К вопросу об африканской «протестной идентичности»

Автор:

Харитонова Е.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79

Аннотация:

В статье представлен аналитический обзор подходов к возникновению африканской протестной идентичности. В ней рассматриваются причины и формы протестной идентичности в Африке как в историческом ракурсе, так и в современности. Африканская протестная идентичность связана с колониальным культурным давлением и представляет собой реакцию на дискредитацию африканской культуры и личности африканца.

В исследовании выделены два противоположных подхода к колонизации. Европоцентристский подход рассматривает колонизацию как благотворный цивилизационный проект, тогда как сами африканцы видят в ней трагедию, приведшую к кризису идентичности и конструированию новых форм идентичности (Э. Блайден, негритюд Л.С. Сенгора). Африканская протестная идентичность сформировалась в противостоянии культуре белого человека и белой расе в целом. Механизм ее формирования включает создание новых бинарных оппозиций, смену оценочных полюсов, акцентирование внимания на уникальности и превосходстве африканской культуры и африканского человека. Исторический анализ и метод сравнительного анализа используются в исследовании для выявления различий и табуированных областей в межкультурном взаимодействии. Делается вывод, что африканская протестная идентичность в большинстве своих проявлений носит антиколониальный, антиглобалистский, расовый и цивилизационный характер. Процессы формирования «антинеоколониальной» африканской протестной идентичности могут активизироваться и принять форму стремления к суверенитету, субъектности, к поиску своего пути. Это требует отдельного исследования, которое автор уже начал.

Данную статью можно считать продолжением ранее опубликованного материала автора «Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии (в контексте исторических и социальных изменений)».

Ключевые слова:

Африка, постколониальность, неоколониализм, межкультурное взаимодействие, афроцентризм, «негритюд», стигматизация, протестная идентичность

Библиография:

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.
2. Айзенштадт Ш.Н. Современная глобализация и новые цивилизационные модели. Гринин Л.Е., Ильин И.В., Коротаев А.В. (ред.). Универсальная и глобальная история. Эволюция Вселенной, Земли, жизни и общества. Волгоград: Учитель, 2012. С. 486–492.
3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма М.: Прогресс, 1990.
5. Гавристова Т.М. Мигритюд как презентация идентичности. Крылова Н.Л., Ксенофонтова Н.А. (ред.). Гендерный аспект африканской культуры: между архаикой и современностью. М.: Институт Африки РАН, 2022. С. 194–202.
6. Давидсон А.Б., Мазов С.В. (ред.). История Африки в документах, 1870–2000. Том 2. 1919–1960. М.: Наука, 2007.
7. Жаде З.А., Уджуху С.М. Феномен протестной идентичности в современном российском обществе. Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 237–243.

Для цитирования:

Харитонова Е.В. К вопросу об африканской «протестной идентичности». Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 64–79. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79

For citation:

Kharitonova E.V. On the Question of African “Protest Identity”. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 3. Pp. 64–79. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-64-79