Социальная дифференциация этнических общностей и профессиональных групп в истории Эфиопии

Автор:

Исмагилова Р.Н.

DOI:

10.31132/2412-5717-2024-68-3-146-161

Аннотация:

Статья посвящена анализу положения и роли в социо-этно-политических процессах прошлого Эфиопии таких институтов как профессиональные группы, зачастую именуемых «кастами», а также потомков рабов. В основе исследования лежат результаты полевых исследований автора и разработки эфиопских ученых. Приведен объемный фактический материал, касающийся различных этнических общностей – как многомиллионных этносов амхара или оромо, так и этнических меньшинств, в том числе йем, сидама, волайта, гураге, охотников-собирателей (на примере манджо).

Сложившиеся в древности институты дискриминируемых общностей показали свою устойчивость на протяжении нескольких веков. Среди них «касты» (сопоставляется данный социальный институт в Эфиопии и Индии), институт потомков рабов, этническая иерархия. В Эфиопии наблюдалось совершенно уникальное явление, когда рабство существовало только среди женщин. Речь идет об этнической группе райя коббо в штате Амхара в зоне северный Волло.

Еще одна категория этнических общностей – «касты» ремесленников. На протяжении столетий у ряда этнических групп и народов Эфиопии физический труд и ремесло (кузнечество, ткачество, крашение, деревообработка и другие) считались «недостойным» занятием по сравнению с земледелием. Автор детально анализирует положение различных «каст» ремесленников – кузнецов, гончаров, кожевенников, ткачей и других, и эволюцию отношения к ним в эфиопском обществе. Причина устойчивости подобных институтов, по мнению автора, – традиции, которые наложили свой отпечаток на социальную структуру эфиопского общества, и потребуется немало времени для их искоренения.

Ключевые слова:

Эфиопия, социальная дифференциация, амхара, оромо, йем, гураге, сидама, касты, ремесленники, потомки рабов

Библиография:

1. Долганев Е. Е. Страна эфиопов (Абиссиния). Спб.: Паровая скоропечатная А.И. Богельман, 1896.
2. Исмагилова Р.Н. Роль традиционных структур в этнокультурных процессах современной Эфиопии. Шауро Э.А. (ред.) Труды российской историко-этно-социологической экспедиции в Эфиопии в 1990–1992 гг. М.: Восточная литература, 1997. С. 131–132.
3. Исмагилова Р.Н. Сила традиций: касты, или «отверженные» в обществе сомали. Кавыкин О.И. (ред.) Антропология Африки: новые объекты исследования. М.: Институт Африки РАН, 2018. С. 35–53.
4. Исмагилова Р.Н. Рабство в Эфиопии: исторический очерк. Вопросы истории. 2024. № 6. C. 70–85.
5. Aalen L. The Politics of Ethnicity in Ethiopia. Actors, Power and Mobilization under Ethnic Federalism. Leiden: Brill, 2011.
6. Abbink, J. Conflict and social change on the south-west Ethiopian frontier: an analysis of Suri society. Journal of Eastern African Studies, 2009. Vol. 3. № 1. Рр. 22–41. https://doi.org/10.1080/17531050802682697
7. Berhanu B. Wolaita. In: Freeman D., Pankhurst A. (Еds.). Peripheral People. The Excluded Minorities of Ethiopia. Trenton: Red Sea Press, 2003. Pp. 199–220.

Для цитирования:

Исмагилова Р.Н. Социальная дифференциация этнических общностей и профессиональных групп в истории Эфиопии. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 4. С. 146–161. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-146-161

For citation:

Ismagilova R.N. Social Differentiation of Ethnic Communities and Professional Groups in the History of Ethiopia. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 4. Pp. 146–161. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-69-4-146-161