В 2023 г. старейшему африканисту Р.Н. Исмагиловой исполнилось 95 лет. Из них 73 г. она посвятила изучению многообразных процессов, происходящих на Африканском континенте. За это время ею подготовлен существенный массив фундаментальных работ по отдельным странам Африки и общерегиональным проблемам. Социальный антрополог доктор наук, профессор Р.Н. Исмагилова занимается анализом этнических проблем, а также традиционных политических и социо-культурных институтов и их роли в современном обществе, в частности, в разрешении конфликтов.
Статья посвящена такому важному инструменту китайской политики в Африке, как «мягкая сила». Исследование проблемы показывает, что Пекин активно использует данный инструмент в интересах укрепления своего влияния в странах континента. Одной из его составляющих является развитие связей между Коммунистической партией Китая (КПК) и политическими партиями стран Африки. На 2022 г. КПК установила отношения с более, чем 600 политическими партиями и организациями в свыше, чем 160 странах и территориях мира. Китай особенно активен в Азии и Африке. Так, в Африке, по данным Белой книги, изданной китайским правительством к 8-му Форуму китайско-африканского сотрудничества в Дакаре в ноябре 2021 г., он установил связи с 110 политическими партиями и организациями 51 страны.
Ключевые слова:
Китай, Африка, Китайская коммунистическая партия (КПК – CCP), межпартийные связи, визиты, семинары.
Источники:
1. Badmus, Deji. 2017. South Sudan hails CPC as an extraordinary political party. GGTN Africa. October 20. (accessed 27.09. 2021)
2. CPC to Hold High-Level Dialogues with World Political Parties. Asia&Pacific. 25.05.2018 (accessed 05.05.2020)
3. Eisenman, Joshua. 2018. Comrades-in-arms: the Chinese Communist Party’s relations with African political organizations in the Mao era, 1949–76. http://www.tandfonline.com/action/journal Information?journalCode=fcwh20.
4. Cold War History 18(4):1-17. ISSN: 1468-2745 (Print) 1743-7962 (Online) Journal homepage: http://www.tandfonline.com/loi/fcwh20 Published online: 20 March 2018.
5. Frey Adrian. 2018. CPC to discuss development with 40 African political parties in Dar es Salaam. Club of Mozambique. (accessed 15.06.2020)
6. Gao, Charlotte. 2017. For the First Time Chinese Communist Party to Hold a World Political Parties Dialogue. The Diplomat.
7. Nadegu, Rolland (ed). 2022. Political Front Lines. China’s pursuit of Influence in Africa. The National Bureau of Asian Research. NBR Special Report №100. Cabestan Centre of Scientific Research and Research Professor at Hong Kong Baptist University.
8. Nantulya, Paul. 2018. Grand Strategy and China’s Soft Power Push in Africa. Africa Center for Strategic Studies. (09.12.2021)
9. Premier Zhou hosted a banquet to welcome Moroccan guests and congratulated the Kingdom of Morocco on its National Day. People’s Daily, 18 November 1959. (accessed 04.08.2020)
10. Scott, Catlin Dearing. 2021. Goes China’s involvement in African elections and politics hurt democracy. DIA Democracy in Africa. (30.09.2021). www.democracyinafrica.org (assessed 26.01.2023)
11. Smith-Asante, Edmund. 2017. CPC appreciates ties with NPP, NDC, other African parties. Graphic online. Graphic-com-gh news/politics.african-parties.html (accessed 07.12.2022)
12. Sumaira F.N. 2017. Chinese, African Parties Meet to Share Wisdom on Modernization. Pakistan Point news. www.urdupoint (accessed 01.19.2022)
13. Yun Sun. 2014. Africa in China’s Foreign Policy. Brookings. P.11. www.brookings,edu
«Братья-мусульмане» всегда отличались большой противоречивостью. Со времени создания этой организации в конце 1920-х гг. они были в центре самых важных потрясений и сражений в Египте. Как панисламистское религиозное и социальное движение, они провозгласили лозунг: «Ислам – это решение». В начале так называемой «арабской весны» движение в гораздо бόльшей ступени, чем любая другая политическая сила, было готово идти на выборы и достичь победы электоральным путем. Этому способствовала долгая история благотворительности и оказания социальных услуг «Братьями-мусульманами», а также хорошо организованные проповедники, глубоко укорененные в египетском обществе. Движению было недостаточно яркой победы на выборах 2011 г. в органы законодательной власти. Поддерживаемый исламистскими союзниками и большей частью молодежи, участвовавшей в «революции», Мухаммед Мурси принял участие в президентских выборах 2012 г. и выиграл их. Год спустя он был свергнут в результате «второго восстания» на улицах Каира и многих других египетских городов. Очередное подавление «Братьев-мусульман» стало неизбежным, и движение вернулось к подпольной деятельности.
Соединенные Штаты, возглавляемые в тот период президентом Б. Обамой, не могли дистанцироваться от происходивших в Египте событий. Вначале американская администрация была разделена по вопросу народных восстаний во всем регионе и в Египте, в частности. В Египте администрация Б. Обамы поддерживала М. Мурси во время его пребывания на посту президента, несмотря на то, что возглавляемое им движение было известно своим традиционным противостоянием интересам Запада в регионе. Многие египетские политики полагали, что в кабинете существовал компромисс, и чиновники, связанные с «Братьями-мусульманами», влияли на процесс принятия решений. Когда пришло время, правительство США положилось на армию, которая является единственным гарантом соблюдения мирного договора с Израилем.
Цель данной статьи – дать представление о размытости позиции США до и в период, когда армия захватила власть. В ней объясняются их основные интересы, из-за которых вопрос демократии не стал приоритетным и произошло избавление от «Братьев-мусульман».
Ключевые слова:
Арабская весна, Египет, «Братья-мусульмане», администрация Б. Обамы
Источники:
1. Al-Anani, Khalil (2015). “The Rise and Fall of Egypt’s Muslim Brotherhood.” Middle East Journal, Autumn 2015, Vol. 69, No. 4 (Autumn 2015), pp. 527‒543.
2. Aly, Abd al-Monein Said and Manfred W. Wenner (1982). “Modern Islamic Reform Movements: The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt.” Middle East Journal, Vol. 36, No. 3 (Summer 1982), pp. 336‒361.
3. AlNajjar, Abeer (2016). “Framing Political Islam: Media Tropes and Power Struggles in Revolutionary Egypt.” Bullets and Bulletins: Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Mohamed Zayani (ed.), Suzi Mirgani (ed.) July 2016, pp. 145‒146. https://dspace. aus.edu: 8443/xmlui/bitstream/handle/11073/8771/AlNajjar%20chapter%20Bullets%20and%20Bulletins.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 23.05. 2022)
4. Aty, Mourad (2022). “Security and Sustainable Development in Africa: What Role for AFRICOM in the Continent.” Africana Studia, Issue 38, pp. 69‒85.
5. Awad, Marwa and Lin Noueihed (2012). “Islamists secure top spot in new Egypt parliament.” Reuters, 21 Jan 2012, https://www.reuters.com/article/us-egypt-elections-results-idUSTRE80K0H22012 0121 (accessed 03.03.2022)
6. Baker, Raymond William (1991). “Afraid for Islam: Egypt’s Muslim Centrists between Pharaohs and Fundamentalists.” Daedalus, MIT Press on behalf of Press American Academy of Arts & Sciences, Vol. 120, No. 3, Religion and Politics (Summer 1991), pp. 41‒68.
7. Beaumont, Peter, et al. (2012). “Gaza ceasefire announced in Cairo.” The Guardian, 21 Nov 2012, https://theguardian.com/world/2012/nov/21/gaza-ceasefire-announced-cairo (accessed 15.03. 2022)
8. Campagna, Joel (1996). “From Accommodation to Confrontation: The Muslim Brotherhood in the Mubarak Years.” Journal of International Affairs ,Vol. 50, No. 1, Religion: Politics, Power and Symbolism (Summer 1996), pp. 278‒304.
