Различие подходов к концепту «равенство»: западная традиция и Л.С. Сенгор
Автор:
Пономарев И.В., Туторский А.В.
DOI:
10.31132/2412-5717-2024-69-4-61-73
Аннотация:
В статье дана сравнительная перспектива подхода к равенству в западной научной мысли, который лег в основу конкретно-научных концепций в социальной и политической философии, и незападного подхода на примере представлений о равенстве сенегальского философа и политика Л.С. Сенгора. Это сопоставление интересно тем, что африканский мыслитель, получивший образование и политическое признание во Франции, осмыслил в постколониальном контексте идею равенства иным образом, чем западные философы. Концепт равенства широко использовали и другие политические деятели освободившейся Африки (например, Дж. Ньерере), однако именно идеи Л.С. Сенгора наиболее четко демонстрируют альтернативу западным подходам. Концепт «равенство» выступает у Л.С. Сенгора как неотъемлемая часть его постколониальной политической деятельности: именно в этот период он ввел основанное на нем понятие цивилизации универсума. По его мысли, последняя должна развиваться путем диалога на равных, интегрируя ценности различных цивилизаций Востока и Запада. Это понятие он противопоставлял той версии универсальной цивилизации, которая развивается исключительно на базе ценностей евро-американской традиции и в своем техногенном порыве может привести к искажению природы человека и гибели человечества. Идя путем преодоления европоцентричных дихотомий, порожденных разрывом между рациональным и интуитивным мышлением, Л.С. Сенгор приходит к пониманию равенства как единства, что сближает его с восточно-христианской традицией в осмыслении этого концепта. Его подход резко контрастирует с чисто рациональным и идеологическим осмыслением равенства в евро-американской традиции.
Ключевые слова:
равенство, Л.С. Сенгор, социально-политическая философия, постколониальный период, дихотомии, единство
Библиография:
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М.: Мысль, 1976.
3. Дюрренматт Ф. Взаимосвязи. Эссе об Израиле. М.: Книжники, 2010.
4. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: ПСТГУ, 2016.
5. Ерасов Б.С. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры. М.: Наука, 1972.
6. Застенкер Н.Е. Очерки истории социалистической мысли. М.: Мысль, 1985.
7. Кимлика У. Современная политическая философия: введение. М.: ВШЭ, 2010.
8. Козырев Ф.Н. Христианские ли ценности равенство и свобода. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 3. С. 122–136.
9. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII века. Алексеев М.П. (ред.). Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1967. С. 208–281.
10. Ляховская Н.Д. Леопольд Седар Сенгор. М.: Наследие, 1995.
11. Митина Н.Г. Общество всеобщего равенства Г. Бабефа. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. 2019. Т. 8. № 2. С. 166–172.
12. Мосейко А.И. Леопольд Седар Сенгор – философ и теоретик африканского искусства. Элез А.Й. (ред.). Сенегал вчера и сегодня. М.: Институт Африки РАН, 2018. С. 15–29.
13. Найденова Н.С. Концепция негритюда в современных художественных текстах на французском и испанском языках. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. № 5. С. 106–116. https://doi.org/10.7868/S0869190817050090
14. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010.
15. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.
16. Самсонова Т.Н. Можно ли «понимать Евангелие плотски»? (Реформация и проблемы христианского равенства). Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2000. № 2. С. 26–40.
17. Середа Д. Эгалитаризм удачи: два направления критики. Социологическое обозрение. 2021. № 2. С. 273–289. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2021-2-273-289
18. Согрин В.В. Этапы и перипетии американского равенства. Согрин В.В. (ред.). Американский ежегодник. 2021. М.: Весь мир, 2021. С. 92–125.
19. Туторский А.В. Равенство, индивидуализм, холизм: перспективы «дюмоновской этнографии». History HSE. 2022. №. 1. С. 61–81.
20. Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла. К Коринфянам первого. М.: Правило веры, 2006.
21. Харитонова Е.В. Ценностно-смысловые блоки в образах африканской поэзии. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 1. С. 127–144. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-66-1-127-144
22. Шмеман А. Собрание статей, 1947–1983. М.: Русский путь, 2011.
