«Потомки Одудувы». Историческая традиция йоруба: аутентичность, культурный контакт и политический дискурс
Автор:
Пакин А.В.
DOI:
10.31132/2412-5717-2027-70-1-69-83
Аннотация:
Статья посвящена устной исторической традиции о происхождении государств и правителей йоруба. Традиция фиксировалась в условиях культурного контакта с европейской цивилизацией, благодаря которому она существует не только сама по себе, но и в политическом и научном дискурсе. Автор останавливается на главных чертах современного политического дискурса и самого феномена исторической традиции народов йоруба. В статье рассматриваются три аспекта бытования исторической традиции – традиции как таковой, традиции, как она существует в современном политическом дискурсе, и проблемах ее аутентичности. Прежде всего – традиция о происхождении линиджа правителя и народа – инструмент политического влияния правителей йоруба. Таковым он оставался и после прихода англичан. Автор показывает, как менялось применение традиции от ранних лет протектората до периода независимости. В ходе междоусобных йорубских войн традиционные городские центры уступили свое влияние новым городам с военной экономикой. В системе протектората они по-прежнему занимали ведущее место в правящих советах вождей. На этом фоне разворачивалось противостояние правителей старых городов – Ойо, создавшего в XVII в. империю и Иле-Ифе, древнейшего города йоруба. С приходом независимости, мифы о творении земли в Иле-Ифе стали базой для пан-йорубской агитации усилиями известного политика Обафеми Аволово, еще в 1945 г. создавшего в Лондоне организацию «Потомков Одудувы», в которую вошли вожди и интеллигенция йоруба. Сегодня традиционный правитель Ифе, оони, по-прежнему пользуется авторитетом политических партий, благословляя их деятельность.
1. Бондаренко Д.М. Доимперский Бенин. Формирование и эволюция социально-политических институтов. М.: Институт Африки РАН, 2001.
2. Кочакова Н.Б. Иле-Ифе: интеграционные функции сакрально-культурного центра в прошлом и настоящем. Следзевский И.В., Бондаренко Д.М. (ред.) Африка: общества, культуры, языки (Взаимодействие культур в процессе социально-экономической и политической трансформации местных обществ. История и современность). М.: Институт Африки РАН, 1998. С. 27–38.
3. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации: Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея. М.: Наука, 1986.
4. Мерсье П. Гвинея Западная и Восточная. Ольдерогге Д.А. (ред.). История Тропической Африки (с древнейших времен до 1800 г.). М.: Наука, 1984. С. 226–246.
5. Пакин А.В. К проблеме «национального сознания» в Нигерии: историческая традиция в периоды протектората и независимости. Россия и Африка. Проблемы национально-государственной идентичности. М: Институт Африки РАН, 2012. С. 125–148.
6. Пакин А.В. Устная историческая традиция йоруба и ее актуализация в современных контекстах. Кавыкин О.И. (ред.). Антропология Африки: новые объекты исследования. М.: Институт Африки РАН, 2018. С. 54–71.
7. Akinwumi O. Oral Tradition in Changing Political Contexts: The Kisra Legend in Northern Borgu. History in Africa. 1998. Vol. 25. Pp. 1–7. https://doi.org/10.2307/3172177
8. Alagoa E.J. The Dialogue Between Academic and Community History in Nigeria. In: White L.S., Miescher S.F., Cohen D.W. (Eds.). African Words, African Voices. Critical Practices in Oral History. Indiana University Press, 2002. Рp. 91–102.
9. Asabia D.O., Adegbesan J.O. Idoani Past and Present: The story of One Yoruba Kingdom. Ibadan: Ibadan University Press, 1970.
10. Asiw Aju A.I. Political Motivation and Oral Historical Traditions in Africa: The Case of Yoruba Crowns, 1900–1960. Africa: Journal of the International African Institute. 1976. Vol. 46. № 2. Рp. 113–127. https://doi.org/10.2307/1158755
11. Bach D. Inching Towards a Country Without a State: Prebendalism, Violence and State Betrayal in Nigeria. In: Clapham C., Herbst J., Mills G. (Eds.). Big African States. Johannesburg: Wits University Press, 2006. Pp. 62–96.
