Жизнь, посвященная Африке

Автор:

Крючков Ю.Д.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-156-161

Аннотация:

В 2023 г. старейшему африканисту Р.Н. Исмагиловой исполнилось 95 лет. Из них 73 г. она посвятила изучению многообразных процессов, происходящих на Африканском континенте. За это время ею подготовлен существенный массив фундаментальных работ по отдельным странам Африки и общерегиональным проблемам. Социальный антрополог доктор наук, профессор Р.Н. Исмагилова занимается анализом этнических проблем, а также традиционных политических и социо-культурных институтов и их роли в современном обществе, в частности, в разрешении конфликтов.

Ключевые слова:

Р.Н. Исмагилова, африканистика, социальная антропология, конфликтология

Связи Китая с африканскими политическими партиями

Автор:

Дейч Т.Л.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-146-155

Аннотация:

Статья посвящена такому важному инструменту китайской политики в Африке, как «мягкая сила». Исследование проблемы показывает, что Пекин активно использует данный инструмент в интересах укрепления своего влияния в странах континента. Одной из его составляющих является развитие связей между Коммунистической партией Китая (КПК) и политическими партиями стран Африки. На 2022 г. КПК установила отношения с более, чем 600 политическими партиями и организациями в свыше, чем 160 странах и территориях мира. Китай особенно активен в Азии и Африке. Так, в Африке, по данным Белой книги, изданной китайским правительством к 8-му Форуму китайско-африканского сотрудничества в Дакаре в ноябре 2021 г., он установил связи с 110 политическими партиями и организациями 51 страны.

Ключевые слова:

Китай, Африка, Китайская коммунистическая партия (КПК – CCP), межпартийные связи, визиты, семинары.

Источники:

1. Badmus, Deji. 2017. South Sudan hails CPC as an extraordinary political party. GGTN Africa. October 20. (accessed 27.09. 2021)
2. CPC to Hold High-Level Dialogues with World Political Parties. Asia&Pacific. 25.05.2018 (accessed 05.05.2020)
3. Eisenman, Joshua. 2018. Comrades-in-arms: the Chinese Communist Party’s relations with African political organizations in the Mao era, 1949–76. http://www.tandfonline.com/action/journal Information?journalCode=fcwh20.
4. Cold War History 18(4):1-17. ISSN: 1468-2745 (Print) 1743-7962 (Online) Journal homepage: http://www.tandfonline.com/loi/fcwh20 Published online: 20 March 2018.
5. Frey Adrian. 2018. CPC to discuss development with 40 African political parties in Dar es Salaam. Club of Mozambique. (accessed 15.06.2020)
6. Gao, Charlotte. 2017. For the First Time Chinese Communist Party to Hold a World Political Parties Dialogue. The Diplomat.
7. Nadegu, Rolland (ed). 2022. Political Front Lines. China’s pursuit of Influence in Africa. The National Bureau of Asian Research. NBR Special Report №100. Cabestan Centre of Scientific Research and Research Professor at Hong Kong Baptist University.

Администрация Б. Обамы и «братья-мусульмане» в Египте (2010–2016 гг.): союзник или проблема?

Автор:

Аты М.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-132-146

Аннотация:

«Братья-мусульмане» всегда отличались большой противоречивостью. Со времени создания этой организации в конце 1920-х гг. они были в центре самых важных потрясений и сражений в Египте. Как панисламистское религиозное и социальное движение, они провозгласили лозунг: «Ислам – это решение». В начале так называемой «арабской весны» движение в гораздо бόльшей ступени, чем любая другая политическая сила, было готово идти на выборы и достичь победы электоральным путем. Этому способствовала долгая история благотворительности и оказания социальных услуг «Братьями-мусульманами», а также хорошо организованные проповедники, глубоко укорененные в египетском обществе. Движению было недостаточно яркой победы на выборах 2011 г. в органы законодательной власти. Поддерживаемый исламистскими союзниками и большей частью молодежи, участвовавшей в «революции», Мухаммед Мурси принял участие в президентских выборах 2012 г. и выиграл их. Год спустя он был свергнут в результате «второго восстания» на улицах Каира и многих других египетских городов. Очередное подавление «Братьев-мусульман» стало неизбежным, и движение вернулось к подпольной деятельности.