9. “Egypt’s Mohammed Morsi: A turbulent presidency cut short.” (2019). BBC News, 17 June 2019. https://www.bbc.com/news/world-middle-east-18371427 (accessed 17.01. 2022)
10. Elibiary, Mohamed [@MohamedElibiary]. “America and yes I do consider the United States of America an Islamic country with an Islamically compliant constitution. Move On!” Twitter, 31 Oct 2013, https://twitter.com/mohamedelibiary/status/395921435471777792 (accessed 28.04. 2022)
11. Jaraba, Mahmoud (2014). “Why Did the Egyptian Muslim Brotherhood Year-Long Rule Fall?” Zeitschrift für Politik, Mar 2014, Neue Folge, Vol. 61, No. 1, pp. 61‒80.
12. Haddad, Yvonne (1992). “Islamists and the “Problem of Israel”: The 1967 Awakening.” Middle East Journal, Vol. 46, No. 2 (Spring, 1992), pp. 266‒285.
13. Labott, Elise (2013). “U.S urging Morsy to call early elections amid official denials.” CNN, 2 July 2013. https://security.blogs.cnn.com/2013/07/02/officials-u-s-urges-morsy-to-call-early-elections-warns-military-against-coup/ (accessed 03.06.2022)
14. Laub, Zachary (2019). “Egypt’s Muslim Brotherhood.” Council on Foreign Relations. 15 Aug 2019. https://www.cfr.org/backgrounder/egypts-muslim-brotherhood#chapter-title-0-6 (accessed 23.04. 2022)
15. McGreal, Chris and Harriet Sherwood (2012). “Obama presses Egypt to help rein in Hamas as Gaza conflict escalates.” The Guardian, 15 Nov 2012, https://www.theguardian.com/world/2012/nov/ 15/obama-egypt-diplomatic-gaza-conflict-escalate (accessed 15.06.2022)
16. Mitchell, Richard Paul (1969). The Society of the Muslim Brothers. London, Oxford University Press. 1969.
17. Nakhoul, Samia and Edmund Blair (2012). “Exclusive: New Egypt leader steps out on world stage seeking “balance”.” Reuters, 28 Aug 2012, https://www.reuters.com/article/us-egypt-president-idUSBRE87Q18Z20120827 (accessed 01.06.2022)
18. Paulson, Scott (2012). “Opinion: President Obama Supports Egypt’s President-elect Mohammed Morsi.” CBSNews, 25 June 2012, https://www.cbsnews.com/newyork/news/president-obama-supports-egypts-president-elect-mohammed-morsi/ (accessed 10.03.2022)
19. Kirkpatrick, David D. (2018). Into the Hands of the Soldiers: Freedom and Chaos in Egypt and the Middle East. New York, Viking, 2018.
20. Robinson, Kali and Will Merrow (2020). “The Arab Spring at Ten Years: What’s the Legacy of the Uprisings?” Council on Foreign Relations. 3 Dec 2020. https://www.cfr.org/article/arab-spring-ten-years-whats-legacy-uprisings (accessed 01.02.2022)
21. “Obama on the Goal of his Foreign Policy.” YouTube, uploaded by Vox, 9 Feb. 2015, https://www.youtube.com/watch?v=Icq60Uxd3As&lc=UgjGGErHcGy4kHgCoAEC.
22. “U.S. envoy under fire for criticizing Egypt protests.” Reuters. 20 June 2013. https://www.reuters. com/article/us-egypt-protests-usa-idUSBRE95J0ZY20130620 (accessed 18.09.2022)
23. Walsh, Declan (2019). “Egypt Turns Back Veteran New York Times Reporter.” The New York Times, 19 Feb 2019, https://www.nytimes.com/2019/02/19/world/middleeast/egypt-david-kirkpatrick. html (accessed 25.03.2022)
24. “What happened during Egypt’s January 25 revolution?” (2023). Aljazeera. 25 Jan 2023. https://www.aljazeera.com/news/2023/1/25/what-happened-during-egypts-january-25-revolution (accessed 31.01.2023)
25. “What is the Muslim Brotherhood?” (2017). Aljazeera. 18 June 2017. https://aljazeera.com/features/ 2017/6/18/what-is-the-muslim-brotherhood (accessed 18.03. 2022)
Фронт ПОЛИСАРИО, освободительное движение, направленное на достижение свободы тогдашней Западной Сахары, был создан в 1973 г. В 1976 г., год спустя после вторжения в Западную Сахару Марокко и Мавритании, ПОЛИСАРИО провозгласил именем сахарского народа создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). С 1963 г. Западная Сахара находится в составленном ООН списке несамоуправляющихся территорий на основе Главы XI Устава ООН. 47 лет спустя борьба за будущее Западной Сахары все еще продолжается. Несмотря на все правовые решения, отрицающие притязания Марокко, эта страна по-прежнему господствует в Западной Сахаре и объявляет ее частью своей национальной территории. В то же время Фронт ПОЛИСАРИО продолжает борьбу, основываясь на международных юридических нормах и законном праве на самоопределение. Марокко прибегает к смешанной тактике, используя военную силу, пропаганду, дезинформацию, клевету, аресты, нарушение прав человека и геополитические альянсы. В 1991 г. под патронажем ООН и Африканского союза было заключено соглашение о проведении референдума о будущем Западной Сахары как суверенного государства или части Королевства Марокко, но этот референдум так никогда и не был проведен. Была учреждена Миссия ООН по организации референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Однако Марокко бойкотировало референдум, тем самым не соблюдя условия соглашения. Между 1991 и 2020 гг. действовало соглашение о прекращении огня. В ноябре 2020 г. атака марокканских военных на западносахарских гражданских лиц, мирно протестовавших против очередного нарушения Военного соглашения № 1, подтолкнула Фронт ПОЛИСАРИО к заявлению об аннулировании соглашения о прекращении огня и возобновить военные действия.
В данной статье авторы постарались прояснить, что такое Сахарская Арабская Демократическая Республика и Фронт ПОЛИСАРИО. Для этого они изучили Конституцию САДР и то, как воплощение идей и идеалов Конституции политическими акторами отражается на Фронте ПОЛИСАРИО. Анализ показал, что страна готова и в состоянии создать действенную структуру современного демократического государства с необходимыми подготовленными человеческими ресурсами.
Ключевые слова:
Западная Сахара, ПОЛИСАРИО, САДР, война, свобода, Марокко, современное демократическое государство, конституция САДР
Источники:
1. African Commission on Human and Peoples’ Rights. (2003). SADR: Initial Report and Periodic Reports 1 to 6, 1988‒2002. (SADR, Ed.) Retrieved January 30, 2023, from African Commission on Human and Peoples’ Rights. https://www.achpr.org/states/statereport?id=53
2. Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo. (2022). Humanitarian Strategy, 2020–2021. Sahrawi Refugee Population. Retrieved from https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Acci%C3%B3n%20Humanitaria/Estrategia-Humanitaria-2020-2021-Refugiados-Saharauis-ENG_final.pdf#search=%20109%2D21%2D002%2D3
3. Barata, M. (2012, Março). Identidade, Autodeterminação e Relações Internacionais: O Caso Do Saara Ocidental. 248. Coimbra: Faculdade de Economia da Universidade de Coimbra.
4. Bhatia, M. (2001). Interview with Brahim Bedileh, commander, 2nd military region (tifariti), POLISARIO front. Review of African Political Economy, 28(88), 298-301. doi:10.1080/030562 40108704537
5. CEAUP. (2021). Western Sahara War Archive. Retrieved from About WSWA: https://westernsahara-wa.com/about-wswa/
6. Cordsman, A.H. (2002). 2 Morocco. In A Tragedy of Arms: Military and Security Developments in the Maghreb (pp. 55‒106). Praeger Publishers.