23. Штекли А.Э. «Утопия» и античные представления о равенстве. Рутенбург В.И. (ред.). Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984. С. 89–98.
24. Anderson E. The fundamental disagreement between luck egalitarians and relational egalitarians. Canadian Journal of Philosophy. 2014. Vol. 40. Pp. 1–23. https://doi.org/10.1080/00455091.2010.10717652
25. Chesterton G.K. Orthodoxy. London: John Lane, 1909.
26. Dworkin R. Sovereign Virtue: The Theory and Practice of Equality. Cambridge: Harvard University Press, 2002.
27. Frankfurt H. Equality as a Moral Ideal. Ethics. 1987. Vol. 98. № 1. Pp. 21–43. https://doi.org/10.1086/292913
28. Lamola M.J. Senghor, globalism and Africanity. Phronimon. 2016. Vol. 17. № 2. Pp. 51–67. http://dx.doi.org/ 10.17159/2413-3086/2016/1967
29. Mabana K.C. Léopold Sédar Senghor et la civilisation de l’universel. Diogène. 2012. Vol. 3/4. № 235–236. Рp. 3–13.
30. Parfit D. Equality or priority? M. Clayton, A. Williams (Eds.) The Ideal of Equality. Basingstoke: Macmillan, 2000. Pp. 81–125.
31. Robbins J. Equality as a Value: Ideology in Dumont, Melanesia and the West. Social Analysis. 1994. Vol. 1. № 36. Pp. 21–70.
32. Senghor L.S. Allocution du président de la République du Sénégal à la XVIᵉ session de l’assemlée générale des Nation Unies tenues le 31 Octobre 1961. L’Afrique à l’O.N.U. Paris: Présence africaine, 1961a.
33. Senghor L.S. Nation et voie Africaine du Socialism. Paris: Présence africaine, 1961b.
34. Senghor L.S. Message de paix adressé au monde. Firenze: TG, 1962.
35. Senghor L.S. Planification et tension morale. IVᵉ Congrès national de l’Union Progressiste Sénégalaise, les 10–12 Octobre 1963. Dakar: MIT, 1963.
36. Senghor L.S. Liberté 1. Négritude et humanism. Paris: Édition du Seuil, 1964a.
37. Senghor L.S. Voyage officiel aux Étas-Unis du Brésil de S. Exc. M. Léopold Sédar Senghor, Président de la République du Sénégal. Dakar: CIRT, 1964b.
38. Senghor L.S. Les fondements de l’Africanité ou négritude et arabité. Paris: Présence africaine, 1967.
39. Senghor L.S. Négritude, arabité et francité. Réflexions sur le problém de la culture. Beyrouth: DKA, 1969.
40. Senghor L.S. Liberté 2: Nation et voie africaine du socialism. Paris: Édition du Seuil, 1971a.
41. Senghor L.S. Senghor à Bruxelles. La négritude est un humanisme du XXᵉ siècle.Dakar: GIA, 1971b.
42. Senghor L.S. Paroles. Dakar-Abidjan: LNEA, 1975.
43. Senghor L.S. Liberté 3. Négritude et Civilisation de l’Universel. Paris: Édition du Seuil, 1977.
44. Senghor L.S. Liberté 4. Socialism et planification. Paris: Édition du Seuil, 1983.
45. Tutorskiy A.V. “The knife or the haft”: realizing equality of outcomes in hunting practices (preliminary field report). Prehistoric Archaeology Journal of Interdisciplinary Studies. 2020. № 1. Pp. 92–101. https://doi. org/10.31600/2658-3925-2020-1-92-101
46. Walker H. Equality without equivalence: an anthropology of the common. Journal of the Royal Anthropological Institute. 2020. Vol. 26. № 1. Pp. 146–166. https://doi.org/10.1111/1467-9655.13183
Для цитирования:
Пономарев И.В., Туторский А.В. Различие подходов к концепту «равенство»: западная традиция и Л.С. Сенгор. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 4. С. 61–73. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-61-73
For citation:
Ponomarev I.V., Tutorsky A.V. Difference of Approaches to the Concept of Equality: Western Tradition and L.S. Senghor. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 4. Pp. 61–73. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-61-73