Соединенные Штаты, возглавляемые в тот период президентом Б. Обамой, не могли дистанцироваться от происходивших в Египте событий. Вначале американская администрация была разделена по вопросу народных восстаний во всем регионе и в Египте, в частности. В Египте администрация Б. Обамы поддерживала М. Мурси во время его пребывания на посту президента, несмотря на то, что возглавляемое им движение было известно своим традиционным противостоянием интересам Запада в регионе. Многие египетские политики полагали, что в кабинете существовал компромисс, и чиновники, связанные с «Братьями-мусульманами», влияли на процесс принятия решений. Когда пришло время, правительство США положилось на армию, которая является единственным гарантом соблюдения мирного договора с Израилем.

Цель данной статьи – дать представление о размытости позиции США до и в период, когда армия захватила власть. В ней объясняются их основные интересы, из-за которых вопрос демократии не стал приоритетным и произошло избавление от «Братьев-мусульман».

Ключевые слова:

Арабская весна, Египет, «Братья-мусульмане», администрация Б. Обамы

Источники:

1. Al-Anani, Khalil (2015). “The Rise and Fall of Egypt’s Muslim Brotherhood.” Middle East Journal, Autumn 2015, Vol. 69, No. 4 (Autumn 2015), pp. 527‒543.
2. Aly, Abd al-Monein Said and Manfred W. Wenner (1982). “Modern Islamic Reform Movements: The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt.” Middle East Journal, Vol. 36, No. 3 (Summer 1982), pp. 336‒361.
3. AlNajjar, Abeer (2016). “Framing Political Islam: Media Tropes and Power Struggles in Revolutionary Egypt.” Bullets and Bulletins: Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Mohamed Zayani (ed.), Suzi Mirgani (ed.) July 2016, pp. 145‒146. https://dspace. aus.edu: 8443/xmlui/bitstream/handle/11073/8771/AlNajjar%20chapter%20Bullets%20and%20Bulletins.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 23.05. 2022)
4. Aty, Mourad (2022). “Security and Sustainable Development in Africa: What Role for AFRICOM in the Continent.” Africana Studia, Issue 38, pp. 69‒85.
5. Awad, Marwa and Lin Noueihed (2012). “Islamists secure top spot in new Egypt parliament.” Reuters, 21 Jan 2012, https://www.reuters.com/article/us-egypt-elections-results-idUSTRE80K0H22012 0121 (accessed 03.03.2022)
6. Baker, Raymond William (1991). “Afraid for Islam: Egypt’s Muslim Centrists between Pharaohs and Fundamentalists.” Daedalus, MIT Press on behalf of Press American Academy of Arts & Sciences, Vol. 120, No. 3, Religion and Politics (Summer 1991), pp. 41‒68.
7. Beaumont, Peter, et al. (2012). “Gaza ceasefire announced in Cairo.” The Guardian, 21 Nov 2012, https://theguardian.com/world/2012/nov/21/gaza-ceasefire-announced-cairo (accessed 15.03. 2022)

Сахарская Арабская Демократическая Республика: искусство сопротивления или как создать страну в условиях оккупации

Авторы:

Лоуренсо И., Тейшейра Дж.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-117-131

Аннотация:

Фронт ПОЛИСАРИО, освободительное движение, направленное на достижение свободы тогдашней Западной Сахары, был создан в 1973 г. В 1976 г., год спустя после вторжения в Западную Сахару Марокко и Мавритании, ПОЛИСАРИО провозгласил именем сахарского народа создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). С 1963 г. Западная Сахара находится в составленном ООН списке несамоуправляющихся территорий на основе Главы XI Устава ООН. 47 лет спустя борьба за будущее Западной Сахары все еще продолжается. Несмотря на все правовые решения, отрицающие притязания Марокко, эта страна по-прежнему господствует в Западной Сахаре и объявляет ее частью своей национальной территории. В то же время Фронт ПОЛИСАРИО продолжает борьбу, основываясь на международных юридических нормах и законном праве на самоопределение. Марокко прибегает к смешанной тактике, используя военную силу, пропаганду, дезинформацию, клевету, аресты, нарушение прав человека и геополитические альянсы. В 1991 г. под патронажем ООН и Африканского союза было заключено соглашение о проведении референдума о будущем Западной Сахары как суверенного государства или части Королевства Марокко, но этот референдум так никогда и не был проведен. Была учреждена Миссия ООН по организации референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Однако Марокко бойкотировало референдум, тем самым не соблюдя условия соглашения. Между 1991 и 2020 гг. действовало соглашение о прекращении огня. В ноябре 2020 г. атака марокканских военных на западносахарских гражданских лиц, мирно протестовавших против очередного нарушения Военного соглашения № 1, подтолкнула Фронт ПОЛИСАРИО к заявлению об аннулировании соглашения о прекращении огня и возобновить военные действия.

В данной статье авторы постарались прояснить, что такое Сахарская Арабская Демократическая Республика и Фронт ПОЛИСАРИО. Для этого они изучили Конституцию САДР и то, как воплощение идей и идеалов Конституции политическими акторами отражается на Фронте ПОЛИСАРИО. Анализ показал, что страна готова и в состоянии создать действенную структуру современного демократического государства с необходимыми подготовленными человеческими ресурсами.

Ключевые слова:

Западная Сахара, ПОЛИСАРИО, САДР, война, свобода, Марокко, современное демократическое государство, конституция САДР

Источники:

1. African Commission on Human and Peoples’ Rights. (2003). SADR: Initial Report and Periodic Reports 1 to 6, 1988‒2002. (SADR, Ed.) Retrieved January 30, 2023, from African Commission on Human and Peoples’ Rights. https://www.achpr.org/states/statereport?id=53
2. Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo. (2022). Humanitarian Strategy, 2020–2021. Sahrawi Refugee Population. Retrieved from https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Acci%C3%B3n%20Humanitaria/Estrategia-Humanitaria-2020-2021-Refugiados-Saharauis-ENG_final.pdf#search=%20109%2D21%2D002%2D3
3. Barata, M. (2012, Março). Identidade, Autodeterminação e Relações Internacionais: O Caso Do Saara Ocidental. 248. Coimbra: Faculdade de Economia da Universidade de Coimbra.
4. Bhatia, M. (2001). Interview with Brahim Bedileh, commander, 2nd military region (tifariti), POLISARIO front. Review of African Political Economy, 28(88), 298-301. doi:10.1080/030562 40108704537
5. CEAUP. (2021). Western Sahara War Archive. Retrieved from About WSWA: https://westernsahara-wa.com/about-wswa/
6. Cordsman, A.H. (2002). 2 Morocco. In A Tragedy of Arms: Military and Security Developments in the Maghreb (pp. 55‒106). Praeger Publishers.
7. de Orellana, P. (2015). Struggles over identity in diplomacy: ‘Commie terrorists’ contra ‘imperialists’ in Western Sahara. International Relations, 29(4), 477–499. doi:10.1177/0047117815571620

Подход к пониманию своеобразия протестных движений в Африке на основе анализа случаев политического урегулирования. Пример движения Fixthecountry в Гане

Автор:

Архин Дж.Э.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-101-116

Аннотация:

Чем объясняется, что протестные движения отказываются от поддержки оппозиционных партий, несмотря на сходство их требований? Ответы на этот вопрос составляют содержание данной статьи. В последние годы протестные движения доминировали в политическом пространстве нескольких стран субсахарской Африки, и многие из них отрицали свою связь с партиями. В статье утверждается, что характер стратегий, принятых протестными движениями в отношении политических партий, зависит от характера политического урегулирования в стране. Примером автору служит протестное движение FixTheCountry в Гане.