7. de Orellana, P. (2015). Struggles over identity in diplomacy: ‘Commie terrorists’ contra ‘imperialists’ in Western Sahara. International Relations, 29(4), 477–499. doi:10.1177/0047117815571620
8. Errazzouki, S. (2012, October 30). Chomsky on the Western Sahara and the “Arab Spring”. Retrieved January 30, 2023, from Jadaliyya: https://www.jadaliyya.com/Details/27299/Chomsky-on-the-Western-Sahara-and-the-%E2%80%9CArab-Spring%E2%80%9D
9. Es-Sweyih, M.-F. O. (2001). LA RÉPUBLIQUE SAHRAOUIE. L’Harmattan.
10. Ferreira, P. (2018). Sahara Ocidental: conflito diplomático (1991-2021) e os presumíveis interesses de Marrocos. Africana Studia Nº 29 – 1º Semestre, 11‒29. (C. d. Porto, Ed.) Porto. Retrieved May 15, 2021
11. Frente POLISARIO. (2023). Declaración política del Congreso Polisario. Retrieved January 30, 2023, from https://www.scribd.com/document/622941540/2023-January-13-Polisario-Front-SG-Ghali-Statement-at-the-16th-Congress-VE#
12. Geneva Call. (2015, June 23). Geneva Conventions and armed movements: an unprecedented mov. Retrieved January 30, 2023, from Geneva Call: https://www.genevacall.org/geneva-conventions-armed-movements-unprecedented-move/
13. Ghali, B. (2023, January 13). Polisario Front SG Ghali Statement at the 16th Congress VE. Retrieved January 30, 2023, from https://www.scribd.com/document/622941540/2023-January-13-Polisario-Front-SG-Ghali-Statement-at-the-16th-Congress-VE#
14. Hodges, T. (1983). Western Sahara The Roots of a Desert War. Lawrence Hill & Company.
15. Hodges, T. (1984). The Western Sahara file. Third World Quarterly, 6(1), 74-116. doi:10.1080/0143 6598408419756
16. Huber, D., & Kamel, L. (2015). Arab Spring: The Role of the Peripheries. Mediterranean Politics, 20(2), 127‒141. doi:10.1080/13629395.2015.1033905
17. Jensen, G. (2013, May). War and Insurgency in the Western Sahara. Strategic Studies Institute & U.S. Army War College.
18. Julio, J. (2015, November 21). Desert schools bloom in Sahrawi refugee camps – in pictures. The Guardian. Retrieved January 30, 2023, from https://www.theguardian.com/global-development/ gallery/2015/nov/21/desert-schools-sahrawi-refugee-camps-morocco-western-sahara-in-pictures
19. Lehto, H. (n.d.). Sahrawi refugee education – is studying abroad the way to self-sufficiency? Retrieved from Studentenes og Akademikernes Internasjonale Hjelpefond: https://saih.no/lokalnytt/sahrawi-refugee-education-is-studying-abroad-the-way-to-self-sufficiency
20. Lourenço, I. (2017). Western Sahara – Women under occupation. Western Sahara – Women under Occupation.
21. Machloukh, A. (2021, October 21). Haboub Cherkaoui, patron du BCIJ: «Le polisario est un important pourvoyeur de Djihadistes». l’Opinion. Retrieved January 30, 2023, from https://www.lopinion. ma/Haboub-Cherkaoui-patron-du-BCIJ-Le-polisario-est-un-important-pourvoyeur-de-Djihadistes_a19933.html
22. Mirilovic, N., & Siroky, D. S. (2021). International recognition, religion, and the status of Western Sahara. Acta Politica, 56, 548–566. doi:10.1057/s41269-020-00166-4
23. Porunsaharalibre. (2020, September 10). Big Saharawi awareness campaign on Covid 19. Retrieved January 30, 2023, from Porunsaharalibre: https://porunsaharalibre.org/2020/09/10/big-saharawi-awareness-campaign-on-covid-19/?lang=en
24. SADR. (1976). V. Sahara Occidental. Annuaire de l’Afrique du Nord, 15, 915-944.
25. Sahrawi Arab Democratic Republic. (2021, March 12). Spokesman for the Sahrawi Government . Retrieved from https://www.spsrasd.info/news/en/articles/2021/03/12/32023.html
26. Shelley, T. (2004). Endgame in the Western Sahara. Zed Books Ltd.
27. SMACO. (2023). El Silencio Ante La Crueldad: Masacres de Drones Marroquies en EL Sáhara Occidental. Sahrawi Mine Action Coordination Office. Retrieved from https://porunsaharalibre.org/ 2023/01/25/smaco-report-on-the-use-of-drones-by-the-moroccan-army-in-western-sahara/?lang=en
28. Smith, N., & Allott, N. (2016). Chomsky: Ideas and Ideals (3rd ed.). Cambridge University Press.
29. Solarz, S. J. (1979). Arms for Morocco? Foreign Affairs, 58(2), 278‒299.
30. Stephan, M., & Mundy, J. (2006, May 01). A Battlefield Transformed: From Guerilla Resistance to Mass Nonviolent Struggle in The Western Sahara. Journal of Military and Strategic Studies, 8(3). Retrieved March 25, 2023, from https://jmss.org/article/view/57717/43393
31. Szmolka, I. (2017). Western Sahara and the Arab Spring. In R. Ojeda-Garcia, I. Fernández-Molina, & V. Veguilla, Global, Regional and Local Dimensions of Western Sahara’s Protracted Decolonization (pp. 101‒119). Palgrave Macmillan, New York. doi:10.1057/978-1-349-95035-5_5
32. Teixeira, J. (2022). Statistical Report: 1st Semester of the II Western Sahara War. Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto. Retrieved from https://www.africanos.eu/images/ publicacoes/working_papers/WP_2022_2.pdf
33. Teixeira, J. F. (2022). Project Monitoring Report: Western Sahara War Archives – A Monitoring Database for the II War in Western Sahara. Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto. Retrieved from Western Sahara War Archives: https://www.westernsahara-wa.com/project-monitoring-report-western-sahara-war-archives-a-monitoring-database-for-the-ii-war-in-western-sahara/
34. Zoubir, Y. (2018). The United States and the question of Western Sahara: A low priority in US Foreign Policy. (C. D. PORTO, Ed.) AFRICANA STUDIA(28), 55-64.
35. Zoubir, Y.H. (1996). The Western Sahara Conflict: A Case Study in Failure of Prenegotiation and Prolongation of Conflict. California Western International Law, 26(2), 173-213. Retrieved from https://scholarlycommons.law.cwsl.edu/cwilj/vol26/iss2/2/
36. Zunes, S. (1987). Nationalism and non-alignment: The non-ideology of the POLISARIO. Africa Today , 34(3), 33‒46.
37. Zunes, S. (1987). The United States and Morocco: The Sahara War and Regional Interests. Arab Studies Quarterly, 9(4), 422‒441. Retrieved from https://www.jstor.org/stable/41857945?seq=1
Чем объясняется, что протестные движения отказываются от поддержки оппозиционных партий, несмотря на сходство их требований? Ответы на этот вопрос составляют содержание данной статьи. В последние годы протестные движения доминировали в политическом пространстве нескольких стран субсахарской Африки, и многие из них отрицали свою связь с партиями. В статье утверждается, что характер стратегий, принятых протестными движениями в отношении политических партий, зависит от характера политического урегулирования в стране. Примером автору служит протестное движение FixTheCountry в Гане.
На основе дискурс-анализа речей и заявлений для прессы, пятнадцати интервью, взятых в Гане, а также научной литературы в статье делается вывод о том, что протестные движения инструментализируют состязательный характер политического урегулирования в стране, чтобы получить народную поддержку. С учетом того, что только две политические партии доминируют на ганской политической арене, протестное движение представляет себя как непартийное, и эта стратегия преследует цели, во-первых, выразить недоверие обеим партиям и, во-вторых, привлечь внимание беспартийных граждан и недовольных сторонников обеих партий. В статье показывается, что характер политического урегулирования в стране является ключевым фактором для определения характера отношений между протестными движениями и политическими партиями, как правящими, так и оппозиционными. Содержащиеся в статье выводы вносят вклад в понимание того, как современные африканские протестные движения продолжают формировать и изменять свои отношения с политическими партиями и актуальность политической структуры страны в этом процессе.
Ключевые слова:
политические партии, протестные движения, политическое урегулирование, Гана, FixTheCountry
Источники:
1. Abdulai, A.G. (2017). The political economy of regional inequality in Ghana: Do political settlements matter?. The European Journal of Development Research, 29(1), 213‒229.
2. Anebo, K.G.F. (1997). Voting pattern and electoral alliances in Ghana’s 1996 elections. African e-Journal Project 2(2): 38‒52.
3. Armah-Attoh, D. & Robertson, A. (2014). The practice of democracy in Ghana: Beyond the formal framework. Afrobarometer Briefing Paper No. 137.
