Невесты в лохмотьях! Конфликт, политическая организация, политическое урегулирование и переход к политике многопартийности в Уганде с 1986 г.

Автор:

Ф. Кисекка-Нтале

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-10-27

Аннотация:

После долгих пяти лет повстанческого движения (1981‒1986) Уганда перешла от кризиса к стабильности. В новых условиях быстро трансформировались политические организации. Бывшая повстанческая Национальная армия сопротивления (НАС) и ее политическое крыло Национальное движение сопротивления (НДС) прошли процесс постконфликтной трансформации, который в основном ознаменован неолиберальными реформами, и превратились в доминирующую политическую партию, подорвав прежнее влияние традиционных политических объединений.

В данной статье на основе исторического исследования автор пытается ответить на вопросы: почему послевоенное объединение НАС/НДС быстро осуществило существенное изменение политического режима после завершения партизанской войны в 1986 г.? Почему новое правительство проводит псевдонеолиберальную повестку, направленную на осуществление политики в стиле свободного рынка и демократизации после партизанской войны? Эти вопросы возникают по двум фундаментальным причинам. Во-первых, общеизвестно, что в начале 1970-х гг. глава НАС Й.К. Мусевени был марксистом-ленинцем и потому стремился утвердить социализм в качестве модели государства. Однако он становился все менее приверженным социализму, особенно к концу восстания. Почему? Во-вторых, теория послевоенного государственного строительства предполагает, что после того, как повстанцы берут власть по итогам гражданской войны, они, как правило, не имеют особого желания проводить политику либерального рыночного типа. Тогда почему НАС/НДС с крайне негативным отношением к политике рыночного типа обязуется ввести многопартийность? Как НДС осуществляло политическое урегулирование и как оно было институционализировано и инструментально реализовано с течением времени? Каковы были сопутствующие эффекты этого урегулирования в Уганде и как они могут быть оценены в свете опыта других африканских государств, переходивших от войны к миру?

Ключевые слова:

демократизация, политические партии, Национальное освободительное движение, политическая организация и политическое урегулирование

Источники:

1. Alina M.R (2017). Political Settlements and the Politics of Transformation: Where Do ‘Inclusive Institutions’ Come From. Journal of International Development. 29 (5), 559‒575.
2. Attorney General Vs Paul, K Ssemwogerere. Uganda Constitutional Court, Constitutional Appeal, volume 12, issue 3.
3. APRM (2009). Uganda Country Review Report (2009).
4. Bank of Uganda Annual Report 1983.
5. Basedau, M (2005). A Preliminary Inquiry into the Causes of One-Party Dominance in Contemporary Sub-Saharan Africa. Paper presented at the 3rd ECPR General Conference in Budapest, 10 September 2005.
6. Bell C. (2006). Peace Agreements: Their Nature and Legal Status. The American Journal of International Law. 100(2), 373‒412.
7. Bogaards, M. (2004). Counting Parties and Identifying Dominant Party Systems in Africa’, European Journal of Political Research 43, 173‒97.