Невесты в лохмотьях! Конфликт, политическая организация, политическое урегулирование и переход к политике многопартийности в Уганде с 1986 г.
Автор:
Ф. Кисекка-Нтале
DOI:
10.31132/2412-5717-2023-63-2-10-27
Аннотация:
После долгих пяти лет повстанческого движения (1981‒1986) Уганда перешла от кризиса к стабильности. В новых условиях быстро трансформировались политические организации. Бывшая повстанческая Национальная армия сопротивления (НАС) и ее политическое крыло Национальное движение сопротивления (НДС) прошли процесс постконфликтной трансформации, который в основном ознаменован неолиберальными реформами, и превратились в доминирующую политическую партию, подорвав прежнее влияние традиционных политических объединений.
В данной статье на основе исторического исследования автор пытается ответить на вопросы: почему послевоенное объединение НАС/НДС быстро осуществило существенное изменение политического режима после завершения партизанской войны в 1986 г.? Почему новое правительство проводит псевдонеолиберальную повестку, направленную на осуществление политики в стиле свободного рынка и демократизации после партизанской войны? Эти вопросы возникают по двум фундаментальным причинам. Во-первых, общеизвестно, что в начале 1970-х гг. глава НАС Й.К. Мусевени был марксистом-ленинцем и потому стремился утвердить социализм в качестве модели государства. Однако он становился все менее приверженным социализму, особенно к концу восстания. Почему? Во-вторых, теория послевоенного государственного строительства предполагает, что после того, как повстанцы берут власть по итогам гражданской войны, они, как правило, не имеют особого желания проводить политику либерального рыночного типа. Тогда почему НАС/НДС с крайне негативным отношением к политике рыночного типа обязуется ввести многопартийность? Как НДС осуществляло политическое урегулирование и как оно было институционализировано и инструментально реализовано с течением времени? Каковы были сопутствующие эффекты этого урегулирования в Уганде и как они могут быть оценены в свете опыта других африканских государств, переходивших от войны к миру?
Ключевые слова:
демократизация, политические партии, Национальное освободительное движение, политическая организация и политическое урегулирование
Источники:
1. Alina M.R (2017). Political Settlements and the Politics of Transformation: Where Do ‘Inclusive Institutions’ Come From. Journal of International Development. 29 (5), 559‒575.
2. Attorney General Vs Paul, K Ssemwogerere. Uganda Constitutional Court, Constitutional Appeal, volume 12, issue 3.
3. APRM (2009). Uganda Country Review Report (2009).
4. Bank of Uganda Annual Report 1983.
5. Basedau, M (2005). A Preliminary Inquiry into the Causes of One-Party Dominance in Contemporary Sub-Saharan Africa. Paper presented at the 3rd ECPR General Conference in Budapest, 10 September 2005.
6. Bell C. (2006). Peace Agreements: Their Nature and Legal Status. The American Journal of International Law. 100(2), 373‒412.
7. Bogaards, M. (2004). Counting Parties and Identifying Dominant Party Systems in Africa’, European Journal of Political Research 43, 173‒97.
8. Brett E.A. (1995). Responding to Poverty in Uganda: Structures, Policies and Prospects. Journal of International Affairs 52(1), 313–27.
9. Brett E.A. (1998). ‘Neutralizing the role of force in Uganda: The role of the military in
10. Di John, J. and Putzel, J. (2009). ‘Political Settlements: Issues Paper.’ Governance and Social Development Resources Centre, University of Birmingham.
11. Go U (1994). Civil Service Reform Program Management of Change, Kampala Uganda.
12. Hoddie, M. and Hartzell C. (2005). Power Sharing in Peace Settlements: Initiating the Transition From Civil War. In P. Roeder and D. Rothchild (eds). Sustainable Peace: Power and Democracy After Civil Wars. Ithaca and London: Cornell University Press
13. Huntington -Samuel. P (1991). Democracy’s Third Wave. Journal of Democracy, vol. 2, No. 2, pp. 12–34.
14. Kasfir N. (1983). Guerrillas and Civilian Participation: The National Resistance Army in Uganda, 1981-86. Journal of Modern African studies 43(02), 271-296 ·
15. Kelsall Tetal (2022). Political Settlements and Development. Oxford, Oxford University Press.
16. Khan M.H. (2018). Political settlements and the analysis of institutions. Journal of African Affairs, 117, (469) 636–655.
17. Kiiza J. Sabiti-Makara and Rakner, L. (2008). Electoral Democracy in Uganda. Understanding Institutional Processes and Outcomes of the 2006 Elections. Kampala, Fountain Publishers.
