10.31132/2412-5717-2024-68-3-179-182
Африка, Южная Африка, Кейптаун, апартеид, деколонизация, койсанское возрождение, кхой-кхой, сан
Туряница Д.А. «Деколонизация» знаний: новый взгляд на описание истории Кейпа (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 179–182. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-179-182
Turianitsa D.A. (2024). The “Decolonizing” of Knowledge: A New Perspective on the Cape’s Storytelling (Review). Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 179–182. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-179-182
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
В поисках африканской идентичности
10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178
Африка, деколонизация, человечность, африканская идентичность, самоидентификация, деконструкция, колониализм, дегуманизация, дискриминация
Олувакайоде О.Э. В поисках африканской идентичности (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 175–178. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178
Oluwakayode O.E. (2024). In Search for African Self-Identity (Review). Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 175–178. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
Африканские языки в цифровую эпоху: проблемы и перспективы развития
10.31132/2412-5717-2024-68-3-172-174
Африка, цифровизация, коммуникация, язык, информационные технологии, транслингвальность, социальные сети, деколонизация
Мильто А.В. Африканские языки в цифровую эпоху: проблемы и перспективы развития (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 172–174. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-172-174
Milto A.V. (2024). African Languages in the Digital Age: Problems and Prospects (Review). Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 172–174. https://doi.org/10.31132/ 2412-5717-2024-68-3-172-174
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
Тойин Фалола: автоэтнография как способ деколонизации африканской эпистемологии
10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171
Африка, африканистика, колониализм, деколонизация, традиции, культура, наследие, память, идентичность, автоэтнография, нарратив
Гавристова Т.М., Хохолькова Н.Е. Тойин Фалола: Автоэтнография как способ деколонизации африканской эпистемологии (рецензия). Ученые записки Института Африки, 2024. № 3. С. 169–171. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171
Gavristova T.M., Khokholkova N.E. (2024). Toyin Falola: Autoethnography as a Method to Decolonize African Epistemology (Review). Journal of the Institute for African Studies, 2024. № 3. Рр. 169–171. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-169-171
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Для цитирования:
For citation:
Помощь СССР в развитии системы среднего образования в Танзании в период 1960‒1980-х гг.
10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168
СССР, Танзания, помощь в развитии системы образования, советско-танзанийские отношения, советские преподаватели, танзанийское образование, уджамаа
1. Балезин А.С. К истории установления дипломатических отношений СССР со странами Восточной Африки – Кенией, Угандой и Танзанией. По материалам архива МИД РФ. Давидсон А.Б. (ред.). Африка в судьбе России. Россия в судьбе Африки. М.: РОССПЭН, 2019. С. 290‒317.
Лазарев А.В. Помощь СССР в развитии системы среднего образования в Танзании в период 1960‒1980-х гг. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 155–168. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168
Lazarev A.V. Soviet Aid in the Development of Secondary Education in Tanzania in 1960s–1980s. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 3. Pp. 155–168. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Балезин А.С. Как были установлены дипломатические отношения нашей страны с Танзанией. Балезин А.С. (ред.). Под небом Африки моей. История, языки, культура народов Африки. № 8. М.: Ключ-С, 2018. C. 17‒29.
3. Балезин А.С. СССР и Занзибар в годы его борьбы за независимость и объединения с Танганьикой. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 1. С. 54‒66. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-54-66
4. Балезин А.С. Партийные связи СССР – Танзания: свидетельство очевидца. Новая и Новейшая история. 2017. № 3. С. 218‒231.
5. Грибанова В.В. Образование в Танзании: история и современность. Бондаренко Д.М., Денисова Т.С., Костелянец С.В. (ред). «Каждый гражданин — неотъемлемая часть нации». К 100-летию со дня рождения основоположника независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере. М.: Институт Африки РАН, 2022. С. 161‒173.
6. Лазарев А.В. Советские учителя в Танзании в 1960‒1970-е годы. Балезин А.С. (ред.). Под небом Африки моей. История, культура, языки народов Африки. № 10. М.: Ключ-С, 2022. С. 117‒128.
7. Урнов А.Ю. Внешняя политика СССР в годы «холодной войны» и «нового мышления». М.: РФК-Имидж Лаб, 2014.Для цитирования:
For citation:
Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки
10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154
гриоты, Западная Африка, Секу Туре, Леопольд Сенгор, Модибо Кейта, постколониальная культурная политика, музыкальные коллективы
1. Ванюкова Д.В., Куценков П.А. Дети дождя: ногом, теллем и догоны. М., Берлин: Direct Media, 2022.
Татаровская И.Г. Адаптация касты гриотов в постколониальном обществе Западной Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 142–154. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154
Tatarovskaya I.G. (2024). Adaptation of the Griot Caste in the Post-Colonial Society of West Africa. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 142–154. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-142-154
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Евгеньева Т.В. (ред.). Этническая идентичность в современной Африке. М.: Институт Африки РАН, 2017.
3. Ксенофонтова Н.А., Ильина Н.Ю., Татаровская И.Г. Женщины и культура. Африканские традиции. Современные тенденции. М.: Институт Африки РАН, 2021.
