Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2025-70-1-42-55
Аннотация:
Религия – это социальное явление, которое привлекает внимание человечества в силу того, что воспринимается как феномен, обеспечивающий способ достижения смысла в физической и духовной жизни. В Нигерии получили распространение три религии – африканские традиционные религии (АТР), христианство и ислам. Две последние являются богооткровенными, привнесенными в страну. В рамках двух данных религий утверждается, что каждая из них ‒ единственная, получившая Божественный мандат обращения человечества в свою веру; что эта религия состоит в поклонении монотеистическому Богу. В основе христианства находится Апостольский символ веры, в то время как в основе ислама – Хадисы Пророка. Ислам и христианство соперничают друг с другом в том смысле, что каждая из этих религий – единственная, предопределенная Богом для спасения человечества.
В АТР, напротив, нет единого Бога, и они развиваются на основе общинного социокультурного мировоззрения. Концепция верховного божества не предполагает получения откровения и распространения его по всему миру. С помощью философского анализа в данном исследовании утверждается, что христианство и ислам, в силу своих исключительных притязаний, борются за социальную гармонию и мирное сосуществование, которые имеют решающее значение для социально-экономического развития Нигерии. Напротив, акцент традиционных религий Африки на мире и общинном развитии позиционирует их как более гармоничных и ориентированных на развитие религиозной системы. В конечном итоге исследование подчеркивает роль АТР в развитии религиозной толерантности Нигерии.
Ключевые слова:
религия, религиозная толерантность, африканские традиционные религии, христианство, ислам, Нигерия
Библиография:
1. Clanston M. Toleration. In: Edwards P. (Ed.). The Encyclopedia of Philosophy. Vol. 8. New York: Macmillan, 1967. Pp. 143‒154.
2. Etuk U. Religion and Cultural Identity. Ibadan: Hope Publications, 2002.
3. Ibrahim Y.Y. Mobilizing the Mosque for Economic Recovery: An Islamic Outlook. Orita: Ibadan Journal of Religious Studies. 1993. Vol. 25. № 1-2. Pp. 91‒104.
4. Idowu E. B. Olódùmarè: God in Yoruba Belief. London: Longman, 1962.
5. Ihuah A S., Nor Z.M. African Traditional Religion and African Philosophy. In: Aderibigbe I.S., Falola T. (Eds.). The Palgrave Handbook of African Traditional Religion. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. Pp. 289‒301. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89500-6_22
6. Jahn J. Muntu: An Outline of Neo-African Culture. London: Faber and Faber, 1961.
7. Makar T. The History of Political Change among the Tiv in the 19th and 20th Centuries. Enugu: Fourth Dimension Publishing, 1994.
Для цитирования:
Нор З.М. Взгляд на религиозную толерантность в Нигерии: роль африканских традиционных религий. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 42–55. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-42-55
For citation:
Nor Z.M. (2025). A View on Religious Tolerance in Nigeria: A Role of the African Traditional Religion (ATR). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. No. 1. Pp. 42–55. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-42-55