18. Kisekka-Ntale F. (2007). Roots of the Conflict in Northern Uganda: Journal of Politics, Social and Economic Studies 32(4), 421-451
19. Kisekka-Ntale F. (2008). African States Response to Domestic and Global Pressures: Institutional and Ideological Dilemmas in Uganda. In East African Journal of Peace and Human Rights 14(2), 369– 397.
20. Kisha, M. (2015). Political Uncertainty and its Impact on Social Service Delivery in Uganda. Journal of Africa Development, 40(4), 159‒188.
21. Kristof T (2019). Its own worst Enemy? The Ugandan Government is taking Desperate measures to Control Rising Dissent. Africa Policy Brief.
22. Kuenzi M. and Lambright G. (2001), “Party System Institutionalization in 30 African Countries”, in Party Politics, Vol.7, No.4, pp. 437‒468.
23. Laws E. (2010). ‘The ‘Revolutionary Settlement’ in 17th Century England: Deploying a Political Settlements Analysis.’ Background Paper No. 08. Developmental Leadership Program (DLP).
24. Laws E. (2012). Political Settlements, Elite Pacts, and Governments of National Unity: A Conceptual Study. Background Paper 10, Developmental Leadership Program.
25. Lindemann S. (2008). Do Inclusive Elite Bargains Matter? A Research Framework for Understanding the Causes of Civil War in Sub-Saharan Africa. Crisis States Discussion Papers. London: Crisis States Research Centre, London School of Economics Development Studies Institute.
26. Lindemann S. (2011). Inclusive Elite Bargains and the Dilemma of Unproductive Peace: A Zambian Case Study. Third World Quarterly, 32(10), 1843–869.
27. Mainwaring S. and Edurne Z. (2007). ‘Political Sequences and the Stabilization of Interparty Competition’, Party Politics 13, 155–78.
28. Makara S. (2009). The Challenge of building Strong Political Parties for Democratic Governance in Uganda: Does multiparty politics have a future? In Les Cahiers d.Afrique de l.Est No. 4 (43‒80).
29. Manning C. (2005). ‘Assessing African Party Systems after the Third Wave’, Party Politics 11, 707–27.
30. Mbaziira C. and Kisekka-Ntale F. (2010). Electoral Reforms and Political Party Participation at the Local Government Level. Makerere University
31. Movement Act (1997), article 5(1) (requiring all members of parliament to belong to the National Conference of the Movement); article 25 (requiring all adult members of a village to belong to the village movement committee).
32. Mujaju-Akiiki B. (1997). Civil Society at Bay in Uganda, in Georges Nzongola-Ntalaja and Margaret C. Lee (eds.), The State and Democracy in Africa Trenton, NJ: Africa World Press, p. 50.
33. Mukwaya A. K.K. (2003). The political and legal dilemma in transforming a movement to multi-party system in Uganda. A paper presented at CODSERIA Conference, East Africa Region,30-31 October 2003, Addis Abeba,
34. Museveni Y.K. (1997). Sowing the Mustard Seed, p. 30. Museveni observed the FRELIMO neighborhood committees during his visit to the «liberated zones» as a student at the University of Tanzania in 1968.
35. Museveni Y.K. (1997) Sowing the Mustard Seed, p. 187. See also, «Museveni Opposes Multi-Party System,» Pan African News Agency, July 25, 1997.
36. Mushemeza E.D. (2007). The functioning of a Multiparty System in Local Government: Challenges of Transition from the Movement System in Uganda ACODE Policy Briefing Paper No. 20.
37. Mutiibwa P. (1992). Uganda Since Independence. Kampala, Fountain Publishers
38. Oloka–Onyango, J. (2007) Decentralization without Human Rights. Local Governance and Access to Justice in Post-Movement Uganda. HURIPEC Working Paper No. 12.
39. Parks T. 2010. ‘Political Settlements: Implications for International Development Policy and Practice.’ Occasional Paper No. 2. The Asia Foundation.
40. Tavits M. (2005). ‘The Development of Stable Party Support: Electoral Dynamics in Post-Communist Europe’, American Journal of Political Science 49: 283–98.
41. Thelen K. (1999). Historical Institutionalism in Comparative Politics. Annual Review of Political. Science. No. 2, 369–404.
42. Tripp A.M. (2004). The Changing Face of Authoritarianism in Africa: The Case of Uganda Africa Today, Vol. 50, (3), 3‒26.