Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2025-70-1-26-41
Аннотация:
В данной статье рассматривается ключевая роль церквей в оказании социальной помощи в Анголе и в Демократической Республике Конго (ДРК). С помощью этнографических наблюдений и сравнительного анализа автор исследует вклад исторических церквей, африканских независимых церквей и церквей возрождения в образование, здравоохранение, разрешение конфликтов и развитие общин. В то время как исторические церкви остаются лидерами в деле социальных преобразований благодаря своему давнему миссионерскому наследию, независимые церкви и некоторые возрожденческие движения демонстрируют достаточно устойчивый и инновационный подход, несмотря на имеющиеся финансовые проблемы и структурные ограничения. В данном исследовании подробно анализируются системные вызовы, ослабляющие роль церквей как важнейших партнеров в социальных преобразованиях. Речь идет о проблемах управления, политической кооптации и внутрирелигиозных разногласиях, которые порождают гегемонистское церковное управление, глубоко укоренившееся в этнической динамике и подкрепленное культурой лояльности коррумпированному руководству, часто движимому соображениями личного социально-экономического благополучия и самообогащения. С другой стороны, в статье подчеркивается незаменимая роль церковных учреждений в холистическом развитии общества. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что устойчивые партнерские отношения между церквями, правительствами и международными организациями могут усилить позитивные социальные преобразования и инклюзивное развитие в Африке. Партнерский характер отношений может сформировать возможности по обеспечению подотчетности, что позволит религиозным организациям сохранить свой авторитет в качестве ключевых партнеров в деле повышения благосостояния населения континента.
Ключевые слова:
социальная помощь, Ангола, исторические церкви, африканские независимые церкви, церкви возрождения, образование, здравоохранение, разрешение конфликтов, религия и общество, религиозные организации
Библиография:
1. Blanes R.L. A Prophetic Trajectory: Ideologies of Place, Time and Belonging in an Angolan Religious Movement. New York: Berghahn Books, 2022.
2. Bourdieu P. La Distinction:Critique sociale du jugement. Paris: Les Éditions de Minuit, 1979.
3. Carducci F., Péclard. D. Être Tokoïste pour Être Citoyen. Pratiques Religieuses et Subjectivation Citoyenne en Angola. Lusotopie. 2021. Vol. XX. № 1–2. Pp. 1–20. https://doi.org/10.4000/lusotopie.2254
4. Coffey A., Atkinson P. Making sense of qualitative data: Complementary research strategies. SAGE Publications, 1996.
5. Douglas M. A Feeling for Hierarchy. In: Heft. J.L. (Ed.). Believing Scholars: Ten Catholic Intellectuals. New York: Fordham University Press, 2009. Pp. 94–120.
6. Ela J.M. My Faith as an African. New York: Orbis Books, 2009.
7. Foucault M. Surveiller et Punir: Naissance de la Prison. Paris: Gallimard, 1975.
8. Janzen J.M. The Quest for Therapy in Lower Zaire. Berkeley: University of California Press, 1978.
Для цитирования:
Нгудианкама А.Н. На стыке веры и социальных преобразований: этнографические наблюдения из церквей ДРК и Анголы. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 26–41. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-26-41
For citation:
Ngudiankama N.A. (2025). At the Crossroads of Faith and Social Action: Ethnographic Insights from Churches in the DRC and Angola. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 26–41. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-26-41