Деколонизация африканских исследований: теоретическое и практическое измерения
Автор:
Хохолькова Н.Е.
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43
Аннотация:
Статья посвящена анализу исторической динамики процессов деколонизации африканских исследований в период с 1960 г. по настоящее время. Тема деколонизации знания в последние десятилетия под влиянием постколониального дискурса приобретает особую актуальность и становится предметом оживленных дискуссий в академических кругах стран Африки южнее Сахары. В центре внимания автора ‒ теории и практики освобождения системы производства знаний, предложенные и полностью или частично реализованные исследователями и общественными и политическими деятелями африканского происхождения.
В работе рассматриваются инициативы консолидации ученых, в частности история создания панафриканской неправительственной исследовательской организации КОДЕСРИА, действующей и по сей день. Затронута проблема дебатов, проходивших в период с середины 1960-х по 1980 г. в Дар-эс-Саламском университете. Указано, что одним из ориентиров для африканских интеллектуалов первых двух десятилетий независимости была интеграция на уровне континента, диаспоры и международного академического сообщества. Сделан акцент на факторах, обусловливающих необходимость продолжения трансформации научно-образовательной сферы в XXI в. В их числе эпистемическая и эпистемологическая несправедливость, а также академическая асимметрия. Отмечено, что труды современных интеллектуалов таких как А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени образуют «идейный континуум» с работами их предшественников – Клода Аке, Самира Амина, Шейха Анта Диопа. В статье введено и охарактеризовано понятие «плюриверсальности». Автор приходит к выводу о том, что современные африканские исследователи, занимающиеся проблемами деколонизации науки и образования, в стремлении создать собственный сегмент в плюриверсальной системе знания зачастую обращаются к идеям предшественников.
1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты и новые ориентиры. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
2. Бондаренко Д.М. Постколониальные нации в историко-культурном контексте. М.: Издельский Дом ЯСК, 2022.
3. Гавристова Т.М. Постколониальность как реальность, постколониальный дискурс как фантом. Азия и Африка сегодня. 2023. № 7. C. 72‒78. https://doi.org/10.31857/S032150750026563-1
4. Дегтерев Д.А. «Африканская агентность» в конструировании «африканской агентности»: международные исследования на Черном континенте. Международная аналитика. 2024. № 15 (2). С. 57‒73. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2024-15-2-57-73
5. Ake C. Social Science as Imperialism: The Theory of Political Development. Ibadan: Ibadan University Press, 1982.
6. Amin S. The Future of Maoism. New York: Monthly Review Press, 1983.
7. Amin. S. Eurocentrism, Modernity, Religion, and Democracy: A Critique of Eurocentrism and Culturalism. New York: Monthly Review Press, 1989.
8. Arowosegbe J.O. African Scholars, African Studies and Knowledge Production on Africa. Africa. 2016. Vol. 86. № 2. Pp. 324–338. https://doi.org/10.1017/S0001972016000073
9. Biobaku S.O. Inter-university co-operation: Fields, Forms, Methods. In: The West African Intellectual Community. Papers And Discussions of an Intellectual Seminar on Inter-University Co-Operation in West Africa, held in Freetown, Sierra Leone 11–16 December 1961. Ibadan: Ibadan University Press, 1962. Pp. 98–104.
10. Castryck-Naumann K. Competing Politics in Regionalizing the Social Sciences. Revue d’histoire des sciences humaines. 2022. Vol. 41. Pp. 153‒180. https://doi.org/10.4000/rhsh.7615
11. Cissé C. Le CAMES 1968–2018. Un demi-siècle au service de l’enseignement supérieur et de la recherche en Afrique. Québec: ESBC, 2018.
12. Diop C.A. Nations nègres et culture. De l’antiquité nègre égyptienne aux problèmes culturels de l’Afrique Noire d’aujourd’hui. Paris: Présence Africaine, 1954.
13. Dussel E. World System and “Trans”-Modernity. Nepantla: Views from the South. 2002. Vol. 3. № 2. Pp. 221–244. https://doi.org/10.4324/9780429027239-9
14. Escobar A. Designs for the Pluriverse: Radical Interdependence, Autonomy, and the Making of Worlds. Durham: Duke University Press, 2018. https://doi.org/10.1215/9780822371816
15. Falola T. Decolonizing African Knowledge: Autoethnography and African Epistemologies. Cambridge: Cambridge University Press, 2022a. https://doi.org/10.1017/9781009049634
16. Falola T. Decolonizing African Studies: Knowledge Production, Agency, and Voice. Rochester, New York: University of Rochester Press, 2022b.
