Электоральные процессы в Демократической Республике Сан-Томе и Принсипи

Автор:

Позднякова А.П.

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности избирательной системы Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи, ее эволюция со времени обретения страной независимости в 1975 г. Особое внимание уделяется президентским выборам 2011 г. и региональным и местным выборам в парламент в 2014 г.

Ключевые слова:

конституция, Сан-Томе и Принсипи, выборы, избирательное право, избирательная система, местное самоуправление

Источники:

Позднякова А.П. Демократическая республика Сан-Томе и Принсипи. Справочно-монографическое издание. М., 2012. С. 6.
Позднякова А.П. Сан-Томе и Принсипи. Энциклопедия «Африка». Т. 2. М., 2010. С. 608–609.
Sao Tome and Principe. Assambleia nacional (National Assembly). http://www.ipu.org/parline/report/2275_E.htm. P. 1.
Politics of Sao Tome and Principe. http://en.wikipedia.org. P. 2.
Sao Tome and Pricipe’s Constitution of 1975 with Amendments through 1990. PDF. P. 7, 9, 15.
Elections in São Tomé and Prìncipe. http://africanelections.tripod.com/st,html. P. 1–4.
List of Heads of State of São Tomé and Príncipe. http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_heads-of_state-of_São Tomé… P. 3; Q&A Manuel Pinto da Costa – President of São Tomé and Príncipe. http://www.the-report.net/sao-tome-and-principe/227-q-a-manuel-pi… P. 1–3.
Raport d’Odservation de la Mission Africaine: Sao Tomé et Principe 2014. Pa.au.int/en/sites/default/files. Pdf. P. 8–14.
Ibid. P. 15–17.

Выборы и политические кризисы на Мадагаскаре

Автор:

Шленская С.М.

Аннотация:

В статье рассматривается взаимосвязь электоральных процессов (в частности президентских выборов) и политических кризисов на Мадагаскаре в разные периоды существования независимого малагасийского государства. Анализируются составляющие кризисных ситуаций, их комбинации в каждом отдельном случае. Автор дает характеристику основных политических партий, рассматривает их роль в политической жизни страны. Особое внимание уделено политическому кризису 2009–2013 гг. и путям его урегулирования.

Ключевые слова:

выборы, электоральная система, политические кризисы, Мадагаскар

Источники:

Boris J.P. Une économie en perdition // Midi Madagasikara. 21 Octobre 2013.
Имбики А. Национальное примирение: сложный случай Мадагаскара. М.: ИАфр, 2013. С. 22.
Ibid. С. 34.
Ibid. С. 32.
Cadoux С. La constitution de la Troisieme Republique malgache, Р. 65 – www.http://rappafrik.org/ FR/doc/000035.pdf
Madagascar’s Constitution of 2010. Р. 14 – www.constituteproject.jrg
A Cosmetic End to Madagascar Crisis? // Africa Report № 218, International Crisis Group, 19 May 2014, P. 22 – www/crisis group org/madagascar

Кот-д’Ивуар: электоральные реформы Ф.Уфуэ-Буаньи

Автор:

Денисова Т.С.

Аннотация:

Годы правления первого президента Кот-д’Ивуара Ф.Уфуэ-Буаньи ознаменовались проведением целого ряда реформ в социально-экономической и политической сферах. В значительной степени это коснулось и проведения парламентских и президентских выборов. Движение к политическому плюрализму в стране было реальным и имело большое политическое значение.

Ключевые слова:

Кот-д’Ивуар, Ф.Уфуэ-Буаньи, электоральные процессы, демократия, политический плюрализм, экономическое развитие

Источники:

Zolberg A. One-party Government in the Ivory Coast. Princeton (N.J.), 1969. P. 49.
Faure Y.-F. Cote d’Ivoire: Analysing a crisis // Contemporary West African States. Cambridge, 1989. P. 63.
Collier P. Wars, Guns, and Votes. N.Y., 2009. P. 157.
Contamin B., Faure Y.-F. La Bataille des enterprises publiques en Cote d’Ivoire: l’histoire d’un adjustement interne. P., 1990.
Денисова Т.С. Феликс Уфуэ-Буаньи // Восток. 1996. № 2. C. 83.
Faure Y. Democracy and Realism: Reflections on the Case of Cote D’Ivoire // Africa. 1963. № 63 (3). P. 317.
http://en.wikipedia.org/wiki/Ivorian_presidential_election,_1990
Ibidem.
Nohlen D., Krennerich M., Thibaut B. Elections in Africa: A data handbook. L., 1999. P. 311.
Faure Y. Democracy and Realism… P. 319.
Collier P. Wars, Guns, and Votes… P. 156.
Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. N.Y., 1942. P. 355.

Социально-экономическая структура аграрного сектора ЮАР

Автор:

Хаматшин А.Д.

