«Потомки Одудувы». Историческая традиция йоруба: аутентичность, культурный контакт и политический дискурс

Автор:

Пакин А.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2027-70-1-69-83

Аннотация:

Статья посвящена устной исторической традиции о происхождении государств и правителей йоруба. Традиция фиксировалась в условиях культурного контакта с европейской цивилизацией, благодаря которому она существует не только сама по себе, но и в политическом и научном дискурсе. Автор останавливается на главных чертах современного политического дискурса и самого феномена исторической традиции народов йоруба. В статье рассматриваются три аспекта бытования исторической традиции – традиции как таковой, традиции, как она существует в современном политическом дискурсе, и проблемах ее аутентичности. Прежде всего – традиция о происхождении линиджа правителя и народа – инструмент политического влияния правителей йоруба. Таковым он оставался и после прихода англичан. Автор показывает, как менялось применение традиции от ранних лет протектората до периода независимости. В ходе междоусобных йорубских войн традиционные городские центры уступили свое влияние новым городам с военной экономикой. В системе протектората они по-прежнему занимали ведущее место в правящих советах вождей. На этом фоне разворачивалось противостояние правителей старых городов – Ойо, создавшего в XVII в. империю и Иле-Ифе, древнейшего города йоруба. С приходом независимости, мифы о творении земли в Иле-Ифе стали базой для пан-йорубской агитации усилиями известного политика Обафеми Аволово, еще в 1945 г. создавшего в Лондоне организацию «Потомков Одудувы», в которую вошли вожди и интеллигенция йоруба. Сегодня традиционный правитель Ифе, оони, по-прежнему пользуется авторитетом политических партий, благословляя их деятельность.

Ключевые слова:

йоруба, Ифе, Ойо, устная историческая традиция, Нигерия, протекторат, Дагомея, Одудува

Библиография:

1. Бондаренко Д.М. Доимперский Бенин. Формирование и эволюция социально-политических институтов. М.: Институт Африки РАН, 2001.
2. Кочакова Н.Б. Иле-Ифе: интеграционные функции сакрально-культурного центра в прошлом и настоящем. Следзевский И.В., Бондаренко Д.М. (ред.) Африка: общества, культуры, языки (Взаимодействие культур в процессе социально-экономической и политической трансформации местных обществ. История и современность). М.: Институт Африки РАН, 1998. С. 27–38.
3. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации: Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея. М.: Наука, 1986.
4. Мерсье П. Гвинея Западная и Восточная. Ольдерогге Д.А. (ред.). История Тропической Африки (с древнейших времен до 1800 г.). М.: Наука, 1984. С. 226–246.
5. Пакин А.В. К проблеме «национального сознания» в Нигерии: историческая традиция в периоды протектората и независимости. Россия и Африка. Проблемы национально-государственной идентичности. М: Институт Африки РАН, 2012. С. 125–148.
6. Пакин А.В. Устная историческая традиция йоруба и ее актуализация в современных контекстах. Кавыкин О.И. (ред.). Антропология Африки: новые объекты исследования. М.: Институт Африки РАН, 2018. С. 54–71.
7. Akinwumi O. Oral Tradition in Changing Political Contexts: The Kisra Legend in Northern Borgu. History in Africa. 1998. Vol. 25. Pp. 1–7. https://doi.org/10.2307/3172177

Для цитирования:

Пакин А.В. «Потомки Одудувы». историческая традиция йоруба: аутентичность, культурный контакт и политический дискурс. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т.11. № 1. С. 69–83. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-69-83

For citation:

Pakin A.V. (2025). Descendants of Oduduwa. Yoruba Historical Tradition: Authenticity, Cultural Contact, and Political Discourse. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 69–83. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-69-83