На основе дискурс-анализа речей и заявлений для прессы, пятнадцати интервью, взятых в Гане, а также научной литературы в статье делается вывод о том, что протестные движения инструментализируют состязательный характер политического урегулирования в стране, чтобы получить народную поддержку. С учетом того, что только две политические партии доминируют на ганской политической арене, протестное движение представляет себя как непартийное, и эта стратегия преследует цели, во-первых, выразить недоверие обеим партиям и, во-вторых, привлечь внимание беспартийных граждан и недовольных сторонников обеих партий. В статье показывается, что характер политического урегулирования в стране является ключевым фактором для определения характера отношений между протестными движениями и политическими партиями, как правящими, так и оппозиционными. Содержащиеся в статье выводы вносят вклад в понимание того, как современные африканские протестные движения продолжают формировать и изменять свои отношения с политическими партиями и актуальность политической структуры страны в этом процессе.

Ключевые слова:

политические партии, протестные движения, политическое урегулирование, Гана, FixTheCountry

Источники:

1. Abdulai, A.G. (2017). The political economy of regional inequality in Ghana: Do political settlements matter?. The European Journal of Development Research, 29(1), 213‒229.
2. Anebo, K.G.F. (1997). Voting pattern and electoral alliances in Ghana’s 1996 elections. African e-Journal Project 2(2): 38‒52.
3. Armah-Attoh, D. & Robertson, A. (2014). The practice of democracy in Ghana: Beyond the formal framework. Afrobarometer Briefing Paper No. 137.
4. Asante, E.P. (2016). Pathway (s) to Inclusive Development in Ghana: Oil, Subnational-National Power Relations and Ideas. The University of Manchester (United Kingdom).
5. Asem, F., Busse, M., Osei, R., & Silberberger, M. (2013). Private sector development and governance in Ghana. The International Growth Centre Working Paper.
6. Austin, G. (1996). Mode of production or mode of cultivation: Explaining the failure of European cocoa planters in competition with African farmers in colonial Ghana. In Cocoa Pioneer Fronts Since 1800 (pp. 154‒175). Palgrave Macmillan, London.
7. Behuria, P., Buur, L., & Gray, H. (2017). Studying political settlements in Africa. African Affairs, 116(464), 508‒525.

Дрейфующая демократия и траектории политических партий в Сан-Томе и Принсипи

Автор:

Насименто А.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-82-100

Аннотация:

С 1990 г., когда в Сан-Томе и Принсипи была введена представительная демократия, в стране существует открытое соперничество между политическими партиями. Представительная демократия и многопартийность не противоречат превалирующим на островах культурным моделям. Однако это не означает, что партии играют роль, соответствующую идеальным представлениям сантомийцев о том, что они должны представлять и делать в условиях представительной демократии. Например, их программы правления и даже число членов не всегда известны. А когда программы партий оказываются известны, бывает трудно найти в них различия.

Несмотря на открытость созданию новых партий, в основном по президентской инициативе, партийный ландшафт изображается оппозицией между двумя крупнейшими политическими объединениями: Движением за освобождение Сан-Томе и Принсипи, исторической партией независимости, и Независимым демократическим действием, которая в последние годы утвердилась в качестве доминирующей партии.

