Автор:
DOI:
10.31132/2412-5717-2025-71-2-135-146
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема качества общего образования Эфиопии в аспекте формирования функциональной грамотности школьников на примере региона Народов юго-запада Эфиопии. Идея настоящего научного исследования, проведенного в рамках международного сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Демократической Республики Эфиопия, заключается в организации взаимовыгодного партнерства в сфере образования двух стран и содействии повышению качества образования африканского государства. Авторами описываются результаты исследования функциональной грамотности выпускников эфиопских школ на примере города Бонга. В условиях активно развивающегося международного сотрудничества между Ульяновским государственным педагогическим университетом имени И.Н. Ульянова и эфиопскими вузами возникает задача, связанная с разработкой доступного для обеих сторон диагностического инструментария, сконструированного на основе образовательного контента, включающего информацию о России и Эфиопии. Использование данного инструментария позволило авторам осуществить оценку сформированности трех видов функциональной грамотности обучающихся: читательской, математической, естественнонаучной. Объединение показателей по каждому виду дает возможность получить обобщенную картину функциональной грамотности выпускников школ города Бонга, а именно: у большинства участников (85,2%) она находится на недостаточном уровне развития, у 12,4% – на низком, и у 2,4% респондентов зарегистрирован средний уровень развития функциональной грамотности. Авторами обозначены перспективы дальнейшего исследования функциональной грамотности у обучающихся Эфиопии, среди которых совершенствование диагностического инструментария и образовательного контента, включая увеличение его тематического разнообразия, перевод на официальные языки страны, а также расширение географии, увеличение качественно-количественных характеристик выборки.
Ключевые слова:
Эфиопия, качество образования, российско-эфиопское сотрудничество, функциональная грамотность, виды функциональной грамотности, развитие функциональной грамотности обучающихся, методика оценивания функциональной грамотности
Библиография:
1. Арская Ю.А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета). Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 22. С.141–148.
2. Грудко Т.К. Образование в Эфиопии: плюсы и минусы существующей системы. The Newman in Foreign policy. 2019. № 47 (91). С. 53–55.
3. Данилов С.В., Лукьянова М.И., Мишина А.П., Спирина Е.В., Шустова Л.П., Волошина Ю.А. Формирование функциональной грамотности обучающихся Эфиопии в условиях цифровой образовательной среды школы. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2024.
4. Данилов С.В., Лукьянова М.И., Шустова Л.П. Методика оценки сформированности функциональной грамотности школьников России и Эфиопии: международный контекст. Современные наукоемкие технологии. 2024. № 12. С. 130–134. https://doi.org/10.17513/snt.40253
5. Данилов С.В., Лукьянова М.И., Шустова Л.П., Мишина А.П. Изучение функциональной грамотности школьников на основе применения образовательного контента о России и Эфиопии: результаты апробации диагностического инструментария. Перспективы науки и образования. 2025. № 1. С. 460–482. https://doi.org/10.32744/ pse.2025.1.29
6. Захарова В.А. Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников. Управление образованием: теория и практика. 2023. Т. 13. № 4. С. 208–217. https://doi.org/10.25726/v3039-0555-6987-i
7. Кинфу З.Т. Система образования в Эфиопии: традиция и современность. Африка в поисках стратегии взаимодействия. М.: РУДН, 2010. С. 422–437.
Для цитирования:
Данилов С.В., Шустова Л.П., Мишина А.П. Функциональная грамотность выпускников эфиопских школ (на примере Региона народов юго-запада Эфиопии). Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Том 11. № 2. С. 135–146. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2025-71-2-135-146
For citation:
Danilov S.V., Shustova L.P., Mishina A.P. (2025). On the Development of Functional Literacy of Graduates of Ethiopian Schools: The Case of the Southwest Ethiopia Peoples’ Region. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 135–146. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2025-71-2-135-146