12. Barros J. de. Da Asia. Lisboa, 1784.
13. Bascom W. The Yoruba of Southwestern Nigeria. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1984.
14. Bienen H. Religion, Legitimacy, and Conflict in Nigeria. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1986. Vol. 483. № 1. Pp. 50–60. https://doi.org/10.1177/0002716286483001005
15. Biobaku S.O. The Origin of the Yoruba. Lagos: Federal Information Service, 1955.
16. Ellis A.B. The Yoruba-speaking Peoples of the Slave Coast of West Africa. Their Religion, Manners, Customs, Laws, Language, etc. London: Chapman and Hall, 1894.
17. Falola T., Oguntomisin D. The Military in Nineteenth Century Yoruba Politics. Ile-Ife: University of Ife Press, 1984.
18. Henige D. Truths Yet Unborn? Oral Tradition as a Casualty of Culture Contact. The Journal of African History. 1982. Vol. 23. № 3. Рp. 395–412. https://doi.org/10.1017/S0021853700020995
19. Henige D.P. The Problem of Feedback in Oral Tradition: Four Examples from the Fante Coastlands. The Journal of African History. 1973. Vol. 14. № 2. Рp. 223–235. https://doi.org/10.1017/S0021853700012536
20. Johnson S. The History of the Yorubas. From the Earliest Times to the Beginning of British Protectorate. Lagos: C.M.S. Nigeria Bookshops, 1921.
21. Jones G.I. Social Anthropology in Nigeria During the Colonial Period. Africa: Journal of the International African Institute. 1974. Vol. 44. № 3. Pp. 280–289. https://doi.org/10.2307/1158394
22. Law R. Early Yoruba Historiography Source. History in Africa. 1976. Vol. 3. Рp. 69–89. https://doi.org/ 10.2307/3171562
23. Law R. Oral historical tradition. In: Biobaku S.O. (Ed.). Sources of Yoruba History. Oxford: Clarendon Press, 1973b. Рр. 24–40.
24. Law R. The Heritage of Oduduwa: Traditional History and Political Propaganda among the Yoruba. The Journal of African History. 1973. Vol. 14. № 2. Pp. 207–222. https://doi.org/10.1017/S0021853700012524
25. Lawuyi O.B. The Obatala Factor in Yoruba History. History in Africa. 1992. Vol. 19. Pp. 369–375. https://doi.org/10.2307/3172006
26. Lefever H.G. Leaving the United States: The Black Nationalist Themes of Orisha-Vodu. Journal of Black Studies. 2000. Vol. 31. № 2. Pp. 174–195. https://doi.org/10.1177/002193470003100203
27. Obayemi A. The Yoruba and Edo-speaking Peoples and Their Neighbours Before 1600. In: Ajayi J.F.A., Crowder M. (Eds.). History of West Africa. Vol. 1. London: Longman, 1976. Pp. 196–263.
28. Parrinder E.G. The Story of Ketu. An Ancient Yoruba Kingdom. Ibadan: Ibadan University Press, 1967.
29. Peel J.D.Y. Christianity, Islam, and Orisa-Religion: Three Traditions in Comparison and Interaction. Berkeley: University of California Press, 2016.
30. Pacheco Pereira D. Esmeraldo de Situ Orbis. Lisboa: Impr. Nacional, 1892.
31. Shaw T. Nigeria. Its Archaeology and Early History. London: Thames and Hudson, 1982.
32. Smith R.S. Kingdoms of the Yoruba. London: James Currey, 1988.
33. Vaughan O. Communalism, Legitimation, and Party Politics at the Grassroots: The case of the Yoruba. International Journal of Politics, Culture and Society. 1994. Vol. 7. Pp. 419–440. https://doi.org/10.1007/ BF02142132
34. Vaughan O. Chieftaincy Politics and Communal Identity in Western Nigeria, 1893–1951. The Journal of African History. 2003. Vol. 44. № 2. Pp. 283–302. https://doi.org/10.1017/S002185370200837X
Для цитирования:
Пакин А.В. «Потомки Одудувы». историческая традиция йоруба: аутентичность, культурный контакт и политический дискурс. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т.11. № 1. С. 69–83. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-69-83
For citation:
Pakin A.V. (2025). Descendants of Oduduwa. Yoruba Historical Tradition: Authenticity, Cultural Contact, and Political Discourse. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 1. Pp. 69–83. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-69-83