В этой статье, помимо краткого описания функционирования партий (иногда «партий одного человека»), предпринимается попытка охарактеризовать свободное и открытое политическое соперничество, в условиях которого партии прошли путь с 1990 г. до сегодняшнего дня. Освещаются факторы, подрывающие демократию, такие, как нарастающая политическая и социальная энтропия, разочарование и чувство утраты уверенности в индивидуальном и коллективном будущем и даже искушение дрейфом в направлении авторитаризма. Строго говоря, возможно, еще в большей мере, чем эрозию демократии, мы наблюдаем распространение неверия в нее, которое затрагивает все политические действия в стране. Некоторые политики указывают на необходимость перемен в партиях хотя бы для того, чтобы их деятельность приносила результат: пусть и не приводя к развитию, по крайней мере, позволяла сдержать обнищание и усиление социальных трещин. Однако гипотеза, что партии продолжат воспроизводить практики и пороки, ведущие к разрыву между политиками и обществом, более правдоподобна, если не сказать верна. Недавняя политическая история островов высвечивает ряд целей и действий, в основе которых – озлобленность и насилие, противостоящих минимальной сплоченности общества. Поэтому трудно поверить в преодоление препятствий на пути смягчения политической и социальной конкуренции.

Ключевые слова:

Сан-Томе и Принсипи, демократия, политические партии

Источники:

1. Anuário Estatístico 1973, 1973, S. Tomé, Instituto Nacional de Estatística. Delegação de S. Tomé e Príncipe.
2. Branco, Rafael e Varela, Afonso, 1998, Os caminhos da democracia, Amadora.
3. Ceita, João Guadalupe Viegas de, 2012, O Memórias e sonhos perdidos de um combatente pela libertação e progresso de São Tomé e Príncipe, s. l., s. ed.
4. Chabal, Patrick, 1993, “O Estado pós-colonial na África de expressão portuguesa” in Soronda. Revista de Estudos Guineenses No. 15, Bissau, INEP, pp.37‒55.
5. Chabal, Patrick e Daloz, Jean-Pascal, 1999, Africa works. Disorder as political instrument, Oxford, James Currey.
6. Couto, Amaro Pereira do, 1997, O processo democrático, volume 1, São Tomé, Colecções Ponta d’Acha.
7. Gonzalez, David, 2000, “Who leads to where? African leadership into 21st Century” in Othamn, Haroub (ed.), Reflections on leadership in Africa forty years after independence, Dar-es-Salam, VUB University Press, pp.131‒158.

Запрос на политические партии, основанные на идеологии в Субсахарской Африке. Пример МПЛА и УНИТА в Анголе

Автор:

Агуштиньо И.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-68-81

Аннотация:

Политические движения в Африке претерпели существенную трансформацию на протяжении десятилетий. Когда первые политические движения возникли в субсахарском регионе в начале ХХ в., они функционировали как культурные или общественные организации, поскольку колониальный режим не позволял национальным политическим движениям существовать в африканских обществах. Тем не менее, в 1950-е – 1960-е гг. эти организации трансформировались в политические движения и партии, которые в конце концов повели борьбу за независимость и создание переходных правительств.

Однако спустя шестьдесят лет после национального освобождения большинство африканских правящих партий, в особенности «исторических» – формировавшихся в эпоху борьбы за независимость, очень активно стремятся подчеркивать отличия друг от друга в идентичности, чтобы удержать власть, несмотря на то, что ныне они существуют в условиях многопартийных демократических режимов. Претензия на принадлежность к определенной идентичности (которая может быть даже религиозной или языковой) выродилась в насилие и гражданские войны во многих постколониальных африканских обществах (в Центральноафриканской Республике, Камеруне, Анголе, Мозамбике, Кении и многих других).

Предположение, что основанные на идентичности политические партии не способствовали формированию жизнеспособных, мирных и целостных африканских обществ (за исключением нескольких стран) должно вызвать к жизни новый формат политических партий – основанных на идеологии, которые, несмотря на все культурные различия на самом деле смогут предложить лучшую социально-политическую конкуренцию между различными политическими партиями, основанными на целом комплексе идеологических ценностей. Хотя пост- или квазиидеология пронизывает большинство «исторических» политических партий во всей субсахарской Африке, в данной статье автор рассматривает преимущественно послевоенные идеологические модели МПЛА и УНИТА и то, как в их уставах отражается существование квази- или полноценной идеологии, как эти партии функционируют в рамках политического дискурса в сегодняшней Анголе.

