Свобода разума: sine qua non суверенитета в Африке
Автор:
Мунене М.
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-68-3-7-18
Аннотация:
В данной статье рассматривается феномен расовой колонизации Африки европейцами и последующих продолжительных усилий по деколонизации Африканского континента. Колонизация порождала бедность. Она лишила африканцев прав и суверенитета, она стремилась уничтожить их идентичность и способность мыслить и рассуждать по-своему, она превратила все африканское в товар. Для обеспечения «эффективной» оккупации при создании колониальных государств использовались три вида инструментов: военный, административный и миссионерский.
Некоторые жители покоренных территорий не задавались вопросами, они попросту приспосабливались и принимали новый порядок как данность. Другие были вынуждены принять новый порядок, потому что не имели средств противиться ему, но при этом они продолжали размышлять о причинах своего поражения, а также о методах и целях нового порядка. Многие из тех, кто сомневался и ставил вопросы, стали антиколониалистами, возглавившими различные этапы деколонизации колониальных государств. Они оспаривали расовую основу колониализма, но не всегда ‒ созданные колонизаторами государственные структуры.
В разгар «холодной войны» это привело к попыткам придать национальный характер некоторым аспектам колониального государства, в основном через академические дисциплины, чтобы привнести в каждую из них что-то «африканское». Подобное происходило в истории, политологии, философии и теологии, а также в литературе. Это вернуло колониальным народам некоторую уверенность в себе, но колониальные структуры по-прежнему сохранялись. Такое положение привело к тому, что деколонизация стала задачей постколониального периода, вопросом свободы разума.
1. Achebe C. Things Fall Apart. London: William Heinemann, 1958.
2. Ajayi J.F.A., Espie I. (Eds.). A Thousand Years of West African History. Leiden: Brill, 1969.
3. Biney A.B. Kwame Nkrumah: An Intellectual Biography. PhD Thesis. School of Oriental and African Studies, History Department. London: University of London, 2007.
4. Césaire A. Discours sur le colonialisme. Paris: Edition Réclame, 1950.
5. Chege M. Africa’s Murderous Professors. The National Interest. 1996. № 46. Pp. 32–40.
6. Chitondo L., Chanda T.C., Mpolomoka D.L. The Ongoing Influence of French Colonialism in Former African Colonies: A Comparative Analysis. Global Scientific Journals. 2023. Vol. 11. № 11. Pp. 1020–1043.
7. Diop A. Ch. The African Origin of Civilization. Myth or Reality. London: Hill, 1974.
8. Djagalov R. The Communist University for the Toilers of the East (KUTV). Global South Studies: A Collective Publication with the Global South. 28.08.2020. https://globalsouthstudies.as.virginia.edu/key-moments/ communist-university-toilers-east-kutv (accessed: 20.09.2024)
9. Edgerton R.B. Mau Mau: An African Crucible. New York: Macmillan, 1989.
10. Etoghho E.B.A., Eben S.E.-M., Dalton A. L. French Neocolonialism in Africa: Historical Overview and Summary of Current Events. American Journal of Economics and Sociology. 2022. Vol. 81. № 5. Pp. 829–849. https://doi.org/10.1111/ajes.12493
11. Eze M.O. Pan Africanism: A Brief Intellectual History. History Compass. 2013a. Vol. 11. № 9. Pp. 663–674. https://doi.org/10.1111/hic3.12074
12. Eze M.O. Pan Africanism and the Politics of History. History Compass. 2013b. Vol. 11. № 9. Pp. 675–686. https://doi.org/10.1111/hic3.12089
13. Filatova I.I. Indoctrination or Scholarship? Education of Africans at the Communist University of the Toilers of the East in the Soviet Union, 1923–1937. Paedagogica Historica. 1999. Vol. 35. № 1. Pp. 41–66. https://doi.org/10.1080/0030923990350104
14. Gibbs T. A French Neo-colonialism? The Controversial Concept of Françafrique. The English Historical Review. 2024. Vol. 139. № 596. Pp. 193–214. https://doi.org/10.1093/ehr/cead179
15. Grey R.D. A Balance Sheet on External Assistance: France and Africa. The Journal of Modern African Studies. 1990. Vol. 28. № 1. Pp. 101–114. https://doi.org/10.1017/S0022278X00054240
16. Harsch E. Thomas Sankara: How the Leader of a Small African Country Left Such a Large Footprint. E-International Relations. 12.11.2023. https://www.e-ir.info/2023/11/12/thomas-sankara-how-the-leader-of-a-small-african-country-left-such-a-large-footprint/ (accessed: 20.09.2024)
17. Harsch E. The legacies of Thomas Sankara: a revolutionary experience in retrospect. Review of African Political Economy. 2013. Vol. 40. № 137. Pp. 358–374. https://doi.org/10.1080/03056244.2013.816947