Аннотация:

Помимо крупных товарных ферм, аграрный сектор ЮАР включает в себя большое количество домохозяйств, так или иначе занятых сельскохозяйственным производством. В настоящей работе проводится анализ различных показателей состояния крестьянских хозяйств, основанный преимущественно на данных национальной статистической службы ЮАР. Выявлена слабая вовлеченность южноафриканского сельского населения в занятие сельским хозяйством, что обусловлено исторически. В то же время при должном доступе к ресурсам (в первую очередь земле и государственной поддержке) данные домохозяйства могут стать основой новой аграрной структуры, с значительным вкладом мелкотоварного производства.

Ключевые слова:

ЮАР, сельское хозяйство, преодоление бедности, продовольственная безопасность, аграрные домохозяйства

Источники:

Земельная реформа в ЮАР // Азия и Африка сегодня. 2013. № 12; Роль стран БРИКС в реализации аграрного потенциала Африки // Проблемы современной экономики. 2013. № 4; Аграрный сектор Зимбабве: коллапс или подъем? // Азия и Африка сегодня. 2012. № 11; Сельское хозяйство и продовольственная проблема в странах Юга Африки // Африка в мировой системе продовольственной безопасности (колл. монография). М., 2015 (в печати); Сельское хозяйство ЮАР: тенденции развития // Азия и Африка сегодня. 2016. № 2 (в печати).
General household survey 2014 // Statistics South Africa. Statistical release P0318. Pretoria, 2015. P. 164–165.
Census 2011 Agricultural households // Statistics South Africa. Report № 03-11-01. Pretoria, 2013. P. 18–21.
Aliber M. et al. Land reform and livelihoods: Trajectories of change in northern Limpopo Province. South Africa. Cape Town, 2013. P. 18.

ЮАР в мировой экономике

Автор:

Сидоров В.А.

Аннотация:

Перспективы Южно-Африканской Республики (ЮАР) определяются такими факторами, как стратегически значимое географическое положение, лидирующая роль на Африканском континенте, довольно высокий (даже по международным меркам) уровень экономического развития и богатство природных ресурсов. Ликвидация апартеида привела к улучшению экономической ситуации в ЮАР и к изменению характера ее внешнеэкономических связей. Велико и экономическое, и политическое влияние ЮАР в Африке (в особенности на Юге Африки в рамках Сообщества развития Юга Африки – САДК).

Ключевые слова:

экономика ЮАР, внешнеэкономические связи, САДК, Россия – ЮАР, БРИКС, Африка

Источники:

Du Plessis S., Smit B. South Africa’s growth revival since 1994 // University of Stellenbosch: Stellenbosch Economic Working Papers, 2006. P. 3 – http://core.ac.uk/download/pdf/6358779.pdf
Topic: Informal Economy // The South African LED Network – http://led.co.za/topic/informal-economy
Скубко Ю.С. ЮАР на пути к экономике знаний: наука, университеты, инновации. М.: Институт Африки РАН, 2011. C. 90.
Данные SA Export Value HS8 (Annual) // Department: Trade and Industry, Republic of South Africa – http://tradestats.thedti.gov.za/TableViewer/tableView.aspx
The Global Competitiveness Report 2014–2015 // 2014 World Economic Forum. P. 340–341 – http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf
Battle to be the biggest bank in SA // BusinessTech, 04.05.2015 –http://businesstech.co.za/news/banking/ 86284/battle-to-be-the-biggest-bank-in-sa/
Merchandise trade (% of GDP). South Africa // World Bank – ttp://data.worldbank.org/indicator/TG.VAL. TOTL.GD.ZS?page=4
Ibid. – http://data.worldbank.org/indicator/TG.VAL.TOTL.GD.ZS
Вычислено, используя данные SA Export Value HS8 (Annual) // Department: Trade and Industry, Republic of South Africa.
Там же.
$1 = 14,2 южноафриканских рандов (на 09.11.2015).
SA Export Value HS8 (Annual) // Op. cit., Republic of South Africa.
SA Import Value HS8 (Annual) // Department: Trade and Industry, Republic of South Africa – http://tradestats.thedti.gov.za/TableViewer/tableView.aspx
SA Export Value HS8 (Annual) // Op. cit., Republic of South Africa.
SA Import Value HS8 (Annual) // Department: Trade and Industry, Republic of South Africa.
Черкасова И.В. Внешнеэкономические связи // Южно-Африканская Республика: Справочник. М.: Институт Африки РАН, 1994. С. 187.
Вычислено, используя данные Таблицы 3.
SA Export Value HS8 (Annual). Ibid.; SA Import Value HS8 (Annual) // Op. cit., Republic of South Africa.
Arvanitis А. Foreign Direct Investment in South Africa: Why Has It Been So Low? Chapter 5 // Post-Apartheid South Africa: the First Ten Years. Edited by Nowak M., Ricci L.A. Washington: IMF, 2006. P. 65 – ttps://www.imf.org/external/pubs/nft/2006/soafrica/eng/pasoafr/sach5.pdf
South Africa, Foreign Direct Investment, net inflows // World Bank – http://data.worldbank.org/ indicator/BX.KLT.DINV.CD.WD?page=4
Ibid. – http://data.worldbank.org/indicator/BX.KLT.DINV.CD.WD
Country fact sheet: South Africa. World Investment Report 2015 // UNCTAD – http://unctad.org/sections/ dite_dir/docs/wir2015/wir15_fs_za_en.pdf
Рассчитано по: South African Reserve Bank Quarterly Bulletin No 277. September 2015. S-92-93,-95 – https://www.resbank.co.za/Lists/News%20and%20Publications/Attachments/6883/09Statistical%20tables%20–%20International%20economic%20relations.pdf
Рассчитано по: Ibid. S-100-101.
Country fact sheet: South Africa. World Investment Report 2015 // UNCTAD – http://unctad.org/ sections/dite_dir/docs/wir2015/wir15_fs_za_en.pdf
Box VI.2. South Africa’s outward FDI policy: emphasis on Africa // World Investment Report, UNCTAD, 2006. P. 207 – http://unctad.org/en/Docs/wir2006ch6_en.pdf
Сапунцов А.Л. Зарубежная экспансия ТНК ЮАР // Азия и Африка сегодня. 2007. № 8. С. 37; вычислено по данным: South African Reserve Bank Quarterly Bulletin No 277. September 2015. S-96-97,-99.
Сапунцов А.Л. Там же; вычислено по данным: South African Reserve Bank Quarterly Bulletin No 277. September 2015. S-98-99.
Вычислено по данным: Ibid. S-99.
Вычислено по данным: SA Export Value HS8 (Annual). Ibid.; SA Import Value HS8 (Annual). Ibid.
Там же.
Вычислено по данным: SA Export Value HS8 (Annual). Ibid.
Вычислено по данным: SA Import Value HS8 (Annual). Ibid.
«Ренова» запустила марганцевый рудник в пустыне Калахари // МеталлИндекс. 23.03.2011 – http://www.metalindex.ru/news/2011/03/23/news_29548.html;
О горнодобывающей промышленности ЮАР. Информационный бюллетень МЭР РФ // Metaltorg.ru, 10.11.2008 – http://www.metaltorg.ru/analytics/publication/index.php?id=3207
О горнодобывающей промышленности ЮАР. Информационный бюллетень МЭР РФ // Metaltorg.ru, 10.11.2008.
Там же.
«Ренова» запустила марганцевый рудник в пустыне Калахари // МеталлИндекс. 23.03.2011.
Там же.
Выступление управляющего директора группы компаний «Ренова» Кремера В., круглый стол «Развитие сотрудничества России и ЮАР в области горнодобычи и минеральных ресурсов», 20.03.2014.
Там же.
Там же; http://www.transalloys.co.za/about.html
Выступление управляющего директора группы компаний «Ренова» Кремера В., там же.
ROSATOM offers South Africa to build the entire NPP construction and operation process chain // RIA Novosti.25.11.2013 – http://www.rosatom.ru/en/presscentre/highlights/97b03d8041f4da469bd0dfb32a194887
Россия и ЮАР подписали межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве в атомной энергетике // Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом». 22.09.2014 – http://www.rosatom.ru/ journalist/main/b6da9b004590ed359d669d9207a61cab
Высказывание В.Поликарпова, Регионального вице-президента по Центральной и Южной Африке ЗАО «Росатом – Международная сеть». 02.12.2014.
Polikarpov V. Rosatom: Business Proposition for South Africa // Russia-SA Business Council Meeting. November 7, 2014. Pretoria, South Africa. P. 22.
Высказывание В. Поликарпова, там же.
Там же.
Burkhardt P. South Africa Signs Agreement With Russia for Nuclear Power // Bloomberg. 22.09.2014; Profile // CGN – http://en.cgnpc.com.cn/n1501/n1502/index.html; Overview // KEPCO – http://cyber.kepco.co. kr/kepco/EN/A/htmlView/ENAAHP001.do?menuCd=EN010101
Высказывание В. Поликарпова. 01.10.2015.
Вычислено по данным: 4.2 World Development Indicators: Structure of output // World Bank – http://wdi.worldbank.org/table/4.2#
Воинов Ю.А. Экономика и внешнеэкономические связи ЮАР. М.: Ди График, 2009. C. 110.
Притворов А.В., Черкасова И.В. Экономические аспекты развития Юга Африки. М.: ИАфр РАН, 2006. С. 88.
MTN Global Footprint // Mobile Telephone Network – http://www.mtn.com/MTNGROUP/About/ Pages/Footprint.aspx
Our Operations // Vodacom – http://www.vodacom.com/about-us/our-operations
Ezeoha A., Uche C. South Africa, NEPAD and the African Renaissance // ASC Working Paper 64, Leiden, 2005. P. 28 – http://www.ascleiden.nl/Pdf/workingpaper64.pdf
Daniel J., Lutchman J., Comninos A. South Africa’s in Africa: trends and forecasts in a changing African political economy. P. 508–509 // State of the Nation: South Africa 2007 / Edited by Buhlungu S., Daniel J., Southall R., Lutchman J. Cape Town: HSRC Press, 2007.
South African Reserve Bank Quarterly Bulletin No 277. September 2015. S-98.
Притворов А.В., Черкасова И.В. Экономические аспекты развития Юга Африки. М.: ИАфр РАН, 2006. С. 81.
6.1.1.3 GDP at Market Prices, Total SADC, Million US $, 2000–2011 // SADC Statistical Yearbook 2011 – http://www.sadc.int/index.php/download_file/view/1504/681/
Архангельская А.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Внешняя политика ЮАР (1994–2004 гг.). М.: Институт Африки РАН, 2009. С. 80.
Корендясов Е.Н. Новое партнерство для развития Африки (НЕПАД): ответ на угрозу маргинализации континента. С. 91 // Лопатов В.В., Корендясов Е.Н., Дейч Т.Л. Мирохозяйственные связи Африки в контексте внешнеэкономических интересов России. М.: Институт Африки РАН, 2007.
Вычислено по данным: Brasilia Declaration // IBSA Dialogue Forum. 6 June 2003 – http://ibsa.nic.in/ brasil_declaration.htm; SA Export Value HS8 (Annual). Ibid.; SA Import Value HS8 (Annual). Ibid.
Грищенко В.С., Синещекова Д.А., Филиппова А.Д., Фитуни Л.Л., Чмелева Е.С. Инновационная политика: БРИКС, ЮАР и Россия // Азия и Африка сегодня. 2011. № 10. С. 26–32.
Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африка и Россия: перспективы сотрудничества в новых исторических условиях // Вестник Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. 2015. № 6 (84). С. 141–150.

