Афроцентристский феминизм в США (Концепт интеллектуального насилия и виктимизация)

Автор:

Хохолькова Н.Е.

Аннотация:

В условиях глобализации, в границах мультикультурных обществ, в рамках многонациональных государств появление симбиотических версий феминизма стало очевидным на рубеже ХХ–XXI вв.

Статья посвящена теории афроцентристского феминизма, существующей на стыке классической и постколониальной разновидностей женского движения. Особое внимание уделяется концепту интеллектуального насилия и вопросу виктимизации. Автор рассматривает историю появления, суть, основные компоненты и критику теории, предложенной африкано-американкой, социологом Патрисией Хилл Коллинз в 1990 г.

Ключевые слова:

афроцентризм, феминизм, интеллектуальное насилие, виктимизация

Источники:

The Women’s Movement Today: An Encyclopedia of Third-Wave Feminism / Ed. by L.L.Heywood. Vol. 1–2. Westport. 2006.
Глобальные и стратегические исследования. М.: Институт Африки РАН, 2002. С. 10.
Эдвард Вади Саид (1935–2003) – исследователь, критик, философ, литературовед, журналист, общественный деятель, выступавший в защиту прав палестинского народа. Автор книг «Ориентализм. Западные концепции Востока» и «Культура и империализм».
Саид Э.В. Культура и империализм / Пер с англ. А.В.Говорунова. СПб., 2012.
Там же. С. 80.
Молефи Кете Асанте (Артур Ли Смит Младший; род. 14 августа 1942 г.) – специалист в области массовых коммуникаций, философ, общественный деятель, профессор кафедры африкано-американских исследований университета Темпл (Филадельфия). Автор теории афроцентризма.
«Африканская диаспора уникальна, потому что это не национальный союз». Интервью с М.К.Асанте. http://primerussia.ru/interview_posts/493
Негритюд // Африка. Энциклопедия. М.: Институт Африки РАН, 2010. Том 2 . С. 444–445.
Collins P.H. Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness, and the Politics of Empowerment. N.Y., 1990.
Джесси Бернард (1903–1996) – американский социолог, одна из основоположниц научного феминизма.
В 2008 г. стала первой африкано-американкой на посту президента Американской социологической ассоциации.
Collins P.H. Toward an Afrocentric Feminist Epistemology – http://www.woldww.net/classes/ Principles_of_Inquiry/Collins-AfrocFemEpistemology+.htm
Ibidem.
Чандра Моханти (род. в 1955 г.) – теоретик постколониального и транснационального феминизма, социолог, профессор Сиракузского университета (штат Нью-Йорк), прославившаяся эссе «Под западным взглядом: феминистская наука и колониальные дискурсы», опубликованном в 1984 г. В своей работе исследовательница подвергла критике западный феминизм и идею «мирового сестринства». Она ввела термин «женщины третьего мира» и выдвинула тезис о двусторонней дискриминации и эксплуатации женщин колониальных стран: со стороны белых мужчин и белых женщин.
Зора Нил Хёрстон (1891–1960) – американская писательница, фольклорист, одна из самых известных деятелей движения Гарлемского ренессанса, автор романа «Их глаза видели Бога».
Глория Джин Уоткинс (род. 25 сентября 1952 г.) – афроамериканская писательница, феминистка и общественный деятель.
Одр Лорд (1934–1992) – американская писательница афро-карибского происхождения, феминистка, активистка движения в защиту гражданских прав чернокожих.
Нтозаке Шанге (род. 18 октября 1948 г.) – афроамериканская поэтесса и драматург, феминистка.
Эллис Уокер (род. 9 февраля 1944 г.) – афроамериканская писательница и общественный деятель, лауреат Пулитцеровской премии, одна из создательниц теории вуманизма.
Violence and its causes. P.: Unesco, 1981. P. 225–228.
Giroux S.S. Between Race and Reason: Violence, Intellectual Responsibility, and the University to Come. Stanford: Stanford University Press, 2010. P. 74.
Hurston Z.N. Their Eyes Were Watching God: A Novel. N.Y.: Harper Perennial Modern Classics, 2006.
Collins P.H. Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness, and the Politics of Empowerment. N.Y.: Rouledge, 2002. P. 45.
Ibidem.
http://www.woldww.net/classes/Principles_of_Inquiry/Collins-AfrocFemEpistemology+.htm Collins P.H. Toward an Afrocentric Feminist Epistemology…
Collins P.H. Black Feminist Thought… P. 112.
Ibid. P. 97.
Collins P.H. Toward an Afrocentric Feminist Epistemology…
Ibidem.
Collins P.H. Black Feminist Thought…P. 112.
Ида Белл Уэллс-Барнетт (1862–1931) – афроамериканская журналистка, издатель, суфражистка, общественный деятель, организатор кампании 1890-х против линчевания чернокожих.
Мэри Джейн Мак-Леод Бетьюн (1875–1955) – афроамериканская просветительница, преподаватель, основательница Национального совета негритянских женщин (1935 г., National Council of Negro Women, NCNW) и Университета Бетьюн-Кукман (Дайтона-Бич, штат Флорида).
Тони Моррисон (Хлоя Арделия Уоффорд; родилась 18 февраля 1931 г.) – афроамериканская писательница, просветитель, общественный деятель. Автор 10 всемирно известных романов, 7 научных монографий, ряда статей и эссе.
Кристина Ама Ата Айдо (род. 23 марта 1942 г.) – ганская писательница, министр образования Ганы в 1982–1983 гг. Проживает в Гане, Зимбабве и США, где периодически выступает с лекциями. В 2013 г. стала одной из учредительниц нигерийской литературной премии «Этисалат».
Бучи Эмечета (род. 21 иля 1944 г.) – нигерийская писательница, проживающая с 1962 г. в Великобритании. Автор более 20 романов, единственная африканка, удостоенная ордена Британской империи.
Нносенг Эллен Кейт Кузуэй (1914–2006) – южноафриканская защитница прав женщин, политик, президент Юношеской лиги Африканского национального конгресса (African National Congress (ANC) в 1960-х гг.
Цит. по: Гавристова Т.М. Бучи Эмечета: быть – значит быть знаменитой // Азия и Африка сегодня. 2015. № 1. С. 71–74.
Мария Стюарт (1803–1880) – аболиционистка, журналистка, защитница прав женщин, первая африкано-американка, выступавшая с публичными лекциями.
Collins P.H. Black Feminist Though… P. 290.
Прежде всего, по мнению П.Х.Коллинз, чернокожим феминисткам следует быть солидарными с другими сообществами в борьбе против расизма и дискриминации.
Collins P.H. Black Feminist Thought… P. 10.
Кленора Хадсон-Уимс (род. 23 июля 1945 г.) – филолог, профессор Университета Миссури.
Африкано-вуманизм – понятие и теория, введенные К.Хадсон-Уимс в 1980 г. Термин обозначает особую социальную теорию и идеологию, предложенную женщинам африканского происхождения в качестве альтернативы феминизму.
Encyclopedia of Black Studies / Ed. by M.K.Asante, A.Mazama. Thousand Oaks, 2004. P. 58–59.