18. James G.G.M. Stolen Legacy: Greek Philosophy is Stolen Egyptian Philosophy. New York: Philosophical Library, 1954.
19. Kenyatta J. Facing Mount Kenya. London: Secker and Warburg, 1938.
20. Maxon R.M. Struggle for Kenya: The Loss and Reassertion of Imperial Initiative, 1912–1923. London: Associated University Presses, 1993.
21. Mazrui A.A. The Africans: A Triple Heritage. London: BBC Publication, 1986.
22. Mbiti J. S. African Religions and Philosophy. Nairobi: Heinemann, 1969.
23. Moi D.T. Kenya African Nationalism: Nyayo Philosophy and Principles. Nairobi: Macmillan, 1986.
24. Munene M. Intercultural Conflict: The Fight Over Female Circumcision, 1914–1932. Mila: Journal of the Institute of African Studies. 1996. Vol. 1. Pp. 73–88.
25. Munene M. Politics and the African Intellectuals: Perspective from East Africa. In: Adeoti G., Evwierhoma M. (Eds.). After the Nobel Prize: Reflections on African Literature, Governance and Development. Lagos: Association of Nigerian Authors, 2006. Pp. 187–205.
26. Munene M. Historical Reflections on Kenya: Intellectual Adventurism, Politics and International Relations. Nairobi: University of Nairobi Press, 2012.
27. Munene M. Big Power 500-Year Cycle and Africa. Journal of Language, Technology and Entrepreneurship in Africa. 2023. Vol. 14. № 1. Pp. 116–124.
28. Munene M. Ali Mazrui: Intellectual Troublemaker. In: Adem S., Njogu K. (Eds.). The American African: Essays on the Life and Scholarship of Ali A. Mazrui. Trenton: Africa World Press, 2018. Pp. 37–60.
29. Ogot A. A History of the Southern Luo. Vol. 1. Nairobi: East African Publishing House, 1967.
30. Okon E.N., Ojakorotu V. Imperialism and Contemporary Africa: An Analysis of Continuity and Change. Journal of African Foreign Affairs. 2018. Vol. 5. № 2. Pp. 227–249.
31. Padmore G. Pan-Africanism or Communism? The Coming Struggle for Africa. London: Dobson, 1957.
32. Prosperetti E. The Hidden History of the West African Wager: Or, How Comparison with Ghana Made Côte D’Ivoire. History in Africa. 2018. Vol. 45. Pp. 29–57. https://doi.org/10.1017/hia.2018.13
33. Rodney W. How Europe Underdeveloped Africa. London: Bogle-L’Ouverture Publications, 1972.
34. Senghor L.S. Liberté: Négritude et Humanisme. Vol. 1. Paris: Seuil, 1964.
35. Shivji I.G. Critical elements of a new democratic consensus in Africa. In: Othman H. (Ed.). Reflections on Leadership in Africa: Forty Years After Independence: Essays in Honour of Mwalimu Julius K. Nyerere, on the Occasion of His 75th Birthday. Brussels: VUB University Press, 2000. Pp. 25–38.
36. Soyinka W. The Interpreters. London: Andre Deutsch, 1965.
37. Thiong’o N. Decolonizing the Mind: The Politics of Language in African Literature. London: James Currey, 1986.
38. Thiong’o N. African Identities: Pan-Africanism in the Era of Globalization and Capitalist Fundamentalism. Macalester International. 2004. Vol. 14. № 1. Pp. 21–42.
39. West M. Ali Mazrui and Kwame Nkrumah. In: Adem S., Njogu K. (Eds.). The American African: Essays on the Life and Scholarship of Ali A. Mazrui. Trenton: Africa World Press, 2018. Pp. 237–257.
Для цитирования:
Мунене М. Свобода разума: sine qua non суверенитета в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 7–18. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-7-18
For citation:
Munene M. (2024). Freedom of the mind: the sine qua non of sovereignty in Africa. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 7–18. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-7-18