Политические процессы как один из определяющих факторов реализации целей развития Африки в XXI веке (на примере Эфиопии)

Автор:

Мезенцев С.В.

Аннотация:

В статье приведен обзор некоторых политических процессов в современной Африке и дан анализ отдельных факторов, влияющих на реализацию целей ее развития. Данные аспекты рассматривались на примере Федеративной Демократической Республики Эфиопии. В частности, показаны основные этапы становления эфиопской государственности, роль и место механизмов партийного и территориального управления страной. Рассмотрена концепция этнического федерализма, являющегося ключевым для системы государственного устройства Эфиопии. Кроме этого автор предпринял попытку оценить некоторые аспекты внутриполитического положения страны и развития ситуации в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова:

политический процесс, этнический федерализм, парламентские выборы, система самоуправления, межконфессиональные отношения

Источники:

На территории современной Эфиопии проживает более 100 народностей и этнических групп, говорящих на 95 языках. Наиболее крупные: оромо, амхара, тиграи, гураге, сидамо. Кроме этого более мелкие этнические группы представлены волайте, сомали и тигре (каждый более 1 млн), афарами (ок. 600 тыс.), кушитскими этносами (кембатта, каффа, йем и др.) и нило-сахарскими этносами (нуэр, ануак, кунама, берта и др.).
Эфиопия является многоконфессиональной страной. По религиозному составу около 50% населения исповедуют христианство (нехалкидонская Эфиопская Православная Церковь); ислам суннитского толка исповедуют 33%, остальные – традиционные верования. См., например, http://geography.su/books/ item/f00/s00/z0000008/st004.shtml
Согласно официальным данным, обнародованным Национальным избирательным советом Эфиопии 22 июня, на состоявшихся 24 мая 2015 г. всеобщих парламентских выборах убедительную победу одержала правящая партия Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН), которая получила все 500 депутатских мандатов, еще 46 мест в Совете народных представителей (нижняя палата парламента) распределены между национальными партиями, которые являются ближайшими политическими союзниками РДФЭН. Также за РДФЭН и его союзниками закреплено подавляющее большинство (1987 из 2008) мест в региональных законодательных собраниях. (Источник: http://www.elec-tionethiopia.org/en/)
Richard Greenfield. Ethiopia A New Political History. London: Pall Mall Press, 1965.
Более подробно об истории религий в Эфиопии см., например: «Эфиопия Христианство, Ислам, Иудаизм» / Под редакцией проф. Хагай Эрлих. Открытый университет Израиля, 2006.
Исключением является период с мая 1936 по май 1941 г., когда страна попала под военную оккупацию фашистcкой Италии. Однако император Эфиопии Хайле Селассие покинул Эфиопию и получил убежище в Англии, откуда формально продолжал руководить движением по освобождению страны. 9 мая 1936 Италия официально объявила об аннексии Эфиопии. 1 июня король Италии был провозглашен императором, Эфиопия, Эритрея и Итальянское Сомали были объединены в колонию Итальянская Восточная Африка.
Итальянская оккупация продолжалась пять лет, но в течение всего этого времени эфиопские патриоты продолжали оказывать сопротивление захватчикам. 12 июля 1940 г. Великобритания официально признала Эфиопию своим союзником. Для организации сопротивления оккупантам Хайле Селассие самолетом прибыл в Судан. 15 января 1941 г. эфиопская армия во главе с императором начала военные действия на территории Эфиопии. Уже 5 мая 1941 г. Хайле Селассие торжественно въехал в освобожденную столицу, а 20 мая 1941 г. капитулировали последние итальянские части. Государственная независимость Эфиопии была восстановлена.
История Африки в биографиях / Под общей редакцией А.Давидсона. М., 2012. С. 1046.
Более подробно о биографии императора Теводроса II см.: Sahle Sellassie. “Warrior King”. A Biographical Novel. Shama Books. Robot printers. Addis-Ababa, 2013.
См., например: Булатович А. С войсками Менелика II. М.: Ин-т востоковедения АН СССР. ГРВЛ изд-ва «Наука», 1971; Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. М.: ГРВЛ изд-ва «Наука», 1987.
Ципкин Г.В. Эфиопия от раздробленности к политической централизации (вторая половина XIX – начало XX в.). М.: ГРВЛ изд-ва «Наука», 1980. С. 37.
http://worlds-population.com/ru/Ethiopia/
Там же.
История Африки в биографиях… С. 1054.
Там же. С 928.
http://countrymeters.info/ru/Ethiopia
http://www.eueom.eu/files/dmfile/ethiopian-constitution-1994_en.pdf
Действия временного правительства Руанды 6–7 апреля 1994 г. против представителей этнического меньшинства страны – народности тутси, и против хуту, придерживавшихся умеренных политических взглядов, направленные на полное уничтожение и тех, и других, а также, возможно, ответные действия военно-политической организации Руандийский патриотический фронт (РПФ), направленные на уничтожение хуту, организовывавших и непосредственно исполнявших убийства тутси. Число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек. Одной из причин трагедии стала противоречивая позиция ООН, выразившаяся в затягивании принятия решения на силовое вмешательство международных миротворческих сил по защите населения. См., например: http://www.un.org/ru/prevent-genocide/rwanda/rwandagenocide.shtml
http://www.africa-confidential.com/special-report/id/24/Interview_with_Hailemariam_Desalegn
См., например: Дейч Т.Л.Африка в стратегии Китая. М.: ИАфр РАН, 2008.
The Horn of Africa Intra-State and Inter-State Conflicts and Security. Edited by Redie Bereketeab. The Nordic Africa Institute, 2013. P. 3–5.
Бжезинский Збигнев. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. М., 2012. С. 48–49.
Более подробно о роли и влиянии политического ислама см.: Islamism and its Enemies in the Horn of Africa. Alex de Waal editor. Shama Books. Addis-Ababa. Ethiopia, 2004.
http://www.tvc.ru/news/show/id/66478
http://www.worldbulletin.net/news/158203/ethiopians-held-protest-against-isil-killing

