К вопросу об африканской «протестной идентичности»
Автор:
Харитонова Е.В.
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79
Аннотация:
В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца.
В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд Л.С. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал.
Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.
2. Айзенштадт Ш.Н. Современная глобализация и новые цивилизационные модели. Гринин Л.Е., Ильин И.В., Коротаев А.В. (ред.). Универсальная и глобальная история. Эволюция Вселенной, Земли, жизни и общества. Волгоград: Учитель, 2012. С. 486–492.
3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма М.: Прогресс, 1990.
5. Гавристова Т.М. Мигритюд как презентация идентичности. Крылова Н.Л., Ксенофонтова Н.А. (ред.). Гендерный аспект африканской культуры: между архаикой и современностью. М.: Институт Африки РАН, 2022. С. 194–202.
6. Давидсон А.Б., Мазов С.В. (ред.). История Африки в документах, 1870–2000. Том 2. 1919–1960. М.: Наука, 2007.
7. Жаде З.А., Уджуху С.М. Феномен протестной идентичности в современном российском обществе. Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 237–243.
8. Каддафи М. Зеленая книга. М.: Концептуал, 2000.
9. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. Мостова Л.А. (ред.). Антология исследований культуры. Т. 1. СПб: Университетская книга, 1997. С. 373–384.
10. Мосейко А.Н. Леопольд Седар Сенгор – философ и теоретик африканского искусства. Элез А.Й. (отв. ред.). Сенегал вчера и сегодня. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2018. С. 15–29.
11. Мосейко А.Н. Ценностно-этическая система в Африке южнее Сахары. От прошлого – к будущему. Ученые записки Института Африки РАН. 2023. № 3 (64). С. 110–124. https://doi.org: 10.31132/2412-5717-2023-64-3-110-124
12. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.
13. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
14. Федотова Н.Н. Концепции идентичности в условиях нелинейной социокультурной динамики. Знание, понимание, умение. 2013. № 2. С. 52–62.
15. Харитонова Е.В. «Человек протестующий» в эпоху глобальных перемен (на примере стран Африканского континента и миграционного кризиса в Европе). Материалы XIX Международных Лихачевских научных чтений, 2019. https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2019/dokladi/Haritonova EV_sec2_rus_040519.pdf (дата обращения: 29.04.2024)
16. Харитонова Е.В. Традиционные африканские ценности и этика в зеркале деловых коммуникаций, или почему в Африке не приживается западная модель капитализма. Материалы XXI Международных Лихачевских научных чтений, 2023. https://www.lihachev.ru/chten/2023/sec2/Kharitonova_EV_Tradi-tsionnie_Afrikanskie_tsennosti_i_etika_2606.pdf (дата обращения: 29.04.2024)
17. Хохолькова Н.Е. Афроцентризм в США: теория и практика социокультурных трансформаций. М.: Институт Африки РАН, 2019.
18. Щербаков Н.Г. Панафриканские конгрессы после второй мировой войны. Расизм: pro et contra в послевоенном панафриканизме. Давидсон А.Б. (отв.ред.). Pax africana: континент и диаспора в поисках себя. С. 41–70. М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2009.
19. Eisenstadt S. N. The Absorption of Immigrants: A Comparative Study Based Mainly on the Jewish Community in Palestine and the State of Israel. London: Routledge and Paul, 1954.
20. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. New York: W.W. Norton, 1968.
21. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Touchstone, 1986.
22. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. 2011. Vol. 2. № 1. Pp. 1–26. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014
23. Mannoni O. Prospero and Caliban. The Psychology of Colonisation. New York: Preger, 1964.
24. Oduyoye M.A. The Value of African Religious Beliefs and Practices for Christian Theology. In: Appiah-Kubi K., Torres S. (Eds.). African Theology en Route. Maryknoll, New-York: Orbis Books, 1979. Рp. 109–116.
25. Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1. Pp. 149–152. https://doi.org/10.1525/aa.1936.38.1.02a00330
26. Said E.W. Orientalism. New York: Pantheon Books, 1978.
27. Said E.W. Culture and Imperialism. New York: A Division of Random House Inc., 1994.
28. Senghor L.S. De la negritude. Psyсhologie du Negro-africain. Diogene. 1962. № 37. Рp. 3–16
29. Senghor L.S. Liberte. Negritude et humanisme. Paris: Éditions du Seuil, 1964.
30. Smelser N.J. On Comparative Analysis, Interdisciplinarity and Internationalization in Sociology. International Sociology. Vol. 18. № 04, 2003. Pр. 643–657. https://doi.org/10.1177/0268580903184001
31. Zalewski I. Alfred Schütz Revisited: Social Exclusion of Refugees in Brandenburg. Qualitative Sociology Review. 2022. Vol. 18. № 2. Pp. 72–88. https://doi.org/10.18778/1733-8077.18.2.04
Для цитирования:
Харитонова Е.В. К вопросу об африканской «протестной идентичности». Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 64–79. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79
For citation:
Kharitonova E.V. On the Question of African “Protest Identity”. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 3. Pp. 64–79. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79