Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2025-71-2-123-134
Аннотация:
Активное развитие сотрудничества Российской Федерации со странами Африки привело к росту численности африканских студентов в российских вузах и открытию Центров открытого образования в Африке, которые курируют педагогические вузы России. Отношения стратегического партнерства требуют пересмотра научно-педагогическим сообществом как образовательных практик со студентами-иностранцами, так и содержательных аспектов методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), в том числе усиления национально-культурной и практикоориентированной составляющей в преподавании языка. В связи с необходимостью формирования у студентов-иностранцев положительного отношения к русскому языку и русской культуре, усиления мотивации к получению российского образования актуально звучит вопрос поиска эффективных практик преподавания русского языка среди иностранцев, учитывающих национальную специфику обучающихся из Африки, в частности из Кот-д’Ивуара.
Цель настоящего исследования заключается в описании апробированных авторами статьи эффективных методов и приемов обучения русскому языку как иностранному, учитывающих этнокультурные и этнопсихологические особенности ивуарийских студентов и создающих благоприятные условия для популяризации русского языка. В статье предлагаются практические рекомендации для преподавателей РКИ, которые осуществляют образовательную деятельность на африканском континенте или работают с африканскими студентами в России. Опыт, описанный в данной статье, поможет решить некоторые практические проблемы при осуществлении образовательной деятельности в африканской аудитории. Реализация разработанной и внедренной авторами в практику преподавания системы обучения ивуарийцев русскому языку показала, что высокой эффективности можно достичь, учитывая такие особенности африканской аудитории, как эмоциональность, музыкальность, артистичность, а также возможности информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих учет многоаспектных задач и интересов обучающихся.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, методика преподавания РКИ, студенты-ивуарийцы, национально ориентированная система обучения, Африка, Кот-д’Ивуар
Библиография:
1. Арефьев А.Л., Максименко А.Ф. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ). Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 409–435.
2. Баранчук Н.А. Русский язык в Сенегале: современное состояние. Вестник Российского университета дружбы народов, серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2009. № 3. С. 40–44.
3. Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. Организационно-педагогические аспекты реализации иностранной образовательной миссии Минпросвещения России: на примере обучения студентов-африканцев русскому языку в Республике Кот-д’Ивуар. Современное педагогическое образование. 2024. № 1. С. 92–97.
4. Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. Прием ритмической организации лингводидактического материала в африканской аудитории в процессе обучения русскому языку как иностранному: из опыта работы. Россия – Африка 2023: Парадигма образования. Материалы международной научно-практической конференции, Ярославль, 14–15 декабря 2023 года. Ярославль: ЯГПУ, 2023. С. 49–59.
5. Грибанова В.В, Жерлицына Н.А. Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы. Балезин А.С. (ред.). Африка: континент и диаспора в поисках себя в XX в. М.: Институт всеобщей истории, 2008. С. 58–70.
6. Депонян К.А. Национально ориентированный подход к преподаванию русского языка как иностранного за рубежом (на примере корейских университетов). Теория и практика общественного развития. 2015. № 4.
7. Струцкая А.А. Национально-ориентированное обучение РКИ китайских студентов. Дрога М.А., Махова А.А. (ред.). Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур. Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Белгород, 22 декабря 2022 года. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2023. С. 50–55.
Для цитирования:
Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. Реализация национально ориентированного подхода в работе с африканскими студентами: из опыта работы с ивуарийцами. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 2. С. 123–134. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2025-71-2-123-134
For citation:
Gaponova Zh.K., Serogodskaya A.A. (2025). Implementation of a Nationally Oriented Approach in Working with African Students: From the Experience of Working with Ivorians. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pр. 123–134. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-123-134