Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-67-2-102-117
Аннотация:
В последние годы в целом ряде стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к власти пришли военные режимы. Статья, посвященная политическому кризису ЭКОВАС, рассматривает основные причины этих событий в регионе и подходы данной региональной организации к их решению в африканском контексте с учетом практики ОАЕ и Афросоюза. На первом этапе ЭКОВАС ввел ряд санкций против этих государств за нарушение своих международно-правовых обязательств в области демократии, прав человека, верховенства закона и надлежащего управления. Кроме того, Сообщество решило применить военную силу в Республике Нигер для того, чтобы освободить М. Базума. В ответ на эту угрозу Мали, Буркина-Фасо и Нигер 16 сентября 2023 года решили создать Альянс государств Сахеля (АГС) для самообороны для отражения агрессии войск ЭКОВАС. Кроме того, 28 января 2024 года страны АГС объявили о выходе из ЭКОВАС. Чтобы предотвратить раскол в ЭКОВАС, 24 февраля 2024 года руководством Сообщество было принято решение снять с Нигера, Мали и Гвинеи ряд ранее наложенных на них санкций по гуманитарным соображениям.
В статье подробно рассматриваются как политическая, так и правовая сторона принятых ЭКОВАС решений. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что демократия остается важным инструментом укрепления стабильности в многонациональных обществах африканских стран. По мнению авторов, можно поощрять попытки АС и ЭКОВАС решить проблемы политической нестабильности нормативными средствами. Однако санкционная политика ЭКОВАС в отношении стран-нарушителей должна основываться на существующих нормах сообщества, гуманности и реальных фактах, чтобы избежать раскола в Сообществе.
Ключевые слова:
ЭКОВАС, Гвинея, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Альянс государств Сахеля, санкция, международные договоры, демократия, военные перевороты
Библиография:
1. Аду Я.Н. и др. Незападное миротворчество как фактор многополярного мира: контуры исследовательской программы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23. № 3. С. 415‒434. http://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-3-415-434
2. Аду Я.Н. и др. Экономическое сообщество стран Западной Африки. Африка и международное право. M: РУДН, 2020. С. 61–73.
3. Аду Я.Н., Мезяев А.Б. Конфликт между ЭКОВАС и Мали: международно-правовые и политические аспекты. Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 1. С. 170–189. http://doi.org/10.17323/ 1996-7845-2023-01-07
4. Амара Д., Дегтерев Д. А., Эгамов Б. Х. «Общие интересы» в миротворческих операциях ООН в Африке: прикладной анализ кадрового состава. Проблемы национальной стратегии. 2022. № 2. С. 76–101. https://doi.org/10.52311/2079-3359_2022_2_76
5. Бокерия С.А. Партнерство ООН и АС в области миротворчества: тенденции и проблемы. Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. №2. С. 189–207. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2022-02-08
6. Aмара Д. Миротворческие стратегии ЕС в Мали: проблемы и перспективы. Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. № 12. С. 3606–3613. http://dx.doi.org/10.35775/PSI.2021.81.12.036
7. Aмара Д. Проблемы региональной безопасности в зоне Сахело-Сахары и их влияние на национальную безопасность Республики Мали. Альманах «Казачество». 2019. № 4. С. 86–92.
Для цитирования:
Аду Я.Н., Мезяев А.Б. Политические потрясения в ЭКОВАС: преобладание политики над правом. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 102–117. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-102-117
For citation:
Adu, Y.N., Mezyaev, A.B. (2024). Political Turmoil in ECOWAS: When Politics Prevails Over Law. Journal of the Institute for African Studies. № 2. Pp. 102–117. https://doi.org/10. 31132/2412-5717-2024-67-2-102-117