Запрос на политические партии, основанные на идеологии в Субсахарской Африке. Пример МПЛА и УНИТА в Анголе

Автор:

Агуштиньо И.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-68-81

Аннотация:

Политические движения в Африке претерпели существенную трансформацию на протяжении десятилетий. Когда первые политические движения возникли в субсахарском регионе в начале ХХ в., они функционировали как культурные или общественные организации, поскольку колониальный режим не позволял национальным политическим движениям существовать в африканских обществах. Тем не менее, в 1950-е – 1960-е гг. эти организации трансформировались в политические движения и партии, которые в конце концов повели борьбу за независимость и создание переходных правительств.

Однако спустя шестьдесят лет после национального освобождения большинство африканских правящих партий, в особенности «исторических» – формировавшихся в эпоху борьбы за независимость, очень активно стремятся подчеркивать отличия друг от друга в идентичности, чтобы удержать власть, несмотря на то, что ныне они существуют в условиях многопартийных демократических режимов. Претензия на принадлежность к определенной идентичности (которая может быть даже религиозной или языковой) выродилась в насилие и гражданские войны во многих постколониальных африканских обществах (в Центральноафриканской Республике, Камеруне, Анголе, Мозамбике, Кении и многих других).

Предположение, что основанные на идентичности политические партии не способствовали формированию жизнеспособных, мирных и целостных африканских обществ (за исключением нескольких стран) должно вызвать к жизни новый формат политических партий – основанных на идеологии, которые, несмотря на все культурные различия на самом деле смогут предложить лучшую социально-политическую конкуренцию между различными политическими партиями, основанными на целом комплексе идеологических ценностей. Хотя пост- или квазиидеология пронизывает большинство «исторических» политических партий во всей субсахарской Африке, в данной статье автор рассматривает преимущественно послевоенные идеологические модели МПЛА и УНИТА и то, как в их уставах отражается существование квази- или полноценной идеологии, как эти партии функционируют в рамках политического дискурса в сегодняшней Анголе.

Ключевые слова:

субсахарская Африка, МПЛА, УНИТА, политические партии, идеология

Источники:

1. Adelman, K. L. (1975). Report from Angola. Foreign Affairs, 53(3), 558–574. https://doi.org/10.2307/ 20039527.
2. Agostinho, Issau (2018). Angola, formação e democratização do Estado, Roma: Edizione Nuova Cultura.
3. All-African People’s Conferences (1962). International Organization, 16(2), 429–434. http://jstor. org/stable/2705395.
4. Carbone, Giovanni M. (2007). Political Parties and Party Systems in Africa: Themes and Research Perspectives, World Political Science Review, Vol. 3 [2007], Iss. 3, Art.1.
5. Centrist Democratic International. Parties. https://www.idc-cdi.com/parties/ (accessed 7.4.2022)
6. Chege, Michael (2007). Political Parties in East Africa: Diversity in Political Party Systems. Report prepared for the International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA) as part of its global Programme on Research and Dialogue with Political Parties, Stockholm: International IDEA.
7. Conroy-Krutz, Jeffrey and Lewis, Dominique (2011). Mapping Ideologies In African Landscapes. Afrobarometer Working Papers. Working Paper Nо 129. https://afrobarometer.org/publications/ wp129-mapping-ideologies-african-landscapes (accessed 7.4.2022)