития образования в Республике Кения с 1963 г. по 2022 г., то есть с момента обретения независимости до настоящего времени. В рассматриваемый период система образования страны претерпела значительные изменения. В работе анализируются ключевые этапы реформы образовательной политики, начиная с предпринятых первым президентом Джомо Кениаты, заканчивая работой правительства президента Ухуру Кениаты. Особое внимание уделяется основным достижениям в сфере образования, таким как увеличение доступа к базовому образованию, создание программ по улучшению качества обучения, внедрение современных технологий в учебный процесс. Рассматриваются проблемы и вызовы, с которыми сталкивается система образования, в том числе неравенство в доступе к обучению для различных слоев населения, нехватка кадровых ресурсов. Аргументы подкреплены данными статистического института ЮНЕСКО, Всемирной базы данных о неравенстве в сфере образования (World Inequality Database on Education, WISE), отчетов Министерства образования Кении, а также примерами успешных инициатив на уровне государственных и частных учреждений. Был проведен региональный обзор основных направлений политики в области образования и законодательной базы Кении, а также проанализированы существующие исследования о количестве и качестве начального образования в стране. Автор подчеркивает важность образовательных реформ для социально-экономического развития Кении. Исследование было сосредоточено на вопросах качественного образования в свете программы «Образования для всех» (ОДВ) и всеобщего начального образования (ВНО). В работе проанализированы проблемы, связанные с увеличением числа учащихся в начальных школах, и их последующее воздействие на качество образования в Кении.

Ключевые слова:

Кения, образование, кенийское образование, начальное и среднее образование, школы харамбее

Библиография:

1. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
2. Грибанова В.В., Пономарев И.В. Школа и политика. Из истории создания и реформирования школьной системы в странах Восточной и Южной Африки. М.: Институт Африки РАН, 2018.
3. Дегтерев Д.А. «Коллективная опора на собственные силы»: новое прочтение концепции в Сахеле в контексте становления многополярного мира. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 60–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-60-81
4. Матвеева Н.Ф. Школьное образование в Кении: роль инициативы «Снизу». Азия и Африка сегодня. 2013. № 3. C. 34–37.
5. Карпов Г.А. Школьное образование в колониальной Кении. Восток (Oriens). 2023. № 1. С. 115–124. https://doi.org/10.31857/S086919080023123-2
6. Матвеева Н.Ф. Кения: справочник. М.: Институт Африки РАН, 2004.
7. Хидег Г. Экономика, образование и физическое воспитание в Кении в свете статистических показателей. Ученые записки Института Африки РАН. 2021. № 3(56). C. 18-28. http://dx.doi.org/10.31132/2412-5717-2021-56-3-18-28

Для цитирования:

Рахматуллин Ш.Д. Развитие системы начального и среднего общего образования в Республике Кения (1963–2022 гг.). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 58–74. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74

For citation:

Rakhmatullin Sh.D. (2025). Development of the Primary and Secondary Education System in the Republic of Kenya (1963–2022). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 58–74. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74

Аграрное образование как важный элемент социально-экономического развития стран Субсахарской Африки

Автор:

Гаврилова Н.Г.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57

Аннотация:

Сельское хозяйство стран Субсахарской Африки (ССА) исторически занимает одно из центральных мест в обеспечении занятости населения и продовольственной безопасности данного региона. Однако в современных условиях аграрный сектор сталкивается с проблемой: оставаясь основой экономики, он теряет кадры из-за миграции молодежи в города, оттока работников в сектор услуг и добывающую промышленность. Несмотря на высокий уровень безработицы, молодежь избегает работать в сельском хозяйстве, воспринимая агросектор как низкооплачиваемую и технологически отсталую отрасль. Выход из этой ситуации автор статьи видит в трансформации аграрного образования. Современное сельское хозяйство перестает быть технологически отсталым, оно требует специалистов с навыками в агрономии, биотехнологиях, логистике, управлении и цифровых технологиях. Однако текущая система аграрного образования в ССА не соответствует этим вызовам. Для их преодоления автор предлагает проведение реформы в системе образования с изменением образовательных программ в сторону практико-ориентированного подхода. Примером может служить российская модель непрерывного агробизнес-образования, где обучение начинается в дошкольных кружках и продолжается вплоть до специализированных вузов. Цифровизация образования сделает аграрные профессии привлекательными для молодых людей. Содействовать африканской молодежи получить соответствующее образование может укрепление международного сотрудничества стран ССА с Российской Федерацией. Развитие аграрного образования является одним из ключевых условий обеспечения устойчивого прогресса в странах Африки к югу от Сахары. Его трансформация требует системного подхода, объединяющего государство, бизнес и международных партнеров.