Глобальное управление и развитие науки в странах Африки

Автор:

Фитуни Л.Л.

Аннотация:

В статье раскрывается влияние механизмов и институтов глобального управления на развитие науки в странах Африки. Показана роль научно-исследовательской и инновационной деятельности для реализации целей развития Африки в ХХI веке. В обозримом будущем определяющими факторами участия Африки в мировой экономике и в формировании новой системы ГУ станут ее природно-ресурсный потенциал и быстрорастущее и качественно меняющееся население. Возрастание человеческого капитала через рост научного потенциала стран континента является важным условием реализации целей развития в ХХI веке.

Ключевые слова:

цели развития, глобальное управление, Африка, наука, инновации, технологии

Источники:

Подробнее см.: Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 7. С. 3–15; Фитуни Л.Л. Смена моделей мирового развития и глобальное управление в цивилизационном измерении // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013. № 4. С. 18–29.
Ср., например, подходы Joseph K. Ngare. Neoliberal Global Governance: A Study of How International Development Organizations Transform East African Mediascapes. Carleton University (Canada), 2008; Mwangi S. Kimenyi and Nelipher Moyo, Enhancing Africa’s Voice in Global Governance // Foresight Africa: Top Priorities for the Continent in 2012. Brookings Institution. Wash. D.C., 2012. P. 12–14, и Rosenau J. The Study of World Politics. V. 2 “Globalization and Governance”. Routledge. L.-N.Y.; 2006. Ботон, Джеймс M. и Брэдфорд, Колин И.-мл., Глобальное управление: новые участники, новые правила // Финансы & развитие. Вашингтон, 2007. Декабрь. P. 10–14; Барабанов О.Н. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы // «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика». 2009. № 2 (24). С. 5–13; Войтоловский Ф. Идеология «глобального управления»: от утопий к практике // Международная жизнь. 2011. № 9. С. 69–94.
Комплексные многоаспектные исследования данной проблемы отсутствуют полностью. Существующие работы посвящены либо отдельным ее ракурсам (см., например, Shaw Т., Emerging Powers and Africa: Implications for/from Global Governance? // Politikon. Johannesburg. 2009. V. 36. № 1. P. 27–44), либо страновым подходам (такие как Bond P. South Africa’s agenda in 21st century global governance // Review of African Political Economy. 2001. V. 28. № 89. P. 415–428; Grant J.A. & Taylor I. Global governance and conflict diamonds: the Kimberley Process and the quest for clean gems // The Round Table: The Commonwealth Journal of International Affairs. L., 2004. V. 93. № 375. P. 385–401).
Саямов Ю.Н. Глобальное управление наукой – химера или требование жизни? // Век глобализации. 2015. № 2; http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/
Global Governance of Science – Report of the Expert Group on Global Governance of Science to the Science, Economy and Society Directorate, Directorate-General for Research, European Commission. Brussels, 2009.
Саямов Ю.Н. Указ. соч.
Фитуни Л.Л. Место Африки в посткризисной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. 2011. № 1. С. 15–20.