4. Asante, E.P. (2016). Pathway (s) to Inclusive Development in Ghana: Oil, Subnational-National Power Relations and Ideas. The University of Manchester (United Kingdom).
5. Asem, F., Busse, M., Osei, R., & Silberberger, M. (2013). Private sector development and governance in Ghana. The International Growth Centre Working Paper.
6. Austin, G. (1996). Mode of production or mode of cultivation: Explaining the failure of European cocoa planters in competition with African farmers in colonial Ghana. In Cocoa Pioneer Fronts Since 1800 (pp. 154‒175). Palgrave Macmillan, London.
7. Behuria, P., Buur, L., & Gray, H. (2017). Studying political settlements in Africa. African Affairs, 116(464), 508‒525.
8. Boafo-Arthur, K. (2007). Ghana: one decade of the liberal state: Africa in the millennium. Zed Books Ltd.
9. Bob-Milliar G.M. (2014). Party Youth Activists and Low-Intensity Electoral Violence in Ghana: A Qualitative Study of Party Foot Soldiers. Activism. Afr. Stud. Quart. 15(1),125‒152.
10. Bokpe, S.J. (2014). ‘Occupy Flagstaff House Demo rocks Accra’, online: Graphic Online: https://graphic.com.gh/news/general-news/occupy-flagstaff-house-demo-rocks-accra.html
11. Boulding, C.E. (2019). Schools for democracy? The Role of NGOs in Protests in Democracies in the Global South. University of Calgary Press.
12. Bratton, M. & Logan, C. (2015). The viability of political opposition in Africa: Popular views. Afrobarometer Policy Paper No. 26.
13. Bratton, M. & van de Walle, N. (1992). Popular protest and political reform in Africa. Comparative Politics, 24(4), 419‒442.
14. Carothers, T. & Youngs, R. (2015). The complexities of global protests. Washington DC: Carnegie Endowment for International Peace.
15. Charles, M.F. (2016). The implementation of modern African constitutions: Challenges and prospects. Pretoria: Pretoria University Law Press.
16. CitiFM (2016). Woyome Prevents Officials from Valuing Residence. Online: http://citifmonline.com/ 2016/06/03/woyome-prevents-officials-from-valuing-residence/
17. CitiFM (2017). http://citifmonline.com/2017/03/17/yofi-grant-george-andah-resign-fromoccupy-ghana-executive-council/
18. Daily Guide, 3rd August, 2009.
19. Demirkaya, B. (2017). What is opposition good for? Arts & Sciences Electronic Theses and Dissertations.
20. Di John, J., & Putzel, J. (2009). Political settlements: Issues paper.
21. Elizabeth, E. (2015). The encyclopaedia of political thought, (Ed). DOI: 10.1002/9781118474396. wbept0934.
22. Graphic Online (2014). ‘Occupy Flagstaff House: Full petition to President Mahama’, online: https://www.graphic.com.gh/news/politics/occupy-flagstaff-house-full-petition-to-presidentmahama.html
23. Gray, H. (2019). Understanding and deploying the political settlement framework in Africa. In Oxford Research Encyclopedia of Politics.
24. Honwana, A. (2012). The time of youth: Work Social Change and Politics in Africa. USA: Kumarian Press.
25. Honwana, A. (2013). Youth and revolution in Tunisia. London: Zed Books.
26. Hout, W. (2003). Political parties and governance. In MA Mohamed Salih (ed). African Political Parties Evolution, Institutionalization and Governance. London: Pluto Press.
27. Howard, A. (1999). When the people decide: a study of the independence movement in Ghana. African Diaspora ISPs. Paper 41.
28. Hutter, S. & Vliegenthart, R. (2016). Who responds to protest? Protest politics and party responsiveness in Western Europe. Party Politics OnlineFirst DOI: 10.1177/1354068816657375.
29. Hutter, S., Kriesi, H. & Lorenzini, J. (2018). Social movements in interaction with political parties. In The Wiley Blackwell Companion to Social Movements, edited by David A. Snow, Sarah A. Soule, Hanspeter Kriesi, and Holly McCammon, 1-31. European University Institute.
30. Kadima, D. (2006). The politics of party coalitions in Africa. Johannesburg: Electoral Institute of Southern Africa.
31. Khan, M. (1995). State failure in weak states: A critique of new institutionalist explanations. In The new institutional economics and third world development (pp. 85‒100). Routledge.
32. Khan, M. (2010). Political settlements and the governance of growth-enhancing institutions.
33. Khan, M. H. (2018). Political settlements and the analysis of institutions. African Affairs, 117(469), 636‒655.
34. Kiprono, C. Z. (2020). The role of opposition political parties in enhancing good governance: A case of selected countries in Africa. International Journal of Research and Innovation in Social Science, 4(6), 214‒218.
35. Kriesi, H. (2015). Party Systems, Electoral Systems, and Social Movements. In The Oxford Handbook of Social Movements, edited by Donatella Della Porta and Mario Diani, 667-80. Oxford: Oxford University Press.
36. Kriesi, H., Koopmans, R., Duyvendak, J. W. & Giugni, M. (1995). New social movements in Western Europe. Minneapolis: University of Minnesota Press.
37. Lindberg, S. I. (2003). ‘It’s Our Time to» Chop»‘: Do Elections in Africa Feed Neo-Patrimonialism rather than Counter-Act It?. Democratization, 10(2), 121‒140.
38. Lindberg, S. I. (2010). What accountability pressures do MPs in Africa face and how do they respond? Evidence from Ghana. The Journal of Modern African Studies, 48(1), 117‒142.
39. McAdam, D., Tarrow, S. & Tilly, C. (2003). Dynamics of contention. Cambridge: Cambridge University Press.
40. Ngwane, T. (2017). Civil Society Protest in South Africa: The Need for a Vision of Alternatives. Conference paper.
41. Noll, A. & Budniok, J. (2021). Social protest of the middle class in Ghana: a social movement approach of three cases. Journal of Contemporary African Studies, DOI: 10.1080/02589001. 2021.1931056.
42. Nti, K. (2012). This Is Our Land: Land, Policy, Resistance, and Everyday Life in Colonial Southern Ghana, 1894-7. Journal of Asian and African Studies 48 (1): 3‒15.
43. ODIHR (2011). The role of political parties in the political process. Consolidated summary. Warsaw: Office for Democratic Institutions and Human Rights.
44. Oduro, F., Mohammed, A., & Ashon, M. (2014). A dynamic mapping of the political settlement in Ghana.
45. Orum, A.M. (1974). On participation in political protest movements. The Journal of Applied Behavioural Science, 10(2), 181‒207.
46. Paalo, S.A. (2017). Political party youth wings and political violence in sub-Sahara Africa: A case of Ghana. International Journal of Peace and Development Studies, 18(1), 1‒14.
47. Peter, B. (2008). The relationship of accountable governance and constitutional implementation, with reference to Africa. Journal of Politics and Law, 1(3).
48. Prichard, W. (2009). The politics of taxation and implications for accountability in Ghana 1981–2008. IDS Working paper, Vol. 2008(330)
49. Roller, E. & Weßels, B. (1996): Contexts of political protest in Western democracies: Political organization and modernity, WZB Discussion Paper, No. FS III 96-202, Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung (WZB), Berlin.
50. Somma, N. M. & Medel, R. (2017). Shifting relationships between social movements and institutional politics. S. Donoso, M. von Bülow (eds.), Social Movements in Chile, DOI 10.1057/978-1-137-60013-4_2.
51. Stahler-Sholk, R., Vanden, H. E. & Kuecker, G. D. (2007). The new politics of social movements in Latin America. Latin American Perspectives, 34(2), 5‒16.
52. Vernon, O. K. (1966). The responsible electorate. New York: Vintage Books.
53. Whitfield, L. (2011). Competitive clientelism, easy financing and weak capitalists: The contemporary political settlement in Ghana (No. 2011: 27). DIIS Working Paper.
54. Wole, O. (2004). Realizing effective and sustainable democratic governance. In Southern Africa and Beyond: Political Parties in Zimbabwe. EISA Occasional Paper Number 18.