17. Hinkelammert F. El mapa del emperador. San Jose: Departamento Ecuménico de Investigaciones, 1996.
18. Kessi S., Marks Z., Ramugondo E. Decolonizing African Studies. Critical African Studies. 2020. Vol. 12. № 3. Pp. 271–282. https://doi.org/10.1080/21681392.2020.1813413
19. Manière L. Les conférences franco-africaines des ministres de l’Éducation nationale et le développement d’un “enseignement de type français” au lendemain des indépendances. In: Labrune-Badiane C., De Suremain M.-A., Bianchini P. (dir.). L’école en situation postcoloniale. Series: Cahiers Afrique. 2012. № 27. Pp. 81–99.
20. Mbembe A. Out of the Dark Night: Essays on Decolonization. New York: Columbia University Press, 2021.
21. Mignolo W. Foreword. On Pluriversality and Multipolarity. In: Reiter B. (Ed.). Constructing the Pluriverse: The Geopolitics of Knowledge. New York: Duke University Press, 2018. https://doi.org/10.1515/978147 8002017-001
22. Ndlovu-Gatsheni S.J. Genealogies of Coloniality and Implications for Africa’s Development. Africa Development. 2015. Vol. XL. № 3. Pp. 13–40.
23. Ndlovu-Gatsheni S.J. Ten challenges in reconfiguring African Studies. Review of African Political Economy. 2024. Vol. 51. № 179. Pp. 117–134. https://doi.org/10.62191/ROAPE-2024-0002
24. Ndlovu-Gatsheni S.J. The Decolonial Turn(s) in African Studies: The Challenges of Rewriting Africa. Politique Africaine. 2021. № 161–162. Pp. 449–472. https://doi.org/10.3917/polaf.161.0449
25. Nkrumah K. Consciencism. Philosophy and Ideology for Decolonization and Development with Particular Reference to the African Revolution. London: Heinemann, 1964.
26. Nkrumah K. The African genius. Speech delivered at the opening of the Institute of African Studies on 25th October, 1963. Accra: Government Printer, 1963.
27. Osha S.C.A. Diop’s Decolonising Historiography: A Re-Reading of ‘Precolonial Black Africa’ Today. In: Kresse K., Sounaye A. (Eds.). Thinking the Re-Thinking of the World: Decolonial Challenges to the Humanities and Social Sciences from Africa, Asia and the Middle East. Berlin, Boston: De Gruyter, 2022. Pp. 127–154. https://doi.org/10.1515/9783110733198-006
28. Prah K. Has Rhodes Fallen? Decolonizing the Humanities in Africa and Constructing Intellectual Sovereignty. Conference Paper. 2017. Pp. 1–21. https://www.researchgate.net/publication/315684012_Has_Rhodes_ Fallen_Decolonizing_the_Humanities_in_Africa_and_Constructing_Intellectual_Sovereignty (accessed: 13.06.2024)
29. Shamuyarira N. M. The Birth of a New Pan-African Political Science Association. The African Review: A Journal of African Politics, Development and International Affairs. 1974. Vol. 4. № 1. Pp. 137–140.
30. Shankar S. Thugs and Bandits: Life and Law in Colonial and Epicolonial India. Biography. 2013. Vol. 36. № 1. Pp. 97–123. https://doi.org/10.1353/bio.2013.0011
31. Wiredu K. Philosophy and an African Culture. New York: Cambridge University Press, 1980.
32. Wiredu K. The Need for Conceptual Decolonization in African Philosophy. In: Kimmerle H., Wimmer F.M. (Eds.). Philosophy and Democracy in Intercultural Perspective. Leiden: Brill, 1997. Pр. 11–22. https://doi.org/10.1163/9789004457997_002
33. Zevounou L. Produire des Savoirs ‘Africains’. Revue d’anthropologie des connaissances. 2020. Vol. 14. № 2. Pp. 1–29. https://doi.org/10.4000/rac.6102
Для цитирования:
Хохолькова Н.Е. Деколонизация африканских исследований: теоретическое и практическое измерения. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 32–43. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43
For citation:
Khokholkova N.E. (2024). Decolonization of African studies: theoretical and practical dimensions. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 32–43. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43