«Африканский гигант» и «африканская история успеха»: сравнительное исследование демократии в Нигерии и Ботсване

Автор:

Эммануэль Оладипо Оджо, Уильям Абиодун Дуйиле

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-50-2-30-50

Аннотация:

В западной литературе по африканистике за Нигерией и Ботсваной закрепились два содержательно разных атрибутивных стереотипа. Первую, как правило, именуют «африканским гигантом», вторую – «африканским чудом», «африканской историей успеха» и «бастионом африканской демократии». Работа посвящена сравнительному анализу «практики демократии» в обеих странах и уделяет особое внимание социально-экономическому и политическому аспектам. Авторы утверждают, что доступ нигерийцев к социально-экономическим благам практически отсутствует, а нигерийская модель гибридной демократии, в которой политические круги неотделимы от военных, является трагедией для страны. С другой стороны, с точки зрения авторов, некогда «чистая» демократия Ботсваны, несмотря на свои значительные достижения на этом пути, постепенно деградирует, что выражается в однопартийной политической системе, сильной президентской власти и растущем социальном неравенстве. Авторы приходят к выводу, что, хотя статус Нигерии как «африканского гиганта» и оправдан с демографической точки зрения, тем не менее проблемы социально-экономического и институционального развития, недостатки управления, а также демократических завоеваний, делают ее «больным гигантом». В то же время, с точки зрения авторов, Ботсвана, несмотря на определенную деградацию демократии, вполне может рассматриваться как «история африканского успеха», в особенности в сравнении с «африканским гигантом» и другими странами континента. Исследование опирается на документальные данные, критически осмысляемые и анализируемые авторами.

Ключевые слова:

Нигерия, Ботсвана, развитие, экономика, коррупция, ресурсы

Источники:

1. Dani Rodrik, “Introduction: What Do We Learn from Cross Country Narratives?” in Dani Rodrik (ed.), In Search of Prosperity: Analytic Narratives on Economic Growth, Princeton, NJ: Princeton University Press. 2003, pp. 1-3.
2. Some scholars and commentators have over-estimated the number of ethnic groups in Nigeria. For example, the International Institute for Democracy and Electoral Assistance, 2000, p. 90 puts the number of Nigeria’s ethnic groups at 374. Also, Otite estimates that Nigeria has a total of 389 ethnic groups while a Federal Government publication puts the number of ethnic groups in Nigeria at between 250 and 400. See Onigu Otite, Ethnic Pluralism, Ethnicity and Ethnic Conflicts in Nigeria, Ibadan: SHANESON. C.I. Limited, 2000, pp. 221-231 and Federal Republic of Nigeria, Nigeria: Its Peoples and Diversities, Lagos: Government Printer, 1987, pp. 19-20. Indeed, in an article in the Vanguard of 30 March 2017 entitled “full list of all 371 tribes in Nigeria, states where they originate”, Kunle Sowunmi opined that there were 371 ethnic nationalities in Nigeria. Whatever the number of Nigeria’s ethnic groups, one incontrovertible fact is that three out of the lot – the Hausa-Fulani, the Igbo and the Yoruba – are the majorities while the rest, in varying degrees, constitute the minorities.
3. The term ‘national question’ typically refers to issues relating to the composition and configuration of the Nigerian society, particularly the geographical and demographical imbalance amongst its diverse ethnic groups. In a bid to initiate and safeguard its economic and political interests, the British colonial administration fashioned a geographically and demographically imbalanced Nigerian nation and foisted a fractured federation on Nigerian peoples, particularly the minorities. On the eve of independence, the Federation of Nigeria consisted of three regions – North, East and West. Geographically, the Northern Region was three times larger than the Eastern and Western Regions put together as it accounted for 79% of the total geographic area compared with Western Nigeria’s 8.5% and Eastern Nigeria’s 8.3%. Demographically, till date, well over 50% of the country’s population is said to be in Northern Nigeria. See Emmanuel O. Ojo, “Minority Groups: Bridgeheads in Nigerian Politics, 1950s – 1964” in Uyilawa Usuanlele and Bonny Ibhawoh (eds.), Minority Rights and the National Question in Nigeria, New York: Palgrave Macmillan, 2017, pp. 61–84.
4. Jane Parez, “Is Botswana a Model for Democracies in Africa?”, New York Times, 16 May 1990.
5. Dayl Sharna Balfour and Peter Joyce, This is Botswana, London: Penguin, 2016, p. 2.
6. Jerry Sampson, History of Botswana, Abidjan: Sonit Education Academy, 2016, p. 1.