55. Wouters, R. & Walgrave, S. (2017). Demonstrating power: How protest persuades political representatives. American Sociological Review, 82(2), 361‒383.
С 1990 г., когда в Сан-Томе и Принсипи была введена представительная демократия, в стране существует открытое соперничество между политическими партиями. Представительная демократия и многопартийность не противоречат превалирующим на островах культурным моделям. Однако это не означает, что партии играют роль, соответствующую идеальным представлениям сантомийцев о том, что они должны представлять и делать в условиях представительной демократии. Например, их программы правления и даже число членов не всегда известны. А когда программы партий оказываются известны, бывает трудно найти в них различия.
Несмотря на открытость созданию новых партий, в основном по президентской инициативе, партийный ландшафт изображается оппозицией между двумя крупнейшими политическими объединениями: Движением за освобождение Сан-Томе и Принсипи, исторической партией независимости, и Независимым демократическим действием, которая в последние годы утвердилась в качестве доминирующей партии.
В этой статье, помимо краткого описания функционирования партий (иногда «партий одного человека»), предпринимается попытка охарактеризовать свободное и открытое политическое соперничество, в условиях которого партии прошли путь с 1990 г. до сегодняшнего дня. Освещаются факторы, подрывающие демократию, такие, как нарастающая политическая и социальная энтропия, разочарование и чувство утраты уверенности в индивидуальном и коллективном будущем и даже искушение дрейфом в направлении авторитаризма. Строго говоря, возможно, еще в большей мере, чем эрозию демократии, мы наблюдаем распространение неверия в нее, которое затрагивает все политические действия в стране. Некоторые политики указывают на необходимость перемен в партиях хотя бы для того, чтобы их деятельность приносила результат: пусть и не приводя к развитию, по крайней мере, позволяла сдержать обнищание и усиление социальных трещин. Однако гипотеза, что партии продолжат воспроизводить практики и пороки, ведущие к разрыву между политиками и обществом, более правдоподобна, если не сказать верна. Недавняя политическая история островов высвечивает ряд целей и действий, в основе которых – озлобленность и насилие, противостоящих минимальной сплоченности общества. Поэтому трудно поверить в преодоление препятствий на пути смягчения политической и социальной конкуренции.
Ключевые слова:
Сан-Томе и Принсипи, демократия, политические партии
Источники:
1. Anuário Estatístico 1973, 1973, S. Tomé, Instituto Nacional de Estatística. Delegação de S. Tomé e Príncipe.
2. Branco, Rafael e Varela, Afonso, 1998, Os caminhos da democracia, Amadora.
3. Ceita, João Guadalupe Viegas de, 2012, O Memórias e sonhos perdidos de um combatente pela libertação e progresso de São Tomé e Príncipe, s. l., s. ed.
4. Chabal, Patrick, 1993, “O Estado pós-colonial na África de expressão portuguesa” in Soronda. Revista de Estudos Guineenses No. 15, Bissau, INEP, pp.37‒55.
5. Chabal, Patrick e Daloz, Jean-Pascal, 1999, Africa works. Disorder as political instrument, Oxford, James Currey.
6. Couto, Amaro Pereira do, 1997, O processo democrático, volume 1, São Tomé, Colecções Ponta d’Acha.
7. Gonzalez, David, 2000, “Who leads to where? African leadership into 21st Century” in Othamn, Haroub (ed.), Reflections on leadership in Africa forty years after independence, Dar-es-Salam, VUB University Press, pp.131‒158.
8. Falola, Toyin, 2004, [1ª ed. 2001] Nationalism and African intellectuals, University of Rochester Press, Rochester.
9. Fleischhacker, Helga, 1999, “São Tomé and Príncipe” in Nolhen, Dieter, Krennerich, Michael e Thibaut, Bernhard, Elections in África. A data handbook, Oxford, Oxford University Press, pp.739‒754.
10. Frynas, Jedrzej George, Wood, Geoffrey e Oliveira, Ricardo M. S. Soares de, 2003, “Business and politics in São Tomé e Príncipe: from cocoa monoculture to petro-state” in African Affairs 102, Royal African Society, pp.51‒80.
11. Lavroff, Dmitri, 1975, Os partidos políticos da África Negra, Amadora, Bertrand.
12. Mbembe, Achille, 2013, África insubmissa. Cristianismo, poder e estado na sociedade pós-colonial, Mangualde, Edições Pedago.
13. Meng, Anne, 2020, Constraining dictatorship. From personalized rule to institutionalized regimes, Cambridge University Press.
14. Nascimento, Augusto, 2010, “São Tomé e Príncipe na idade adulta: a governação e o descaso da rua” in Tempo do Mundo, vol. 2, No. 3, IPEA, Brasília, pp.45‒73, in http://www.ipea.gov.br/ portal/images/stories/PDFs/111024_rtm_portugues03.pdf, accessed: 27 January 2014.
15. Nascimento, Augusto, 2011, “São Tomé e Príncipe: a independência ou o parto do autoritarismo” in Rollemberg, Denise e Quadrat, Samantha Viz (orgs.), A construção social dos regimes autoritários. Legitimidade, consenso e consentimento no século XX. África e Ásia, Rio de Janeiro, Civilização Brasileira, pp.157‒205.
16. _____ 2013a, “As pulsões na política em São Tomé e Príncipe” in Africana Studia No. 20, Porto, CEAUP, pp.135‒152.
17. _____ 2013b, “Os dividendos do autoritarismo colonial: o impacto e a manipulação do legado colonial na configuração do pós-independência em São Tomé e Príncipe” in Pimentel, Irene e Rezola, Maria Inácia (orgs.), 2013, Democracia, ditadura. Memória e justiça política, Lisbon, Tinta-da-China, pp.259‒282.
18. _____ 2018a, “São Tomé e Príncipe: recordar os mortos e… que dizer dos vivos?” http://blog.cei.iscte-iul.pt/sao-tome-e-principe-recordar-os-mortos-e-que-dizer-dos-vivos/, accessed: 26 January 2018.
19. _____ 2018b, “A abrasiva situação política em São Tomé e Príncipe: por quem os sinos dobram?” in http://blog.cei.iscte-iul.pt/a-abrasiva-situacao-politica-em-sao-tome-e-principe-por-quem-os-sinos-dobram/, accessed: 11 May 2018.
20. _____ 2019, São Tomé e Príncipe. As tramas da política e a emancipação do saber histórico, São Tomé, BISTP.
21. _____ 2021, “Eleições presidenciais em São Tomé e Príncipe: especulações e coloquialidade à medida” in Eleições presidenciais em São Tomé e Príncipe: especulações e coloquialidade à medida (africanos.eu), published on 23 July 2021 accessed: 23 July 2021.
22. _____, 2022, “Eleições em São Tomé e Príncipe em 2022: o povo tira, o povo põe… até quando?” in Luz do Pensamento No. 31, 13 October 2022, pp.2‒3.
23. Sanches, Edalina Rodrigues, 2015, “O desenvolvimento dos sistemas partidários de Cabo Verde e São Tomé e Príncipe em perspetiva comparada (1991-2014)”, Anuário de direito de São Tomé e Príncipe, Instituto do Direito de Língua Portuguesa, pp.121‒145, in http://repositorio.ul.pt/ bitstream/10451/25347/3/ICS_ERSanches_Desenvolvimento_ARN.pdf, accessed: 22 June 2019.
24. Santo, Armindo Ceita Espírito, 2008, Economia de S. Tomé e Príncipe entre o regime do partido único e o multipartidarismo, Lisbon, Edições Colibri.
25. Santos, Carlos Oliveira, 2014, Patrice Trovoada. Uma voz africana, Lisbon, Âncora Editora.
26. Seibert, Gerhard, 1995, “A política num micro-estado. São Tomé e Príncipe, ou os conflitos pessoais e políticos na génese dos partidos políticos” in Lusotopie, Paris, Karthala, pp.239‒250.
27. _____, 2002, Camaradas, clientes e compadres. Colonialismo, socialismo e democratização em São Tomé e Príncipe, Lisbon, Vega.