4. Куббель Л.Е. Сонгайская держава. М.: Наука, 1974.
5. Мюллер Ф.М. Шесть систем индийской философии. М.: Академический проект, 2018.
6. Следзевский И.В. Африканский опыт догоняющей модернизации: теория и практика. Россия реформирующаяся. 2013. № 12. С. 471‒520.
7. Ольдерогге Д.А. (ред). Сундьята. Мандингский эпос. М.-Ленинград: Художественная литература, 1963.Для цитирования:
For citation:
Создание национально-ориентированных пособий по русскому языку как иностранному для африканских аудиторий: малийский опыт
10.31132/2412-5717-2024-68-3-131-141
В учебнике используется сознательно-практический метод обучения, поэтому объяснение грамматики, а также формулировки заданий при адаптации были переведены на язык бамбара (бамана), который признан в Мали средством коммуникации между различными языковыми группами. Переводчик, готовящий технический текст на функционально ограниченный язык, обслуживающий преимущественно устную сферу, сталкивается с многочисленными трудностями, прежде всего, терминологического характера. В данном случае их можно разделить на два типа: 1) недостаток специальной лингвистической терминологии; 2) недостаток общенаучной терминологии и слов, обозначающих современные городские реалии. Эти трудности преодолевались через обращение к внутренним ресурсам языка: устной традиции комментирования письменных текстов, традициям школьного обучения на родном языке, а также к терминологическому узусу, стихийно сложившемуся в языке СМИ. В содержательной части учебник был адаптирован к малийским реалиям: введены персоналии, известные малийцам и вызывающие у них положительную оценку; фигурирующие в тексте имена частично заменены на малийские, чтобы создать необходимый баланс «своего» и «чужого». Опыт создания национально-ориентированного пособия по русскому языку для Мали сможет помочь при осуществлении аналогичных проектов, ориентированных на африканские страны.
русский язык как иностранный, РКИ, ТРКИ, усвоение второго языка, языковая политика, Мали, бамбара, бамана, перевод
1. Выдрин В.Ф. Язык бамана. СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.
Давыдов А.В. Создание национально-ориентированных пособий по русскому языку как иностранному для африканских аудиторий: малийский опыт. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 131–141. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-131-141
Davydov A.V. Creating Nationally Oriented Textbooks of Russian as a Foreign Language for African Audiences: The Malian Experience. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 3. Pp. 131–141. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-131-141
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Выдрин В.Ф. Бамана язык. Выдрин В.Ф., Мазурова Ю.В., Кибрик А.А. , Маркус Е.Б. (ред.). Языки мира: Языки манде. СПб.: Нестор-История, 2017. С. 46‒143.
3. Выдрин В.Ф., Томчина С.И. Манден-русский словарь. Màndén-Ìrisí Dánεgafe. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
4. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984.
5. Давыдов А.В. Обучение малийцев русскому языку как иностранному. Шишков М.С. (ред.). XV Конгресс МАПРЯЛ: Избранные доклады. СПб.: МАПРЯЛ, 2024. С. 1764‒1769. https://ru.mapryal.org/filecache/ upload/files/15MAPRYAL_IZBR.pdf (дата обращения: 16.07.2024)
6. Московкин Л.В., Александрова Т.И. (ред.) Мы изучаем русский: для говорящих на арабском языке. Элементарный уровень (А1): учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПБУ, 2022а.
7. Московкин Л.В., Александрова Т.И. (ред.) Мы изучаем русский: для говорящих на дари. Элементарный уровень (А1): учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022б.Для цитирования:
For citation:
Современная языковая политика в Танзании: cui prodest? cui bono?
10.31132/2412-5717-2024-68-3-114-130
Танзания, Восточная Африка, языковая политика, политические функции языка, суахили, матрица Менделоу, заинтересованные стороны
1. Васильев А.Д., Васильева С.П. Освоение языка автохтонного и языка экзогенного: потребности естественные и искусственные. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. Т. 55. № 1. С. 113–120. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-263
Никольская М.В. Современная языковая политика в Танзании: cui prodest? cui bono? Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 114–130. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-114-130
Nikolskaya M.V. Contemporary language policy in Tanzania: Cui prodest? Cui bono? Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 3. С. 114–130. https://doi.org/10. 31132/2412-5717-2024-68-3-114-130
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Громова Н.В. Язык суахили в афроамериканской культуре. Немчинова Т.С. (ред.). Актуальные проблемы мировой политики: ежегодный альманах. Т. 10. СПб: Издательство СПбГУ, 2020. С. 144‒153.
3. Давыдова К.А. Двадцатое заседание Дискуссионно-аналитического клуба по языковой политике. Социолингвистика. 2023. Т. 4. № 16. С. 150–161. https://doi.org/10.37892/2713-2951-4-16-150-161
4. Джанаева А.Н. Понятие и виды языковых прав. Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 1. № 2 (14). С. 112–119.
5. Маркаров А.М. К вопросу о понятии и содержании языковых прав в конституционном праве. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 187–196.