Ключевые слова:

Субсахарская Африка, аграрное образование, социально-экономическое развитие, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, устойчивое сельское хозяйство, безработица

Библиография:

1. Абрамова И.О. Население Африки в новой глобальной экономике. М.: Инcтитут Африки РАН, 2010.
2. Ворончихина Н.А., Филимонюк Л.А. Модель непрерывного агробизнес образования. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5(72). С. 40–42.
3. Гаврилова Н.Г. Высшее образование в Африке: роль в устойчивом развитии континента. Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 2. http://doi.org/10.24412/2713-1424-2021-10006
4. Гаврилова Н.Г. Проблемы и перспективы аграрного образования в странах Африки южнее Сахары. Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 2024а. С. 239–243.
5. Гаврилова Н.Г. Формирование кадрового потенциала аграрного сектора стран Субсахарской Африки: проблемы и перспективы. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2024б. № 6. С. 22–25. http://doi.org/10.37882/2223-2974.2024.06.11
6. Гомбо Т.Ф., Мухаметзянов Р.Р. Взаимосвязь обеспечения продовольственной безопасности и развития системы образования в Анголе. От модернизации к опережающему развитию: обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства АПК, Екатеринбург, 24–25 марта 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. С. 19–22.
7. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. http://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81

Для цитирования:

Гаврилова Н.Г. Аграрное образование как важный элемент социально-экономического развития стран Субсахарской Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 42–57. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57

For citation:

Gavrilova N.G. Agricultural Education as a Key Element of Socio-Economic Development in Sub-Saharan African Countries. Journal of the Institute for African Studies. 2025. Vol. 11. № 2. Pp. 42–57. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57

Система образования Центральноафриканской Республики: преодоление колониального наследия и последствий затяжных конфликтов

Автор:

Кирикова Т.Н.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-22-41

Аннотация:

Доступ к образованию представляет собой критически важную социально-экономическую проблему для развивающихся государств, в особенности тех, которые пострадали от продолжительных вооруженных конфликтов и политической нестабильности. Конфликты значительно ухудшили инфраструктуру образования, что привело к закрытию многих школ. Политическая нестабильность усугубляла эту ситуацию, отвлекая ресурсы от сектора образования и подрывая усилия по разработке и реализации эффективной образовательной политики. Отсутствие безопасной среды препятствовало обучению и развитию детей, снижая перспективы социально-экономического прогресса. Эти проблемы находили свое выражение в Центральноафриканской Республике (ЦАР), на протяжении десятилетий переживавшей затяжные кризисы, вооруженные конфликты, политическую нестабильность, стагнацию экономики и социальную фрагментацию. Система образования продолжает сталкиваться с серьезными вызовами. Нехватка квалифицированных кадров, ограниченность финансирования и другие социально-экономические барьеры существенно ограничивают доступ к образованию для жителей удаленных регионов, коренных народов, кочевых племен, беженцев и внутренне перемещенных лиц. Кроме внутренних проблем, значительное влияние на образовательную систему оказывают международные и иностранные организации, некоммерческие и неправительственные организации. Их проекты, с одной стороны, продолжают обеспечивать временные решения, однако, с другой, ведут к зависимости страны от внешней помощи и формированию государственной политики, не всегда соответствующей национальным интересам. В данной статье рассматривается исторический контекст развития системы образования Центральноафриканской Республики, ее текущее состояние, влияние вооруженных конфликтов, государственные усилия и национальная стратегия в области образования, а также иностранное воздействие на образовательную политику.