Политические движения в Африке претерпели существенную трансформацию на протяжении десятилетий. Когда первые политические движения возникли в субсахарском регионе в начале ХХ в., они функционировали как культурные или общественные организации, поскольку колониальный режим не позволял национальным политическим движениям существовать в африканских обществах. Тем не менее, в 1950-е – 1960-е гг. эти организации трансформировались в политические движения и партии, которые в конце концов повели борьбу за независимость и создание переходных правительств.
Однако спустя шестьдесят лет после национального освобождения большинство африканских правящих партий, в особенности «исторических» – формировавшихся в эпоху борьбы за независимость, очень активно стремятся подчеркивать отличия друг от друга в идентичности, чтобы удержать власть, несмотря на то, что ныне они существуют в условиях многопартийных демократических режимов. Претензия на принадлежность к определенной идентичности (которая может быть даже религиозной или языковой) выродилась в насилие и гражданские войны во многих постколониальных африканских обществах (в Центральноафриканской Республике, Камеруне, Анголе, Мозамбике, Кении и многих других).
Предположение, что основанные на идентичности политические партии не способствовали формированию жизнеспособных, мирных и целостных африканских обществ (за исключением нескольких стран) должно вызвать к жизни новый формат политических партий – основанных на идеологии, которые, несмотря на все культурные различия на самом деле смогут предложить лучшую социально-политическую конкуренцию между различными политическими партиями, основанными на целом комплексе идеологических ценностей. Хотя пост- или квазиидеология пронизывает большинство «исторических» политических партий во всей субсахарской Африке, в данной статье автор рассматривает преимущественно послевоенные идеологические модели МПЛА и УНИТА и то, как в их уставах отражается существование квази- или полноценной идеологии, как эти партии функционируют в рамках политического дискурса в сегодняшней Анголе.
Ключевые слова:
субсахарская Африка, МПЛА, УНИТА, политические партии, идеология
Источники:
1. Adelman, K. L. (1975). Report from Angola. Foreign Affairs, 53(3), 558–574. https://doi.org/10.2307/ 20039527.
2. Agostinho, Issau (2018). Angola, formação e democratização do Estado, Roma: Edizione Nuova Cultura.
3. All-African People’s Conferences (1962). International Organization, 16(2), 429–434. http://jstor. org/stable/2705395.
4. Carbone, Giovanni M. (2007). Political Parties and Party Systems in Africa: Themes and Research Perspectives, World Political Science Review, Vol. 3 [2007], Iss. 3, Art.1.
5. Centrist Democratic International. Parties. https://www.idc-cdi.com/parties/ (accessed 7.4.2022)
6. Chege, Michael (2007). Political Parties in East Africa: Diversity in Political Party Systems. Report prepared for the International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA) as part of its global Programme on Research and Dialogue with Political Parties, Stockholm: International IDEA.
7. Conroy-Krutz, Jeffrey and Lewis, Dominique (2011). Mapping Ideologies In African Landscapes. Afrobarometer Working Papers. Working Paper Nо 129. https://afrobarometer.org/publications/ wp129-mapping-ideologies-african-landscapes (accessed 7.4.2022)
8. Constituição da República de Angola, 2010. Diário da República, Órgão Oficial da República de Angola, I Série Nо 23, de 5 de Fevereiro de 2010.
9. Cruz, Domingos da (2019). Racismo: o machado afiado em Angola, Lisboa: Exclusivo Edições.
10. Graham, J.D. (1972). Political Ideologies In Contemporary Africa. The Centennial Review, 16(1), 23–40. http://www.jstor.org/stable/23740452.
11. INE.Projeção da População. https://www.ine.gov.ao/inicio/estatisticas (accessed 7.4.2022)
12. International Socialist. Full list of member parties and organizations. https://www.socialistinter-national.org/about-us/members/ (accessed 7.4.2022)
13. Kura, Sulaiman (2007). Contemporary African Political Parties: Institutionalisation for the Sustainability of Democracy. Journal of African elections. 6. 41-90. 10.20940/JAE/2007/v6i1a3.
14. Lei dos Partidos Políticos de Angola, 2010. Diário da República, Órgão Oficial da República de Angola, I Série N° 229, de 3 de Dezembro de 2010.
15. MPLA. Estatutos do MPLA. https://mpla.ao/ao/documentos/estatuto-do-mpla/ (accessed 7.4.2022)
16. Nyerere, Julius (1968), Ujamaa: Essays on socialism, Dar-es-Salam: Oxford University Press.
17. OUA. Speeches and Statements Made at the First Organisation of African Unity (OAU) Summit, 1963. https://au.int/en/speeches/19630508/speeches-and-statements-made-first-organisation-african-unity-oau-summit-1963 (accessed 07.04.2022)
18. Salih, M.A. Mohamed (2007). Political Parties in Africa: Challenges for Sustained Multiparty Democracy. Africa Regional Report Based on research and dialogue with political parties, Stockholm: International IDEA.
19. Shilaho, Westen K. (2017). Political Power and Tribalism in Kenya, London: Palgrave Macmillan, 2017. Doi.org/10.1007/978-3-319-65295-5.
20. UNITA. Estatutos da UNITA. http://www.unitaangola.com/PT/Tableestatutos1.awp (accessed 07.04. 2022)
21. Walle, van de Nicolas (2003). Presidentialism and Clientelism in Africa’s Emerging Party Systems. Journal of Modern African Studies, Vol. 41, Nº. 2 (June), pp. 297‒321.
В последние несколько десятилетий африканские страны столкнулись с новым явлением политической жизни ‒ с приходом к власти в качестве президентов, вице-президентов, премьер-министров и парламентариев недавних полевых командиров – лидеров повстанческих антиправительственных движений или племенных ополчений.
Полевые командиры стремятся преобразовать свои успехи, достигнутые во время войны, в материальное благополучие и социальный статус и получить политический пост для консолидации своих военных «подвигов». Для этого они используют множество различных стратегий: трансформацию вооруженных групп в политические партии, присоединение к уже существующим политическим организациям, создание новых партий и независимую политическую деятельность. В литературе, посвященной миростроительству, за редким исключением игнорируется такой важный его аспект, как влияние бывших полевых командиров на постконфликтные электоральные процессы. Данная статья призвана восполнить этот пробел.
Ключевые слова:
Африка, конфликты, миростроительство, политические партии, вооруженные формирования, «военные бароны», электоральные процессы, безопасность
Источники:
1. Anders G., 2012. Bigmanity and International Criminal Justice in Sierra Leone. African Conflicts and Informal Power: Big Men and Networks. L., N.Y.: Zed Books: 158–180. ISBN 978-1-84813-883-4.
2. Chesterman S., Ignatieff M., Takur R. 2005. (eds.) Making States Work: State Failure and the Crisis of Governance. Tokyo, N.Y., P.: United Nations University Press. ISBN 92-808-1107-X; Paris R. At War’s End: Building Peace after Civil Conflict. Cambridge: Cambridge University Press. 2004. ISBN 978-0-521-83412-4.
3. Söderberg-Kovacs M.. 2008. When Rebels Change Their Stripes: Armed Insurgents in Post-War Politics. From War to Democracy: Dilemmas to Peacebuilding. Cambridge: Cambridge University Press. 134–156. ISBN 978-0521713276.
4. Denisova T.S., Kostelyanets S.V. 2020. Guinea-Bissau: Political Leadership and Electoral Processes. Asia & Africa Today. № 4, pp. 34–41. DOI: https://doi.org/10.31857/S032150750009 090-1.
5. Kostelyanets S.V., 2014. Conflicts in Africa: Causes, Genesis and Problems of Settlement (Ethno-Political and Social Aspects). Vostok (Oriens). №. 4, pp. 196–202. ISSN 0869-1908.
6. Ismail O. 2008. Power, Elites, War and Postwar Reconstruction in Africa: Continuities, Discontinuities and Paradoxes. Journal of Contemporary African Studies. № 26(3), pp. 259‒278. DOI: https://doi.org/10.1080/02589000802332457.
7. Kostelyanets S.V. 2010. African Conflicts: Dynamics and Ways of Settlement. Asia & Africa Today. № 1, pp. 40–43. ISSN 0321-5075.
8. Brancati D., Snyder J. 2013. Time to Kill: The Impact of Election Timing on Postconflict Stability. Journal of Conflict Resolution. № 57(5), pp. 822‒853. DOI: https://doi.org/10.1177/00220027 12449328.
