Система образования Центральноафриканской Республики: преодоление колониального наследия и последствий затяжных конфликтов

Автор:

Кирикова Т.Н.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-22-41

Аннотация:

Доступ к образованию представляет собой критически важную социально-экономическую проблему для развивающихся государств, в особенности тех, которые пострадали от продолжительных вооруженных конфликтов и политической нестабильности. Конфликты значительно ухудшили инфраструктуру образования, что привело к закрытию многих школ. Политическая нестабильность усугубляла эту ситуацию, отвлекая ресурсы от сектора образования и подрывая усилия по разработке и реализации эффективной образовательной политики. Отсутствие безопасной среды препятствовало обучению и развитию детей, снижая перспективы социально-экономического прогресса. Эти проблемы находили свое выражение в Центральноафриканской Республике (ЦАР), на протяжении десятилетий переживавшей затяжные кризисы, вооруженные конфликты, политическую нестабильность, стагнацию экономики и социальную фрагментацию. Система образования продолжает сталкиваться с серьезными вызовами. Нехватка квалифицированных кадров, ограниченность финансирования и другие социально-экономические барьеры существенно ограничивают доступ к образованию для жителей удаленных регионов, коренных народов, кочевых племен, беженцев и внутренне перемещенных лиц. Кроме внутренних проблем, значительное влияние на образовательную систему оказывают международные и иностранные организации, некоммерческие и неправительственные организации. Их проекты, с одной стороны, продолжают обеспечивать временные решения, однако, с другой, ведут к зависимости страны от внешней помощи и формированию государственной политики, не всегда соответствующей национальным интересам. В данной статье рассматривается исторический контекст развития системы образования Центральноафриканской Республики, ее текущее состояние, влияние вооруженных конфликтов, государственные усилия и национальная стратегия в области образования, а также иностранное воздействие на образовательную политику.

Ключевые слова:

система образования, Центральноафриканская Республика, суверенитет, реформы сектора образования, учебные материалы, образование коренных и кочевых народов

Библиография:

1. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: Традиции и современность. М.: Педагогика, 1987.
2. Грибанова В.В. Образование и политика в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 1(50). С. 71–81. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-50-1-71-81
3. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Перспективы реформирования образовательного кластера в Центральноафриканской Республике в соответствии с «Секторальным планом развития образования в Центральноафриканской Республике 2020–2029». Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2023а. № 4–2. С. 188–194.
4. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Проблема доступности начального образования в ЦАР в условиях современного социально-политического контекста. Казанская наука. 2023b. № 10. С. 30–32.
5. Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Повышение качества образования как стратегическая задача реформирования образовательного кластера в Центральноафриканской Республике. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023с. Т. 4. № 11. С. 5–11.
6. Руднева О.Н. Артпедагогика как эффективное средство продвижения русского языка в образовательной среде Центральноафриканской Республики. Гуманитарные исследования Центральной России. 2023. № 4. С. 60–67. https://doi.org/10.24412/2541-9056-2023-429-60-67.
7. Мурафа С.В., Нгетобай М.Р. Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад). Российский журнал региональных исследований. 2024. Т. 32. № 2. С. 278–289. https://doi.org/10.15507/2413-1407.127.032.202402.278-289

Для цитирования:

Кирикова Т.Н. Система образования Центральноафриканской Республики: преодоление колониального наследия и последствий затяжных конфликтов. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 22–41. https://doi.org/10.31132/ 2412-5717-2025-71-2-22-41

For citation:

Kirikova T.N. Education System in the Central African Republic: Overcoming the Legacy of Colonialism and the Aftermath of Prolonged Conflicts. Journal of the Institute for African Studies. 2025. Vol. 11. №. 2. Pp. 22–41. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-22-41