Ключевые слова:

система образования, Центральноафриканская Республика, суверенитет, реформы сектора образования, учебные материалы, образование коренных и кочевых народов

Библиография:

1. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: Традиции и современность. М.: Педагогика, 1987.
2. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
3. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Перспективы реформирования образовательного кластера в Центральноафриканской Республике в соответствии с «Секторальным планом развития образования в Центральноафриканской Республике 2020–2029». Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2023а. № 4–2. С. 188–194.
4. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Проблема доступности начального образования в ЦАР в условиях современного социально-политического контекста. Казанская наука. 2023b. № 10. С. 30–32.
5. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Повышение качества образования как стратегическая задача реформирования образовательного кластера в Центральноафриканской Республике. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023с. Т. 4. № 11. С. 5–11.
6. Руднева О.Н. Артпедагогика как эффективное средство продвижения русского языка в образовательной среде Центральноафриканской Республики. Гуманитарные исследования Центральной России. 2023. № 4. С. 60–67. https://doi.org/10.24412/2541-9056-2023-429-60-67.
7. Мурафа С.В., Нгетобай М.Р. Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад). Российский журнал региональных исследований. 2024. Т. 32. № 2. С. 278–289. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.278-289

Для цитирования:

Кирикова Т.Н. Система образования Центральноафриканской Республики: преодоление колониального наследия и последствий затяжных конфликтов. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 22–41. https://doi.org/10.31132/ 2412-5717-2025-71-2-22-41

For citation:

Kirikova T.N. Education System in the Central African Republic: Overcoming the Legacy of Colonialism and the Aftermath of Prolonged Conflicts. Journal of the Institute for African Studies. 2025. Vol. 11. №. 2. Pp. 22–41. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-22-41

Образование в постконфликтных обществах: путь Анголы и Мозамбика к доступной и суверенной системе обучения

Автор:

Грибанова В.В., Гришина Н.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21

Аннотация:

В статье анализируется современное состояние образования в Анголе и Мозамбике и корни проблем, мешающих достижению этими странами подлинного культурного суверенитета ‒ совокупности социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность вне зависимости от внешнего влияния, сохранять историческую память, придерживаться традиционных духовно-нравственных ценностей, частью которого является развитая, подлинно национальная система образования. Авторы заостряют внимание на том, что обе страны, долгие годы бывшие колониями Португалии, ко времени обретения независимости имели во многом схожее наследие колониального прошлого. В период независимого развития оба государства достигли заметного прогресса в ликвидации неграмотности населения и построении системы всеобщего образования. Но антиколониальные и гражданские войны, терзавшие и Анголу, и Мозамбик на протяжении долгого времени, стали препятствием на пути экономического и социально-политического развития этих стран, в том числе и сферы образования. Колониальное образование формировалось по образцу метрополии, его характерной особенностью было почти полное отстранение представителей коренного населения от просвещения. Существенной преградой для доступа африканцев к обучению были нехватка школ и дефицит их финансирования, низкий уровень преподавания, расовая дискриминация. Последствия колониального прошлого, тяжелое наследие гражданских войн дают о себе знать и в настоящее время. В решении существующих проблем обеим странам помогают иностранные партнеры, среди которых и Российская Федерация. Готовность России к дальнейшему развитию многолетнего сотрудничества с Мозамбиком и Анголой в образовательной сфере зафиксирована на полях Второго саммита «Россия–Африка», прошедшего в 2023 году.

