Образование в постконфликтных обществах: путь Анголы и Мозамбика к доступной и суверенной системе обучения

Автор:

Грибанова В.В., Гришина Н.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21

Аннотация:

В статье анализируется современное состояние образования в Анголе и Мозамбике и корни проблем, мешающих достижению этими странами подлинного культурного суверенитета ‒ совокупности социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность вне зависимости от внешнего влияния, сохранять историческую память, придерживаться традиционных духовно-нравственных ценностей, частью которого является развитая, подлинно национальная система образования. Авторы заостряют внимание на том, что обе страны, долгие годы бывшие колониями Португалии, ко времени обретения независимости имели во многом схожее наследие колониального прошлого. В период независимого развития оба государства достигли заметного прогресса в ликвидации неграмотности населения и построении системы всеобщего образования. Но антиколониальные и гражданские войны, терзавшие и Анголу, и Мозамбик на протяжении долгого времени, стали препятствием на пути экономического и социально-политического развития этих стран, в том числе и сферы образования. Колониальное образование формировалось по образцу метрополии, его характерной особенностью было почти полное отстранение представителей коренного населения от просвещения. Существенной преградой для доступа африканцев к обучению были нехватка школ и дефицит их финансирования, низкий уровень преподавания, расовая дискриминация. Последствия колониального прошлого, тяжелое наследие гражданских войн дают о себе знать и в настоящее время. В решении существующих проблем обеим странам помогают иностранные партнеры, среди которых и Российская Федерация. Готовность России к дальнейшему развитию многолетнего сотрудничества с Мозамбиком и Анголой в образовательной сфере зафиксирована на полях Второго саммита «Россия–Африка», прошедшего в 2023 году.

Ключевые слова:

образование, Ангола, Мозамбик, колониализм, дискриминация, проблема национального языка, суверенитет

Библиография:

1. Гаврилов Н.И. (ред.). Народная Республика Мозамбик. Справочник. М.: Наука, 1986.
2. Макаров Ю.С. Мозамбик. М.: Государственное издательство географической литературы, 1959.
3. Пономарев Д.К. Просвещение в колониальной Тропической Африке. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
4. Фитуни Л.Л. Народная Республика Ангола. М.: Наука, 1985.
5. Хазанов А.М. История Анголы в новое и новейшее время. М.: ИВ РАН, 1999.
6. Васильев А.М. (ред.) Африка. Энциклопедия. М.: Энциклопедия, 2010.
7. Bussotti L., Nhaueleque L.A. Processes of Ethnic and Cultural Marginalisation in Post-Colonial Africa. The Case of the Amakhuwa of Mozambique. Comunicação e Sociedade. 2022. № 41. Pp. 149–167. https://doi.org/10.17 231/comsoc.41(2022).3704

Для цитирования:

Грибанова В.В., Гришина Н.В. Образование в постконфликтных обществах: путь Анголы и Мозамбика к доступной и суверенной системе обучения. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Том 11. № 2. С. 5–21. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21

For citation:

Gribanova V.V., Grishina N.V. (2025). Education in Post-Conflict Societies: Angola and Mozambique’s Path to an Accessible and Sovereign Education System. Journal of the Institute for African Studies. Vol. 11. № 2. Pp. 5–21.https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-71-2-5-21