Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных перемен)
Автор:
Харитонова Е.В.
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-66-1-127-144
Аннотация:
В статье представлено междисциплинарное исследование на стыке культурологии и африканистики. Автор предполагает, что на формирование и трансформацию ценностей и смыслов в Африке оказали влияние специфические факты истории субсахарской Африки. С одной стороны, это мощный фундамент традиционной культуры. С другой ‒ колоссальный культурный слой, связанный с колониальным прошлым африканских стран, с наслоениями западной культуры и западных ценностей. Колонизация континента, борьба за свободу и независимость, расовые проблемы определили самосознание африканцев, специфику их идентификации, необходимость восстановления собственного достоинства.
В статье рассмотрены специфические африканские ценностно-смысловые блоки, связанные с фактами африканской истории. Ставится вопрос о миссии Африки и «чернокожего человека», выраженный в ценностно-смысловом блоке «чернокожий человек – спаситель веры, хранитель духовности и чести»; вопрос об уникальной «космогонической» системе представлений африканца, воплотившийся в ценности связи с предками, с природой, с землей и с небом. Приведены примеры отражения ряда ценностно-смысловых блоков в образах африканской поэзии.
1. Фитуни Л.Л. Текст и смыслы: введение в герменевтику нового миропорядка. Ученые записки Института Африки РАН. 2022. № 2 (59). С. 5‒16.
2. Мосейко А.Н. Культурные коды социума: научно-практическое значение в современной африканистике. Ученые записки Института Африки РАН. 2021. № 4 (57). С. 5‒18.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. М.: Смысл, 1997.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
5. Мосейко А.Н., Харитонова Е.В. Деловые культуры в российско-африканских отношениях (ценностно-смысловые аспекты). Азия и Африка сегодня. 2017. № 11. С. 45‒49.
6. Степин В. Человеческое познание и культура. Избранные лекции Университета. Вып. 147. СПб: СПбГУП. 2013.
7. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб: Питер, 2006.
8. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. М.–СПб, 2006.
9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
10. Косиков Г.К. Текст Интертекст Интертекстология Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.: ЛКИ, 2008.
11. Лотман Ю.М. Культура и информация. Семиосфера. СПб: Искусство, 2010.
12. Харитонова Е.В. Взаимодействие культур в ценностно-смысловом измерении (на примере российско-африканских отношений). Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17–19 мая 2018 г. СПб: СПбГУП, 2018.
13. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб: Университетская книга, 1997.
14. Редьярд Киплинг. Бремя Белых. Источник: https://lit-ra.su/redyard-kipling/bremya-belyh (дата обращения 20.03.2023)
15. Косиков Г.К. Французское литературоведение 60–70-х гг.: от структурализма к постструктурализму (проблемы методологии). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1998.
16. Поэзия Африки. Серия «Библиотека всемирной литературы». М.: Художественная литература, 1973.
17. Поэты Мали. М.: Прогресс, 1965.
18. Поэты Нигерии. М.: Прогресс, 1966.
19. Мосейко А.Н. Мадагаскар: особенности культурно-цивилизационного развития. М.: ИАфр РАН, 2018.
20. Мосейко А.Н., Харитонова Е.В. Самоопределение и идентичность в современной Африке: культурные и цивилизационные коды? (к постановке проблемы). Африканские исследования. Африка: устойчивое развитие и дипломатия диалога. М.: РУДН, 2017.
21. Muneara Mluleki, Motlhabi Mokgethi. Ubuntu and its socio-morale significance. African Ethics in Anthology of Comparative and Applied Ethics. University of Kwa-Zulu – Natal, 2009.
22. Мосейко А.Н. Проблемы и противоречия формирования цивилизационной идентичности в современной Африке (к постановке проблемы). Цивилизации. Вып. 11: Диалог цивилизаций и идея культурного синтеза в эпоху глобализации. М.: Наука, 2017.
23. Пегушев А.М. Массовые антиколониальные движения в Тропической Африке (конец XIX – начало XX в.): идеологические формы и социально-политические цели. Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке. М.: Наука, 1983.
24. Давидсон А.Б. Южная Африка. Становление сил протеста (1870–1924). М.: Наука, 1972.
25. Щербаков Н.Г. Панафриканские конгрессы после Второй мировой войны. Расизм: pro et contra в послевоенном панафриканизме. Pax Africana. Континент и диаспора в поисках себя. М., 2009.
26. Senghor L.S. De la negritude. Psychologie du Negro-africaine. Diogene, 1962. № 37.
27. Мосейко А.Н. Леопольд Седар Сенгор – философ и теоретик африканского искусства. Сенегал вчера и сегодня. М.: ИАфр РАН, 2018.
28. Senghor L.S. Negritude et Civilisation de l’Universel. Presence africaine, 1963. № 46.
29. Ляховская Н.Д. Литература Камеруна. Франкоязычные литературы Тропической Африки. М.: Наука, 1989.
30. Sartre J.-P. L’Orphée noir. Antologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de langue française. Paris, 1948.
31. Мосейко А.Н. Время и пространство в мировоззренческих системах африканских культур. Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М.: ИАфр РАН, 1996.
32. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Философские очерки. Саратов, 1989.
33. Арсеньев В.Р. Ментальные коды и поиски «мнимого»: временные и социальные циклы бамбара. Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М.: ИАфр РАН, 1996.
34. Илиаде М. Космос и история. Избранные работы. М., 1987.