Демократизация в Кении

Автор:

Кургат Э.Дж., Мулонго Л.С., Керре П.

Аннотация:

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкивается Кения на пути демократизации и построения жизнеспособного государства и единого общества. До всеобщих выборов 2007 г. Кения рассматривалась как оазис мира и стабильности в неспокойном регионе, что было обусловлено политическими преобразованиями, никогда ранее не приводившими к насилию. Политика независимой Кении привела к возникновению идеологии, не благоприятствующей демократизации государства и эффективному формированию гражданского общества. Авторы показывают, как отсутствие демократической системы правления, в рамках которой важное место занимали бы компромисс, сотрудничество и достижение консенсуса, раскололо общество по региональному и, что еще более заметно, этническому признакам. Об этом свидетельствуют деятельность политических партий, результаты выборов и споры об изменении конституции. Гражданское общество должно инициировать и направлять дебаты по политическим вопросам, что, в свою очередь, позволит избежать насилия в условиях политической конкуренции. Рассматриваются, в частности, следующие вопросы: каково влияние политических институтов и гражданского общества на упрочение таких ценностей, как достижение мира посредством компромисса, консенсуса и толерантности в этнически поляризованном обществе? Занимало ли гражданское общество нейтральную позицию или становилось стороной в межэтнических спорах? Как и когда гражданские общества начинают активно участвовать в процессах принятия ответственных решений? Могут ли они быть объединяющей силой при строительстве нации (государства)? Поиск ответов на эти вопросы – цель данного исследования.

Ключевые слова:

Кения, выборы, демократизация, политические системы, гражданское общество

Источники:

Several authors argue that the third wave of democratization took place between 1970s and 1980s and the fourth wave began in the late 1980s i.e. closely related to the end of the Cold War. See Samuel P. Huntington, The Third wave: Democratization in the late Twentieth Century, Norman: University of Oklahoma Press, 1991; Maria Ottaway, “African Democratization and the Leninist Option”, Journal of Modern African Studies. Vol. 35. No. 1, 1997.
Thomas Ohlson and Mimmi Soderberg, Democratization and Armed Conflicts in Weak States, Department for Cooperation with Non-Governmental organizations and humanitarian assistance and Conflict Management, Elanders Novum AB, SIDA, 2003. P. 1–9.
Cherry Gertzel, The politics of Independent Kenya, Heinemann Educational Books Ltd, Nairobi, 1970, P. 1.
W.R. Ochieng and E.S. Atieno-Odhiambo eds., Decolonization and Independence in Kenya – 1940–93, East African Educational Publishers Ltd., Nairobi 1996, p. xiii.
Ibidem.
Ohlson and Soderberg, Democratization and Armed Conflict in Weak States. p.10.
“Invention” is a terminology which has been widely used by several authors in reference to nation-state building. See for instance Atieno-Odhiambo, “The invention of Kenya” in Decolonization and Independence in Kenya p. 1; David Brandling, Review of the Invention of Argentina by Nicholas Shumway, in New York Times Book Review (13th October, 1991); Eric Hobswbawn and Terence Ranger (eds), The Invention of Tradition, Cambridge, University Press, 1983.
R.H., Jackson, Quasi States: Sovereignty, International Relations and the Third World, Cambridge, Cambridge University Press, 1990.
Barry Buzan, People, States and Fear – An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era, 2nd ed., Hemel Hampstead: Harvester Wheatsheaf, 1991, p. 82–83.
Ibid., p. 79.
Kalevi J. Holsti, The State, War, and the State of War, Cambridge, Cambridge University Press, 1996, p. 82–98.
Ogot B.A., “The Politics of Populism” in B.A. Ogot and W.R. Ochieng (eds), Decolonization and Independence in Kenya, p. 201.
Ibidem.
Ohlson and Soderberg, Democratization and Armed Conflicts in Weak States. p. 13.
See: Joel D. Barkan, “Protracted transitions among Africa’s new democracies”, Democratization, Vol. 7, No. 3, 2000, p. 230; Michael Bratton and Nicolas van de Valle, Democratic Experiments in Africa: Africa-Regime Transitions in Comparative Perspective, Cambridge; Cambridge University Press, 1997, p. 61–63.
Mutahi G. Ngunyi, “Building Democracy in a Polarized Civil Society”: The Transition to Multi-party Democracy in Kenya”, In Joseph Oloke-Onyango, Kivutha Kibwana and Peter Maina (eds), Law and the Struggle for Democracy in East Africa, Clari press, Nairobi, 1996, p. 265.
Ibidem.
Ibidem.
Job, Brian L., “The Insecurity Dilemma: National, Regime, and State Securities in the Third World” in Brian, L. Job (ed); The Insecurity Dilemma – National Security in Third World States. Boulder, Lynne Rienner Publishers, 1992, p. 18.
Gordon White, “Civil Society, Democratization and Development: Clearing the Analytical Ground”, Democracy Vol. 1, No. 3, 1994, p. 379.
Marina Ottaway and Thomas Carother, Funding Virtue – Civil Society, Aid and Democracy Promotion, Washington D.C.; Carnegie Endowment for International Peace, 2000, p. 4.
Ibidem.
Cherry Gertzel, Politics in independent Kenya, p. 7.
The East African Standard, 26th April 1966.
See T.J. Mboya, Freedom and After, London, Andre Deutsch, 1963.
Ibid.
Mutahi G. Ngunyi, “Building Democracy in Polarized Civil Society: The Transition to Multi-party Democracy in Kenya” in Oleke-Onyango, Kibwana and Maina (eds), Law and the Struggle for Democracy in East Africa, p. 257.
Barkan, J., “The Rise and Fall of a Governance Realm in Kenya” in Hyden and Bratton (eds), Governance and Politics in Africa, p. 176.
Jennifer A. Widner, The Rise of a Party-State in Kenya – from “Harambee” to “Nyayo”, California Press, Oxford, 1992, p. 87.
Ibid., p. 88.
Ibid., p. 100.
Mutayi Ngungi, “Building Democracy in a Polarized Civil Society: Transition to Multi-party Democracy” in Kenya in Oloke-Onyango, Kibwana and Maina (eds), Law and the Struggle for Democracy in East Africa, 1996, p. 257.
Rene Lemarchand, “Uncivil State and Civil Societies: How illusion became reality”, The Journal of Modern African Studies, Vol. 30, 2, 1992, p. 178.
Patrick Chabal and Jean-Pascal Daloz, Africa Works – Disorder as a Political Instrument, Oxford: James Currey, 1999, p. 1–2.
Ndegwa S, “Shoes on the Other Foot for Reformists” Daily Nation, December 12, 2003.
Mathew 20:20 – 28, 1st Kings 12.
Ist Peter 5:3; II Timothy 2:15; Ephesians 5:11.
Psalms 24:1.
Amos 2:7.
John 18:37; Mathew 5:13 – 14.
Galia Sabar, Church, State, and Society in Kenya: From Mediation to Opposition, 1963 – 1993, London, Portland, OR: Frank Cass, 2002, p. 3.
Deuteronomy 17:14 – 20.
John W. De Cruchy, Christianity and Democracy: A Theology for a Just World Order, Cambridge: Cambridge University Press, 2002, p. 10–12.
Ibidem.
Ibidem.
1st Corinthians 12:12–13.
The Economic Review, March 14–21, 1997, p. 2.
Ibidem.
Ngunyi Mutahi, “Building Democracy in a Polarized Civil Society” in Law and the Struggle for Democracy, p. 259.
Ali Mazrui, “Current Socio-political Trends” in Frederick S. Arkhurst (ed), Africa in the Seventies and Eighties, New York, Praeger Publishers, 1970, p. 49.
Ogot, B.A., “The Politics of Populism” in Decolonization and Independence in Kenya, p. 194.
Ogot, B.A., “Transition from Single-party to Multi-party Political System, 1989–93” in Decolonization and Independence in Kenya, p. 239.
Ogot, B.A., “Epilogue 1989–1993” in Decolonization and Independence in Kenya, p. 249.
Daily Nation, 24th December 2002, p. 19.
http://www.kenyaweb.com
Ogot, B.A., “Epilogue 1989–93” In Decolonization and Independence in Kenya, p. 249.
Ogot, B.A., “The Decisive Years 1956 – 63” In Decolonization and Independence, p. 70.
Ibid., p. 70.
Ibid., p. 73.
Ogot, B.A., “The Politics of Populism” in Decolonization and Independence, p. 187
Goldsworth, David, Tom Mboya, “The Man Kenya Wanted to Forget.” Nairobi, Heinemann, 1982, p. 269–271.
Ibidem.
Kenya Constitution (2010). Nairobi: Kenya Law Reports.
Sunday Nation, February 1, 2004, p. 12.
Daniel Branch, Kenya: Between Hope and Despair, 1963–2011, New Haven and London: Yale University Press, 2011, p. 289.
Charles Hornsby, Kenya: A History since Independence, New York: I.B Tauris and Co. Ltd, 2012.

Дефрагментация модели участия Африки в мировой экономике: анализ системы внешних факторов

Автор:

Абрамова И.О.

Аннотация:

В статье анализируются изменения, которые произошли в характере, направленности и силе воздействия внешних (экзогенных) факторов на африканскую экономику в период 2007–2014 гг. К их числу относятся вопросы внешней помощи, условий торговли, инвестиций, денежных трансфертов, политики международных институтов, отдельных мировых держав и ТНК в отношении Африки. Автор доказывает, что Африка все еще выступает в мировом хозяйстве как часть периферии, условия участия которой в международном сотрудничестве и обмене сегодня в большей части определяются не столько ею самою, сколько ее партнерами.

Ключевые слова:

Африка, официальная помощь развитию, прямые иностранные инвестиции, экспорт, импорт, денежные переводы

Источники:

http://www.oecd.org/news/oda-in-2010/
www.africaneconomicoutlook.org/en/outlook
UNCTAD Handbook of Statistics 2015. N.Y.=Geneva, 2015. P. 302.
http://www.ft.com/cms/s/0/79ee41b6-fd84-11e4-b824-00144feabdc0.html#axzz3tdDK6quY
UNCTAD Handbook of Statistics 2015. N.Y.=Geneva, 2015. P. 302.
http://unctad.org/en/Pages/PressRelease.aspx?OriginalVersionID=189
http://www.ey.com/GL/en/Newsroom/News-releases/News-foreign-direct-investment-in-sub-saharan-afri-ca-on-the-rise
http://www.ft.com/cms/s/0/79ee41b6-fd84-11e4-b824-00144feabdc0.html#axzz3tdDK6quY
http://www.ey.com/GL/en/Newsroom/News-releases/News-foreign-direct-investment-in-sub-saharan-afri-ca-on-the-rise
http://www.ey.com/GL/en/Newsroom/News-releases/News-foreign-direct-investment-in-sub-saharan-afri-ca-on-the-rise
Абрамова И.О. Денежные переводы мигрантов: роль в социально-экономическом развитии Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7. С. 84.
www.africaneconomicoutlook.org/en/outlook
Ibidem.
http://www.un.org/en/development/desa/population/
www.africaneconomicoutlook.org/en/outlook
www.ifad.org
Абрамова И.О. Африканская миграция: опыт системного анализа. М., 2009. С. 216.
Рассчитано нами по данным IFAD и World Bank за 2007 и 2013 гг.
UNCTAD Handbook of Statistics 2015. N.Y.-Geneva, 2015. P. 18.
UN Monthly Bulletin of Statistics. 2010. October. N.Y. 2010.
UNCTAD Handbook of Statistics 2015. N.Y.-Geneva, 2015. Р. 2–3.
Абрамова И.О. Глобальный экономический кризис и страны Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 9. С. 95.
UNCTAD Handbook of Statistics 2015…….Р. 11–12.
Ibid. P. 18–19.
http://data.worldbank.org/data-catalog/africa-development-indicators
World Trade Report 2010. Trade in Natural Resources. WTO. 2010. P. 210–218.
См., например, работы Акимова А.В., Баскина В.С., Бессонова С.А., Булатова А.С., Исаева В.А., Лопатова В.В., Мельянцева В.А., Потемкина Ю.В., Рощина Г.Е., Симонии Н.А., Фитуни Л.Л., Фридмана Л.А., Чуфрина Г.И., Шитова В.Н. и ряд других.

Новый банк развития БРИКС на пути формирования обновленной мировой финансовой системы и страны Африки

Автор:

Ковальчук А.П.

Аннотация:

В статье анализируются возможности создания эффективных финансовых институтов в процессе реформирования международной финансово-валютной системы с целью сбалансированного развития стран группы БРИКС.

Ключевые слова:

глобальные финансовые ресурсы, страны БРИКС, Новый банк развития стран БРИКС, Африка, инвестиции в инфраструктурные проекты

Источники:

Фитуни Л.Л. БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития // Сборник трудов III Международной конференции НКИ БРИКС и РУДН. С. 12.
Александрова Е.Н. Теория и практика общественного развития. № 8 (2015). С. 36.
http://ufa2015.ru/brics/ Электронный ресурс офиса группы ШОС БРИКС «Уфа-2015»
http://rueconomics.ru/74328-ulyukaev-stranyi-briks-uvelichili-obem-torgovli-i-dolyu-v-mirovom-vvp/
http://tass.ru/ekonomika/2098252
http://data.worldbank.org/
Корпоративный журнал ВЭБ, Банк развития. 2014. № 4 (9). С. 2.
http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189
Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 2013. 27 марта. (http://news.kremlin.ru/ ref_notes/1430)
http://rs.gov.ru/sites/default/files/41d4f160607850ce6e9c.pdf
Альманах современной науки и образования. 2015. № 3 (93). С. 127
Фитуни Л.Л. Место Африки в посткризисной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. 2011. № 1. С. 15–20
Дейч Т.Л. БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития // Сборник трудов III Международной конференции НКИ БРИКС и РУДН. С. 47.
China and Conflict-affected States. Between Principle and Pragmatism. Sudan and South Sudan, Case Study, Safeworld, 2012. P.11.
Address by P.M. at the Plenary Session of the 2nd Africa-India Forum Summit Ministry of External Affairs of India. 24.05.2011.
Brazil Reaffirms its political and trade influence in Angola and Mozambique // Merco Press, 21.10.2011.
Abramova I., Fituni L. Competing for Africa’s Natural Resources // International Affairs: A Russian Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations. 2009. Т. 55. № 3. С. 47–58.
Вестник международных организаций. 2015. № 2. С. 22.