Развитие системы начального и среднего общего образования в Республике Кения (1963–2022 гг.)

Автор:

Рахматуллин Ш.Д.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74

Аннотация:

Статья посвящена исследованию процесса развития образования в Республике Кения с 1963 г. по 2022 г., то есть с момента обретения независимости до настоящего времени. В рассматриваемый период система образования страны претерпела значительные изменения. В работе анализируются ключевые этапы реформы образовательной политики, начиная с предпринятых первым президентом Джомо Кениаты, заканчивая работой правительства президента Ухуру Кениаты. Особое внимание уделяется основным достижениям в сфере образования, таким как увеличение доступа к базовому образованию, создание программ по улучшению качества обучения, внедрение современных технологий в учебный процесс. Рассматриваются проблемы и вызовы, с которыми сталкивается система образования, в том числе неравенство в доступе к обучению для различных слоев населения, нехватка кадровых ресурсов. Аргументы подкреплены данными статистического института ЮНЕСКО, Всемирной базы данных о неравенстве в сфере образования (World Inequality Database on Education, WISE), отчетов Министерства образования Кении, а также примерами успешных инициатив на уровне государственных и частных учреждений. Был проведен региональный обзор основных направлений политики в области образования и законодательной базы Кении, а также проанализированы существующие исследования о количестве и качестве начального образования в стране. Автор подчеркивает важность образовательных реформ для социально-экономического развития Кении. Исследование было сосредоточено на вопросах качественного образования в свете программы «Образования для всех» (ОДВ) и всеобщего начального образования (ВНО). В работе проанализированы проблемы, связанные с увеличением числа учащихся в начальных школах, и их последующее воздействие на качество образования в Кении.

Ключевые слова:

Кения, образование, кенийское образование, начальное и среднее образование, школы харамбее

Библиография:

1. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
2. Грибанова В.В., Пономарев И.В. Школа и политика. Из истории создания и реформирования школьной системы в странах Восточной и Южной Африки. М.: Институт Африки РАН, 2018.
3. Дегтерев Д.А. «Коллективная опора на собственные силы»: новое прочтение концепции в Сахеле в контексте становления многополярного мира. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 60–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-60-81
4. Матвеева Н.Ф. Школьное образование в Кении: роль инициативы «Снизу». Азия и Африка сегодня. 2013. № 3. C. 34–37.
5. Карпов Г.А. Школьное образование в колониальной Кении. Восток (Oriens). 2023. № 1. С. 115–124. https://doi.org/10.31857/S086919080023123-2
6. Матвеева Н.Ф. Кения: справочник. М.: Институт Африки РАН, 2004.
7. Хидег Г. Экономика, образование и физическое воспитание в Кении в свете статистических показателей. Ученые записки Института Африки РАН. 2021. № 3(56). C. 18-28. http://dx.doi.org/10.31132/2412-5717-2021-56-3-18-28

Для цитирования:

Рахматуллин Ш.Д. Развитие системы начального и среднего общего образования в Республике Кения (1963–2022 гг.). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 58–74. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74

For citation:

Rakhmatullin Sh.D. (2025). Development of the Primary and Secondary Education System in the Republic of Kenya (1963–2022). Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 58–74. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-58-74