9. Englebert P., Tull D. 2008. Postconflict Reconstruction in Africa: Flawed Ideas about Failed States. International Security. № 32 (4), pp. 106‒139. DOI: https://doi.org/10.1162/isec.2008.32.4.106.
10. Prunier G. 1997. The Rwanda Crisis: History of a Genocide. N.Y.: Columbia University Press. ISBN 978-0231104098.
11. Themnér A. 2015. Former Military Networks and the Micro-Politics of Violence and Statebuilding in Liberia. Journal of Comparative Politics. № 47(3), pp. 334‒353. DOI: https://doi.org/10.5129/ 00104 1515 814709284.
12. Christensen M. M., Utas M. 2008 Mercenaries of Democracy: The ‘Politricks’ of Remobilized Combatants in the 2007 General Elections, Sierra Leone. African Affairs. № 107 (429), pp. 515‒539. DOI: https://doi.org/10.1093/afraf/adn057.
13. Themnér A. 2011. Violence in Post-Conflict Societies: Remarginalisation, Remobilisers and Relationships. L., N.Y.: Routledge. ISBN 978-1138825437.
14. Keen D. 2005. Conflict and Collusion in Sierra Leone. Oxford: James Currey. ISBN 978-0852558836.
15. Gberie L. 2005. A Dirty War in West Africa. The RUF and the Destruction of Sierra Leone. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press. ISBN 978-1850657422.
16. Kandeh J. 2003. Sierra Leone’s Postconflict Elections of 2002. Journal of Modern African Studies. № 41 (2), pp. 189–216. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022278X03004221.
17. Lupick T. 2012. Ghosts of Civil War Haunt Sierra Leone Polls. Al Jazeera. https://www.aljazeera.com/indepth/features/2012/11/20121116104035514355.html (accessed 11.01.2023)
18. Themnér A. 2017. (ed.) Warlord Democrats in Africa: Ex-Military Leaders and Electoral Politics. L.: Zed Books. ISBN 978-1-78360-249-0.
19. Sierra Leone Business: Parliament approves Leader of RUFP Eldred Collins as Board Member (2017). Awoko. https://awokonewspaper.sl/sierra-leone-business-parliament-approves-leader-of-rufp-eldred-collins-as-board-member (accessed 12.01.2023)
20. Spears I. A. 2013. Africa’s Informal Power-Sharing and the Prospects for Peace. Civil Wars. № 15 (1), pp. 37‒53. DOI: https://doi.org/10.1080/13698249.2013.781302.
21. Kumar K. 1997. (ed.). Rebuilding Societies after Civil War: Critical Roles for International Assistance. Boulder and London: Lynne Rienner Publishers. ISBN 1-55587-642-0.
22. Kochanova T.V. 2020. Sudan and South Sudan: Through the Deconstruction and Transformation of Power to its Evolution. Journal of the Institute for African Studies. №. 3, pp. 39–59. DOI: https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-52-3-39-59.
23. South Sudan’s Risky Political Impasse. International Crisis Group (2016). https://crisisgroup.org/ africa/horn-africa/south-sudan/south-sudan-risky-political-impasse (accessed 18.01.2023)
24. Brosché J. 2014. Masters of War: The Role of Elites in Sudan’s Communal Conflicts. Uppsala: Uppsala University Press. ISBN 978-91-506-2381-9.
Вопрос политического лидерства в странах Западной Африки, затронутых конфликтами, важен с точки зрения его институционализации через политические партии и организации. Данная статья направлена на изучение степени отражения формальной политической структуры партии, реальных механизмов политической организации, действующих в нестабильной институциональной среде в контексте гражданских конфликтов на примере Кот-д’Ивуара, особенно после гражданской войны 2002‒2011 гг. Конкретно рассматривается Ивуарийский народный фронт, правящая партия в Кот-д’Ивуаре в 2000‒2011 гг. Особое внимание в рамках данного анализа уделяется вопросу этнической и племенной основы возникновения политической партии роли лидера, и формальным и неформальным сетям патронажа, особенностям политической силы при власти и после ее потери.
Ключевые слова:
Кот-д’Ивуар, Ивуарийский народный фронт, гражданская война, политическое руководство, этническая принадлежность, Лоран Гбагбо
Источники:
1. Arnaut K. 2004. Autochthony and the postnational imagination in Côte d’Ivoire (1901–2003). In: Performing displacements and rephrasing attachments. Ethnographic explorations of mobility in art, ritual, media, and politics. Ghent. P. 202–264. (PDF) Performing displacements and rephrasing attachments: Ethnographic explorations of mobility in art, ritual, media, and politics (researchgate.net) (accessed 07.12.2019)
2. Charvin R. 2011. Côte d’Ivoire 2011: la bataille de la seconde independance. Paris: L’Harmattan. 163 p. ISBN 978-2-296-54513-7.
3. Cheeseman N. 2015. Democracy in Africa: Successes Failures,and the Struggle for Political Reform. N.Y.: Cambridge University Press. 247 p. ISBN 978-0-521-13842-0.
4. Côte d’Ivoire: Pascal Affi N’Guessan confirmé président du FPI par la justice. Jeune Afrique. 3 avril 2015. https://jeuneafrique.com/229179/politique/c-te-d-ivoire-pascal-affi-n-guessan-confirm-pr-sident-du-fpi-par-la-justice/ (accessed 05.12.2021)
5. Côte d’Ivoire: première bougie pour le PPA-CI, «acteur majeur de la scène politique». Bonjour Journal. 17/10/2022. Côte d’Ivoire: première bougie pour le PPA-CI, «acteur majeur de la scène politique» – Bonjour Journal.ci (accessed 07.12.2022).
6. DÉCISION N° CI-2020-EP-010/09-11/CC/SG. Le Conseil Constitutionnel. http://www.conseil-constitutionnel.ci/archives-et-decisions/decision-ndeg-ci-2020-ep-01009-11ccsg-du-09-novembre-2020-portant-proclamation (accessed 12.12.2021)
7. Denisova T.S. 2016. Tropical Africa: the evolution of political leadership. Moscow. Institut Afriki RAN. 596 p. ISBN 978-5-91298-181-4 (in Russian).
8. Gbagbo L. 1984. Reponse a une reponse . Peuples Noirs Peuples Africains, Special. No. 41-42. P. 8–29. ISSN 0181-4087.
9. Koudou C. (ed.) 2017. Des pensees de Laurent Gbagbo. Quel message pour la reconcilition nationale en Côte d’Ivoire? Paris: L’Harmattan. 145 p. ISBN 978-2-343-12133-8.
10. Laurent Gbagbo élu chef de l’aile dissidente du FPI en Côte d’Ivoire. Voi Afrique. 04 août 2018. https://www.voaafrique.com/a/laurent-gbagbo-%C3%A9lu-chef-de-l-aile-dissidente-du-fpi-en-c%C3%B4te-d-ivoire-/4513909.html (accessed 07.12.2019)
11. Marshall-Fratani R. 2006. The War of “Who is Who”: Autochthony, Nationalism, and Citizenship in the Ivoirian Crisis // African Studies Review. Vol. 49, No. 2. P. 9–44. DOI: https://doi.org/ 10.1353/arw.2006.0098.
12. McGovern M. 2011. Making War in Côte d’Ivoire. Chicago, IL: University of Chicago Press. 238 p. ISBN-13: 978-0-226-51460-4.
13. Rebel returns home. Africa confidential. 1st December 2022. Vol 63. No 24. https://www.africa-confidential.com/article-preview/id/14219/Rebel_returns_home (accessed 07.12.2022)
14. Reno W. 1998. Warlord Politics and African States. Boulder/London: Lynne Rienner. 257 p. ISBN 978-1-55587-883-2.
15. Sadovskaya L.M. 2015a. The Political Leadership in Africa. Asia & Africa Today. № 9, pp. 59–62. ISSN 0321-5075.
16. Sadovskaya L.M. 2015b. Two Countries – Two Electoral Experiences: Côte d’Ivoire and Senegal. The Journal of the Institute for African Studies. № 2 (33), pp. 65–75. ISSN 2412-5717 (in Russian).
