Аграрное образование как важный элемент социально-экономического развития стран Субсахарской Африки

Автор:

Гаврилова Н.Г.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57

Аннотация:

Сельское хозяйство стран Субсахарской Африки (ССА) исторически занимает одно из центральных мест в обеспечении занятости населения и продовольственной безопасности данного региона. Однако в современных условиях аграрный сектор сталкивается с проблемой: оставаясь основой экономики, он теряет кадры из-за миграции молодежи в города, оттока работников в сектор услуг и добывающую промышленность. Несмотря на высокий уровень безработицы, молодежь избегает работать в сельском хозяйстве, воспринимая агросектор как низкооплачиваемую и технологически отсталую отрасль. Выход из этой ситуации автор статьи видит в трансформации аграрного образования. Современное сельское хозяйство перестает быть технологически отсталым, оно требует специалистов с навыками в агрономии, биотехнологиях, логистике, управлении и цифровых технологиях. Однако текущая система аграрного образования в ССА не соответствует этим вызовам. Для их преодоления автор предлагает проведение реформы в системе образования с изменением образовательных программ в сторону практико-ориентированного подхода. Примером может служить российская модель непрерывного агробизнес-образования, где обучение начинается в дошкольных кружках и продолжается вплоть до специализированных вузов. Цифровизация образования сделает аграрные профессии привлекательными для молодых людей. Содействовать африканской молодежи получить соответствующее образование может укрепление международного сотрудничества стран ССА с Российской Федерацией. Развитие аграрного образования является одним из ключевых условий обеспечения устойчивого прогресса в странах Африки к югу от Сахары. Его трансформация требует системного подхода, объединяющего государство, бизнес и международных партнеров.

Ключевые слова:

Субсахарская Африка, аграрное образование, социально-экономическое развитие, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, устойчивое сельское хозяйство, безработица

Библиография:

1. Абрамова И.О. Население Африки в новой глобальной экономике. М.: Инcтитут Африки РАН, 2010.
2. Ворончихина Н.А., Филимонюк Л.А. Модель непрерывного агробизнес образования. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5(72). С. 40–42.
3. Гаврилова Н.Г. Высшее образование в Африке: роль в устойчивом развитии континента. Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 2. http://doi.org/10.24412/2713-1424-2021-10006
4. Гаврилова Н.Г. Проблемы и перспективы аграрного образования в странах Африки южнее Сахары. Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 2024а. С. 239–243.
5. Гаврилова Н.Г. Формирование кадрового потенциала аграрного сектора стран Субсахарской Африки: проблемы и перспективы. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2024б. № 6. С. 22–25. http://doi.org/10.37882/2223-2974.2024.06.11
6. Гомбо Т.Ф., Мухаметзянов Р.Р. Взаимосвязь обеспечения продовольственной безопасности и развития системы образования в Анголе. От модернизации к опережающему развитию: обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства АПК, Екатеринбург, 24–25 марта 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2022. С. 19–22.
7. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. http://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81

Для цитирования:

Гаврилова Н.Г. Аграрное образование как важный элемент социально-экономического развития стран Субсахарской Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 42–57. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57

For citation:

Gavrilova N.G. Agricultural Education as a Key Element of Socio-Economic Development in Sub-Saharan African Countries. Journal of the Institute for African Studies. 2025. Vol. 11. № 2. Pp. 42–57. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-42-57