6. Никольская М.В. Языковая политика как инструмент трансформации этнополитического конфликта в Руанде. Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23. № 2. С. 86–105. https://doi.org/ 10.31429/26190567-23-2-86-105
7. Петренко Н.Т. О вкладе языка суахили в африканское единение. Гладкова Е.Л. (ред.). Языковая политика в странах Южной Азии, Среднего Востока и Африки. Москва: МГИМО-Университет, 2023. С. 176–200.Для цитирования:
For citation:
Интервью с профессором Кготатсо Б. Шаем (Университет Лимпопо, ЮАР) Эпистемология афроцентризма для социальных наук
10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113
В интервью профессор K. Шай рассуждает об афроцентризме как о центральной теоретической парадигме и аналитической призме, которую следует применять в африканских социальных науках. Он описывает свой личный путь внедрения афроцентричных подходов и рассказывает о наиболее влиятельных ученых-афроцентристах, как представляющих континент, так и живущих за его пределами. Он также рассказывает о своем опыте председательства в Южноафриканской ассоциации политических исследований (South African Association of Political Studies, SAAPS) и Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента (South African Association of Public Administration and Management, SAAPAM), проблемах и перспективах функционирования этих организаций. В интервью также затрагивается тема иерархии системы производства знаний в Африке, выстраиваемой научными журналами, многие из которых издаются в Южной Африке.
Африка, афроцентризм, научное знание, политика знания, иерархия знаний, Южная Африка
1. Asante M.K. Kemet, Afrocentricity and Knowledge. Trenton: Africa World Press, 1990.
Шай К.Б. Эпистемология афроцентризма для социальных наук (Интервью). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 107–113. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113
Shai, K.B. (2024). Afrocentric Epistemology for Social Sciences (Interview). Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 107–113. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Asante M.K. Afrocentricity: The Theory of Social Change. Chicago: African American Images, 2003.
3. Asante M.K. From Imhotep to Akhenaten: An Introduction to Egyptian Philosophers. Paris: Menaibuc, 2004.
4. Asante M.K. An Afrocentric Manifesto. Toward an African Renaissance. Malden: Polity Press, 2007.
5. Asante M.K. Revolutionary Pedagogy: Primer for Teachers of Black Children. New York: Universal Write Publications, 2017.
6. Azibo D.A. Understanding Essentialism as Fundamental: The Centered African Perspective on the Nature of Prototypical Human Nature: Cosmological Ka (Spirit). The Western Journal of Black Studies. 2011. Vol. 35. № 2. Pp. 77–91.
7. Baugh E.J., Guion L. Using culturally sensitive methodologies when researching diverse cultures. Journal of MultiDisciplinary Evaluation. 2016. Vol. 3. № 4. Pp. 1–12. https://doi.org/10.56645/jmde.v3i4.74Для цитирования:
For citation:
Африканские исследования: хронотоп «перекрестка»
10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106
В качестве теоретико-методологической основы в статье используются идеи М.М. Бахтина, основоположника хронотопического метода исследования в гуманитарных науках, касающиеся «хронотопа пути/дороги». Ценность инструментария М.М. Бахтина еще более возрастает при изучении историко-культурных («цивилизационных») перекрестков. Автор данной статьи анализирует современную – переходную – ситуацию в развитии африканских исследований с позиций хронотопа. В статье подчеркивается, что большинство ученых приняло универсальную академическую модель развития научных знаний. Однако очевидным стало изменение самой матрицы африканских исследований, а вместе с ней их тематики и стиля. И если когда-то Африка изучалась исключительно в контексте европейской истории – преимущественно «снаружи», в настоящее время гораздо больше внимания предлагается уделять проблемам ее исследования «изнутри». Как следствие, центральное место в трудах африканских авторов занимают проблемы расы, этноса, идентичности, формирования государств и наций, а дискуссионными становятся вопросы периодизации истории континента, ее инвентаризации, реконструкции и репрезентации.
Африка, африканские исследования, история, нарратив, хронотоп, колониализм, деколонизация, постколониализм
1. Аппиа К.Э. Этика идентичности. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
Гавристова Т.М. Африканские исследования: хронотоп «перекрестка» Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 97–106. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106
Gavristova T.M. (2024). African Studies: The Chronotope of the Crossroads. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 97–106. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-97-106
Автор:
DOI:
Аннотация:
Ключевые слова:
Библиография:
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М.: Художественная литература, 1975.
3. Гавристова Т.М. Африка: «постколониальная библиотека». Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 80–85. https://doi.org/10.31857/S032150750008720-4
4. Гавристова Т.М., Крылова Н.Л. Африканцы в Лондоне: хроника Союза западноафриканских студентов. Ученые записки Института Африки РАН. 2023. № 4. С. 93–106. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2023-65-4-93-106
5. Гавристова Т.М., Хохолькова Н.Е. «Постколониальная библиотека»: афроцентризм, афрополитизм, афропейство. Диалог со временем. 2021. № 75. С. 270–285. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2021. 75.75.013
6. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Москва: Public Domain, 2014.
7. Мбембе А. Эстетика вульгарности. Новое литературное обозрение. 2020. № 6. C. 22–57.Для цитирования:
For citation: