Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-69-4-49-60
Аннотация:
В статье рассматривается концепция «убунту». Этот термин, чаще встречающийся не как философское понятие, а как обозначение операционной системы, разработанной южноафриканцем Марком Шаттлвортом. Он получил такое название, поскольку программа распространяется бесплатно, а слово «убунту» в ряде языков народов в ЮАР означает человечность, гуманность к остальным.
Хотя термин «убунту» интерпретировался различно, эти интерпретации схожи у архиепископа Десмонда Туту и первого президента демократической Южно-Африканской Республики Нельсона Манделы. Сам термин стал распространяться в стране после устранения режима апартеида. Его внедрение первоначально протекало медленно, но со временем слово «убунту» стало использоваться как официальных документах, так и в названиях политических объединений. Например, в преамбуле «Белой книги» о внешней политики ЮАР отмечалось, что Южная Африка является многогранной, мультикультурной и многорасовой страной, которая воспринимает понятие убунту, как способ определения того, кто мы, и как мы относимся к другим. Таким образом, это понятие легло в основу внешнеполитического курса страны.
В ЮАР возникли Освободительное движение Убунту, пропагандирующее философию «контрибьютизма», и политическая Партия убунту, во главе с Марком Теллингером. Более того, постепенно этот термин распространился за пределы страны. И хотя Партия убунту, существовавшая в Южной Африки в 2010-х гг. не добилась успеха на выборах и прекратила существование, это понятие появилось в Нидерландах в политической партии, выступающей против расизма, в защиту граждан этой страны, имеющих черный цвет кожи.
Ключевые слова:
убунту, ЮАР, дипломатия, Марк Шаттлворт, Африканский ренессанс, Табо Мбеки, ДИРКО, Майкл Теллингер
Библиография:
1. Емельяненко Е. Принцип убунту во внутренней и внешней политике ЮАР. Международный аспект. 2023. Т. 4. № 1. С. 12–35.
2. Никонов В. Южноафриканский ренессанс. Как ЮАР выходит на глобальную арену. Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. № 5. С. 135–146.
3. Петраков М. Африка и мир – взгляд с Юга континента. Международная жизнь. 2012. № 6. С. 104–112.
4. Прокопенко Л., Шубин В. «Африканский ренессанс». Африка: поиск идентичности. Ученые записки Института Африки РАН. 2001. № 2 (24). С. 25–63.
5. Battle M. Reconciliation: The Ubuntu Theology of Desmond Tutu. Cleveland: The Pilgrim Press, 1997.
6. Besharati N.A. South African Development Partnership Agency (SADPA): Strategic Aid or Development Packages for Africa? SAIIA Report. № 12. 2013. http://www.saiia.org.za/research-reports/south-african-development-partnership-agency-sadpa-strategic-aid-or-development-packages-for-africa (accessed: 22.10.2024)
7. Bohler-Muller N. Nuanced Balancing Act: South Africa’s National and International Interests and its ‘African Agenda.’ SAIIA Occasional Paper № 120. 2012. https://saiia.org.za/researc/nuanced-balancing-act-south-africas-national-and-international-interests-and-its-african-agenda/ (accessed: 22.10.2024)
Для цитирования:
Шубин В.Г. Внешнее измерение концепции «убунту». Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 4. С. 49–60. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-49-60
For citation:
Shubin V.G. (2024). The External Dimension of the Ubuntu Concept. Journal of the Institute for African Studies. № 4. Pp. 49–60. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-49-60