Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154
Аннотация:
Автор статьи рассматривает представителей социальной касты профессиональных певцов, музыкантов и сказочников ‒ гриотов, которые играют большую роль в сохранении культурного и исторического наследия народов Западной Африки. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII в. На протяжении нескольких столетий гриоты сумели сохранить свою идентичность. Однако культурная и социальная роль «ремесленников слова» претерпела значительные изменения в постколониальный период. Статья посвящена постколониальной культурной политике Модибо Кейта, Секу Туре, Леопольда Седара Сенгора. Лидеры освободившихся от колониальной зависимости государств проводили политику модернизации, направленную на возрождение культурных традиций. Они целенаправленно использовали исторически сложившийся авторитет гриотов для влияния на массы посредствам их творчества. Гриоты в этот период стали «голосом» государства, они сумели адаптировать традиционную музыку и устные предания народов манден к новым реалиям, они модернизировали свой репертуар с использованием современных музыкальных инструментов и новых аранжировок. Гриоты переделывали знаменитые хвалебные песни о легендарных героях прошлого, заменяя их имена на имена современных лидеров. Эти новые интерпретации поддерживались и спонсировались правительствами Мали, Сенегала и Гвинеи. Впоследствии, освободившись от идеологической цензуры, они обратились в своем творчестве к экономическим и социальным проблемам. Большинство гриотов остались музыкантами и певцами. Те гриоты, которые связали свою жизнь с политикой, стали советниками и пресс-атташе представителей власти. В статье показано как менялось социальное положение гриотов в постколониальный период.
Ключевые слова:
гриоты, Западная Африка, Секу Туре, Леопольд Сенгор, Модибо Кейта, постколониальная культурная политика, музыкальные коллективы
Библиография:
1. Ванюкова Д.В., Куценков П.А. Дети дождя: ногом, теллем и догоны. М., Берлин: Direct Media, 2022.
2. Евгеньева Т.В. (ред.). Этническая идентичность в современной Африке. М.: Институт Африки РАН, 2017.
3. Ксенофонтова Н.А., Ильина Н.Ю., Татаровская И.Г. Женщины и культура. Африканские традиции. Современные тенденции. М.: Институт Африки РАН, 2021.
4. Куббель Л.Е. Сонгайская держава. М.: Наука, 1974.
5. Мюллер Ф.М. Шесть систем индийской философии. М.: Академический проект, 2018.
6. Следзевский И.В. Африканский опыт догоняющей модернизации: теория и практика. Россия реформирующаяся. 2013. № 12. С. 471‒520.
7. Ольдерогге Д.А. (ред). Сундьята. Мандингский эпос. М.-Ленинград: Художественная литература, 1963.
Для цитирования:
Татаровская И.Г. Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 142–154. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154
For citation:
Tatarovskaya I.G. (2024). Adaptation of the Griot Caste in the Post-Colonial Society of West Africa. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 142–154. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154