Исследование многообразия африканских социальных конструктов, связанных с плодовитостью на примере йоруба
Автор:
Ибрахим Фаусат Мотунрайо
DOI:
10.31132/2412-5717-2020-53-4-77-95
Аннотация:
Статья посвящена исследованию традиционных для африканского общества социальных конструктов, связанных с плодовитостью и рождаемостью. Представление о социальной реальности как о совокупности социальных конструктов становится важным трендом не только современной мысли, но и общественной практики. В этом ракурсе автор анализирует результаты собственного этнологического исследования, проведенного в сельских районах Нигерии среди крестьян, принадлежащих к этнической группе йоруба. Одним из факторов, обусловивших выбор данной социальной группы в качестве фокус-группы исследования, стала выраженная приверженность к ценностям и культуре традиционного общества нигерийской аграрной глубинки, позволившей сохранить большой пласт устного культурного наследия йоруба. Результаты исследования позволили произвести оценку распространенных конструктов в пользу многочисленности потомства. Интересным явилось выявление у йоруба конструктов в пользу невысокой плодовитости и нейтральных конструктов, не имеющих выраженной оценочной характеристики в отношении высокой или низкой рождаемости. Анализируя полученные результаты, автор приходит к выводу, что культурные конструкты йоруба, связанные с плодовитостью и рождаемостью, являются адаптивными, эмпатическими и интегративными, что, по мнению автора, свидетельствует о том, что традиционное стремление к многочисленности потомства, несмотря на свою огромную роль, не является у представителей данного этноса абсолютным.
Ключевые слова:
рождаемость, плодовитость, Африка, традиционные знания коренных народов, население, интерпретивизм, устное знание, культура
Источники:
1. Abimbola, W. 1976. Ifá: An Exposition of Ifá Literary Corpus. Ibadan, Oxford University Press.
2. Adamolekun, K. (2001). Survivors’ Motives for Extravagant Funerals among the Yorubas of Western Nigeria. Death Studies 25(7), рр. 609–619.
3. Adegbindin, O. 2014. Ifa in Yoruba Thought System. Durham: Carolina Academic Press.
4. Adesina, J.O. (2002). Sociology and Yoruba Studies: Epistemic Intervention or Doing Sociology in the ‘Vernacular’? African Sociological Review/Revue Africaine de Sociologie 6(1), рр. 91–114.
5. Akinnaso, F.N. (1983). Yoruba Traditional Names and the Transmission of Cultural Knowledge. Names 31(3), рр. 139–158.
6. Akiwowo, A.A. (1986). Contributions to the Sociology of Knowledge from an African Oral Poetry. International Sociology 1(4), рр. 343–358.
7. Awolalu, J. O. (1973). Yoruba Sacrificial Practice. Journal of Religion in Africa 5(2), рр. 81-93.
8. Barber, K. (1984). Yorùbá «Oríkì» and Deconstructive Criticism. Research in African Literatures 15(4), рр. 497–518.
9. Barber, K. (1999). Quotation in the Constitution of Yorùbá Oral Texts. Research in African Literatures 30(2), рр. 17–41.
10. Beier, H. U. (1956). Yoruba Vocal Music. African Music: Journal of the International Library of African Music 1(3), рр. 23–28.
11. Caldwell, J.C. (1981). The Mechanisms of Demographic Change in Historical Perspective. Population Studies 35(1), рр. 5-27.
12. Caldwell, J.C. (1976). Toward a Restatement of Demographic Transition Theory.» Population and Development Review, рр. 321–366.
13. Caldwell, J. C., Orubuloye, I.O. and Caldwell, P. (1992). Fertility Decline in Africa: A New Type of Transition? Population and Development Review, рр. 211–242.
14. Davis, T.J., and Kalu-Nwiwu, A. (2001). Education, Ethnicity and National Integration in the History of Nigeria: Continuing Problems of Africa’s Colonial Legacy. The Journal of Negro History 86(1), рр. 1–11.