Ключевые слова:

образование, Ангола, Мозамбик, колониализм, дискриминация, проблема национального языка, суверенитет

Библиография:

1. Гаврилов Н.И. (ред.). Народная Республика Мозамбик. Справочник. М.: Наука, 1986.
2. Макаров Ю.С. Мозамбик. М.: Государственное издательство географической литературы, 1959.
3. Пономарев Д.К. Просвещение в колониальной Тропической Африке. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
4. Фитуни Л.Л. Народная Республика Ангола. М.: Наука, 1985.
5. Хазанов А.М. История Анголы в новое и новейшее время. М.: ИВ РАН, 1999.
6. Васильев А.М. (ред.) Африка. Энциклопедия. М.: Энциклопедия, 2010.
7. Bussotti L., Nhaueleque L.A. Processes of Ethnic and Cultural Marginalisation in Post-Colonial Africa. The Case of the Amakhuwa of Mozambique. Comunicação e Sociedade. 2022. № 41. Pp. 149–167. https://doi.org/10.17 231/comsoc.41(2022).3704

Для цитирования:

Грибанова В.В., Гришина Н.В. Образование в постконфликтных обществах: путь Анголы и Мозамбика к доступной и суверенной системе обучения. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Том 11. № 2. С. 5–21. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21

For citation:

Gribanova V.V., Grishina N.V. (2025). Education in Post-Conflict Societies: Angola and Mozambique’s Path to an Accessible and Sovereign Education System. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 5–21.https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21

Выпуск Т. 11, № 2 (71), 2025

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ АФРИКИ

РОССИЯ‒АФРИКА

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

ТЕОРИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Религии народов Африки в исследованиях советских ученых

Автор:

Ксенофонтова Н.А.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-70-1-222-225

Аннотация:

Рецензия на монографию: Шаревской Б.И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М.: Наука, 1964.

Ключевые слова:

традиционные религии Африки, синкретические христианско-африканские церкви и секты, деятельность миссионеров, колониальная политика европейских держав, история Африки.

Для цитирования:

Ксенофонтова Н.А. Религии народов Африки в исследованиях советских ученых (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 222–225. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-222-225

For citation:

Ksenofontova N.A. (2025). Religions of the Peoples of Africa in the Studies of Soviet Scholars (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 222–225. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-222-225

Католическое миссионерство в франкофонной Африке: взгляд иезуитского исследователя из Камеруна

Автор:

Головко Н.М.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-70-1-219-221

Аннотация:

Рецензия на монографию: Enyegue J.L. Competing Catholicisms: The Jesuits, the Vatican, and the Making of Postcolonial French Africa. Woodbridge: James Currey, 2022.

Ключевые слова:

иезуиты, миссионерство, католицизм, Чад, Камерун, религиозные организации

Для цитирования:

Головко Н.М. Католическое миссионерство в франкофонной Африке: взгляд иезуитского исследователя из Камеруна (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 219–221. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-219-221

For citation:

Golovko N.M. (2025). Catholic Missionary Work in Francophone Africa: The View of a Jesuit Researcher from Cameroon (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 219–221. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-219-221

Пятидесятничество в африканской и глобальной перспективе

Автор:

Куропаткина О.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-70-1-215-218

Аннотация:

Рецензия на монографию: Kaunda C.H. The Paradox of Becoming. Pentecostalicity, Planetarity, and Africanity. Lausanne: Peter Lang Group AU, 2023.

Ключевые слова:

Африка, глобальный мир, пятидесятничество, африканская теология, черная теология

Для цитирования:

Куропаткина О.В. Пятидесятничество в африканской и глобальной перспективе (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 215–218. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2025-70-1-215-218

For citation:

Kuropatkina O.V. (2025). Pentecostalism in African and Global Perspectives (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 215–218. https://doi.org/10.31132/ 2412-5717-2025-70-1-215-218

Религиозное миростроительство в Африке

Автор:

Терзунгве Д.К.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-70-1-211-214

Аннотация:

Рецензия на монографию: Kilonzo S., Chitando E., Tarusarira J. (Eds.). The Palgrave Handbook of Religion, Peacebuilding, and Development in Africa. Cham: Palgrave Macmillan, 2024. https://doi.org/10.1007/978-3-031-36829-5

Ключевые слова:

Африка, религии, миростроительство, развитие, конфликты

Для цитирования:

Терзунгве Д.К. Религиозное миростроительство в Африке (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 211–214. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-211-214

For citation:

Terzungwe D.K. (2025). Religious Peacebuilding in Africa (Review). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 211–214. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-211-214