17. Sadovskaya L.M. 2017. The Power Crisis or the Problem of Political Leadership in Côte d’Ivoire. Asia & Africa Today. № 9 (722), pp. 30–35. ISSN 0321-5075 (in Russian).
18. Shipilov A. 2022. Ten years after the Ivorian Civil War (2002–2011): Reassessment of the conflict, South African Journal of International Affairs, Vol. 29, No. 1, pp. 45-68, DOI: 10.1080/10220 461.2022.2043181.
19. Simone Gbagbo crée son parti, double rupture avec Laurent Gbagbo. .L’Orient-Le Jour. 22 août 2022. https://lorientlejour.com/article/1309104/simone-gbagbo-cree-son-parti-double-rupture-avec-laurent-gbagbo.html (accessed 07.12.2022)
20. Varenne L. 2012. Abobo-la-Guerre. Côte d’Ivoire: terrain de jeu de la France et de l’ONU. Paris: Ėditions Mille et une nuits. 280 p. ISBN 978-2-75550-635-8.
21. Welz M. 2021. Africa since Decolonization: The History and Politics of a Diverse Continent. N.Y.: Cambridge University Press. 375 p. ISBN 978-1-108-46556-4.
22. When the parties go to pieces. Africa confidential. 18th November 2021. Vol 62. No 23. https://africa-confidential.com/article-preview/id/13672/When_the_parties_go_to_pieces (accessed 01.12.2021)
В 1960-е гг. расширение капиталистического способа производства ускорило распад ангольского «традиционного общества». Высокие темпы роста экономики в Анголе стали возможны благодаря тому, что огромные доходы от добычи нефти и алмазов облагались налогами и реинвестировались в страну. При такой «политике развития», которая, по ожиданиям колониального государства, должна была поддерживать находившиеся в упадке отрасли сельского хозяйства и промышленности и сохранять политическое статус-кво, произошло изменение основного общественного противоречия. Им больше не был раскол между «центральным» и «зависимым»; им стал раскол между трудом и капиталом в рамках «современного общества». С точки зрения идеологии, хотя понятия, отражавшие «расовое» деление или культурные фенотипы все еще использовались, теперь появилась возможность проявления различных политических позиций. Националистические движения, начинавшиеся как маленькие диссидентские фракции в рамках «центрального общества», были в силу этого вынуждены менять свою тактику, чтобы получить поддержку поднимающихся классов. Статья фокусируется на УНИТА, чьи условия деятельности (партизанские операции в Центральной Анголе) облегчали задачу вписаться в изменяющийся социальный ландшафт. Некоторые свидетельства об идеологии УНИТА и его электоральном поведении в 1974‒1975 гг. (в период, когда партизанские движения превращались в политические партии) показывают, что фактор «этничности», широко использовавшийся как ключевой в политике в Африке, требует переоценки, по крайней мере, относительно конкретно этого времени в Анголе.
Ключевые слова:
Ангола, классовая борьба, этничность, УНИТА
Источники:
1. Amaral, Ilídio, Em torno dos Nacionalismos Africanos, Águeda, Granito, 2000.
2. Amin, S. L’accumulation à l’echelle mondiale, Paris, Anthropos, 1988.
3. Antão, Mário Patinha, “Problemática do investimento externo em Angola, razões para um colóquio realizado em Lisboa”, Actividade Económica de Angola, 97, Jul-Sept 1972, pp. 5‒12.
4. Anuário Estatístico de Angola, Luanda.
5. Banco de Angola (several years), Relatório e Contas, Luanda.
6. Bender, Gerald, “The Limits of Counterinsurgency: An African Case”, Comparative Politics, April 1972, pp. 331‒360.
7. Bridgland, Jeff, Jonas Savimbi, uma chave para a África, Lisboa, Perspectivas & Realidades, 1988.
8. Charlot, Jean, Les Partis Politiques, Paris, Armand Colin, 1971.
9. Bittancourt, Marcelo, Dos jornais às armas. Lisboa, Vega, 1999.
10. Companhia de Diamantes de Angola (several years), Relatório do Conselho de Administração, Lisboa.
11. Correia e Silva, Desenvolvimento económico do espaço português. Actividade Económica de Angola. Revista de Estudos Económicos, 75, Maio a Agosto de 1966.
12. Correia, Pedro de Pezarat, da descolonização Do protonacionalismo ao pós-colonialismo, Porto, Book-Cover Editora, 2017.
13. Curto, Diogo Ramada (dir.), Políticas coloniais em tempo de revoltas – Angola circa 1961, Porto, Edições Afrontamento, 2016.
14. Esteves, Emmanuel, “O caminho de ferro de Benguela e o seu impacto económico, social e cultural na sua zona de influência (1902–1952)”, AS, Nо. 3, 2000, pp. 49‒72.
15. Guerra, H. Angola Estrutura económica e classes sociais. Os últimos anos do colonialismo português em Angola. Lisboa, Edições 70, 1979.
16. Heymer, Franz-Wilhem, O Processo de Descolonização em Angola 1974–1976, Lisboa, A Regra do Jogo, 1980.
17. Heywood, Linda M., “Towards and Understanding of Modern Political Ideology in Africa The Case of the Ovimbundu in Angola”, The Journal of Modern African Studies, vol. 36, Nо 1, Mar.1998, pp. 139‒167.
18. Heywood, Linda M., “Unita and the Ethnic Nationalism in Africa”, The Journal of Modern African Studies, vol. 27, nº 1, Mar 1989, pp.47‒66.
19. Kircheimer, Otto, The Transformation of Western Party Systems in La Palombara, J, Weiner, M, Political Parties and Political Development, Princeton, 1966, pp. 184‒188.
20. Martelo, David, 1974 Cessar-fogo em África, Lisboa, Publicações Europa-America, 2001.
21. Mateus, Dalila Cabrita; Mateus, Álvaro, Purga em Angola, Porto, ASA, 2007.
22. Mendes, A (1966) O Trabalho Assalariado em Angola, Lisboa, Instituto Superior de Ciências Sociais e Política Ultramarina, 1966.
23. Newitt, Malyn, Angola in Historical Context in Chabal, Patrick, Vidal Nuno (ed.) Angola the Weight of History, London, Hurst & Company, 2007.
24. Oliveira, J. E. da C. Economia de Angola. Evolução e Perspectivas, Luanda, 1970.
25. Pelissier, René, De África a Timor uma bibliografia internacional crítica (1995‒2011), Porto, CEAUP, 2014.
26. Pelissier, René, Nationalismes et Revoltes en Angola 1926-1961, Montamets, Pelissier, 1978.
27. Pelissier, René, História das Campanhas de Angola, vol. II, Lisboa, Ed. Estampa, 1986.
28. Polanyi, Karl, La Grande Transformation, Paris, PUF, 1988.
29. Portmann, Heinz, “Angola’s Developing Economy”, Swiss Review of World Affairs, May 1973.
30. Presidência do Conselho (1970), Secretariado Técnico, Relatório da Execução do II Plano de Fomento Ultramar 1959–1964, Lisboa: Imprensa Nacional.
31. República Portuguesa (1973), Projecto do IV Plano de Fomento, Secretaria-Geral da Assembleia Nacional e da Câmara Corporativa, tomo II Lisboa: Imprensa Nacional.
32. Ribeiro, Orlando, A colonização de Angola e o seu fracasso, Lisboa, Imprensa Nacional, 1981.
33. Rocha, Alves da, Lourenço, Nelson, Morais, “Armando Angola nas vésperas da independência”, Economia e Socialismo, Nо 36‒38. 1979.
34. Rocha, Edmundo – FALTA.
35. Santos, Maciel (2015) Administration and Taxation in Former Portuguese África 1900–1945 (with Havik, P. and Keese A.), Cambridge Scholars Publishing.
36. Santos, Maciel, “Trabalho e sindicatos em Angola (1950-1970) – o “impasse” na acumulação de capital”, Africana Studia, 28, 2017, pp. 223‒250.
37. Silva, Fernando Diogo da, “O Huambo – Mão-de-Obra Rural no mercado de trabalho de Angola”, Trabalho, nº 25 e 27, 1969.
38. Sousa, Alfredo, Economia e Sociedade em Africa, Lisboa, Moraes Ed., 1965.