15. Delano, I. O. 1979. Owe l’esin Oro: Yoruba Proverbs, their Meaning and Usage. Ibadan, University Press Limited.
16. Ebenso, Bassey, et al. (2012). Using Indigenous Proverbs to Understand Social Knowledge and Attitudes to Leprosy among the Yoruba of Southwest Nigeria. Journal of African Cultural Studies 24(2), рр. 208–222.
17. Fadipe, N. A. 1970. The Sociology of the Yoruba. Ibadan University press.
18. Falola, T. 1999. Yoruba Gurus: Indigenous Production of Knowledge in Africa. Africa World Press.
19. Fricke, T. (1997). The Uses of Culture in Demographic Research: A Continuing Place for Community Studies. Population and Development Review 23(4), рр. 825–832.
20. Gareau, F.H. (1988). Another Type of Third World Dependency: The Social Sciences. International Sociology 3(2), рр. 171–178.
21. Hammel, E. A. (1990). A Theory of Culture for Demography. Population and Development Review, рр. 455-485.
22. Ibrahim, F.M., and Ayodele S.J. (2017). Tradition and Limits: Polemical Construction of Body Size Among the Yoruba of Southwestern Nigeria. Journal of African American Studies 21(2), рр. 236–255.
23. Kertzer, David I. (1997). “The Proper Role of Culture in Demographic Explanation.” Chapter 7 in The Continuing Demographic Transition, edited by G.W. Jones, R.M. Douglas, J.C. Caldwell, and R.M. D’Souza. Oxford University Press, рр.137–157.
24. Lancet, The. (2017). An African-driven Health Agenda. Lancet, (editorial) 390 (10090): 96.
25. Lawal, B. (2001). Aworan: Representing the Self and its Metaphysical Other in Yoruba Art. The Art Bulletin 83(3), рр. 498–526.
26. Lawuyi, O. B., and Taiwo, O. (1990). Towards an African Sociological Tradition: A Rejoinder to Akiwowo and Makinde.» International Sociology 5(1), рр. 57–73.
27. Morton-Williams, P. (1960). Yoruba Responses to the Fear of Death. Africa 30(1), рр. 34–40.
28. Obono, O. (2003). Cultural Diversity and Population Policy in Nigeria. Population and Development Review 29(1), рр. 103–111.
29. Okolie, V. O., et al. (2018). Population Data of 21 Autosomal STR Loci in the Hausa, Igbo and Yoruba People of Nigeria. International Journal of Legal Medicine, рр. 1–3.
30. Olademo, O. (2009). Gender in Yorùbá Oral Tradition. Lagos, Nigeria: Concept Publications Limited, for: Centre for Black and African Arts and Civilization.
31. Olutayo, A. O. (2014). ‘Verstehen’, Everyday Sociology and Development: Incorporating African Indigenous Knowledge.» Critical Sociology 40(2), рр. 229–238.
32. Omobowale, A. O. (2008). Clientelism and Social Structure: An Analysis of Patronage in Yoruba Social Thought. Africa Spectrum 43(2), рр. 203–224.
33. Omobowale, A. O. (2013). Guest Editor’s Introduction: African Social Sciences Scholarship in a Globalized Academy. International Journal of Sociology 43(1), рр. 3–7.
34. Owomoyela, O. (2005). Yoruba Proverbs. USA: The Board of Regents of the University of Nebraska.
35. Park, P. (1988). Toward an Emancipatory Sociology: Abandoning Universalism for True Indigenisation. International Sociology 3(2), рр. 161–170.
36. Paulos, A. (2008). Library Resources, Knowledge Production, and Africa in the 21st century. The International Information & Library Review 40(4), рр. 251–256.
37. Payne, M. W. (1992). Akiwowo, Orature and Divination: Approaches to the Construction of an Emic Sociological Paradigm of Society. Sociological Analysis 53(2), рр. 175–187.
38. United Nations Population Fund (2019). State of World Population 2019. Accessed 18th May 2019. https://nigeria.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/SWP19%20-%20EN%20report-web-%204 %20April_3.pdf
39. Yai, O.B. (1993). In Praise of Metonymy: The Concepts of ‘Tradition’ and ‘Creativity’ in the Transmission of Yoruba Artistry Over Time and Space. Research in African Literatures 24(4), рр. 29–37.