Ключевые слова:

субсахарская Африка, МПЛА, УНИТА, политические партии, идеология

Источники:

1. Adelman, K. L. (1975). Report from Angola. Foreign Affairs, 53(3), 558–574. https://doi.org/10.2307/ 20039527.
2. Agostinho, Issau (2018). Angola, formação e democratização do Estado, Roma: Edizione Nuova Cultura.
3. All-African People’s Conferences (1962). International Organization, 16(2), 429–434. http://jstor. org/stable/2705395.
4. Carbone, Giovanni M. (2007). Political Parties and Party Systems in Africa: Themes and Research Perspectives, World Political Science Review, Vol. 3 [2007], Iss. 3, Art.1.
5. Centrist Democratic International. Parties. https://www.idc-cdi.com/parties/ (accessed 7.4.2022)
6. Chege, Michael (2007). Political Parties in East Africa: Diversity in Political Party Systems. Report prepared for the International Institute for Democracy and Electoral Assistance (International IDEA) as part of its global Programme on Research and Dialogue with Political Parties, Stockholm: International IDEA.
7. Conroy-Krutz, Jeffrey and Lewis, Dominique (2011). Mapping Ideologies In African Landscapes. Afrobarometer Working Papers. Working Paper Nо 129. https://afrobarometer.org/publications/ wp129-mapping-ideologies-african-landscapes (accessed 7.4.2022)

Из «военных баронов» в политики: трансформация повстанческих движений в политические партии

Авторы:

Денисова Т.С., Костелянец С.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-57-67

Аннотация:

В последние несколько десятилетий африканские страны столкнулись с новым явлением политической жизни ‒ с приходом к власти в качестве президентов, вице-президентов, премьер-министров и парламентариев недавних полевых командиров – лидеров повстанческих антиправительственных движений или племенных ополчений.

Полевые командиры стремятся преобразовать свои успехи, достигнутые во время войны, в материальное благополучие и социальный статус и получить политический пост для консолидации своих военных «подвигов». Для этого они используют множество различных стратегий: трансформацию вооруженных групп в политические партии, присоединение к уже существующим политическим организациям, создание новых партий и независимую политическую деятельность. В литературе, посвященной миростроительству, за редким исключением игнорируется такой важный его аспект, как влияние бывших полевых командиров на постконфликтные электоральные процессы. Данная статья призвана восполнить этот пробел.

Ключевые слова:

Африка, конфликты, миростроительство, политические партии, вооруженные формирования, «военные бароны», электоральные процессы, безопасность

Источники:

1. Anders G., 2012. Bigmanity and International Criminal Justice in Sierra Leone. African Conflicts and Informal Power: Big Men and Networks. L., N.Y.: Zed Books: 158–180. ISBN 978-1-84813-883-4.
2. Chesterman S., Ignatieff M., Takur R. 2005. (eds.) Making States Work: State Failure and the Crisis of Governance. Tokyo, N.Y., P.: United Nations University Press. ISBN 92-808-1107-X; Paris R. At War’s End: Building Peace after Civil Conflict. Cambridge: Cambridge University Press. 2004. ISBN 978-0-521-83412-4.
3. Söderberg-Kovacs M.. 2008. When Rebels Change Their Stripes: Armed Insurgents in Post-War Politics. From War to Democracy: Dilemmas to Peacebuilding. Cambridge: Cambridge University Press. 134–156. ISBN 978-0521713276.
4. Denisova T.S., Kostelyanets S.V. 2020. Guinea-Bissau: Political Leadership and Electoral Processes. Asia & Africa Today. № 4, pp. 34–41. DOI: https://doi.org/10.31857/S032150750009 090-1.
5. Kostelyanets S.V., 2014. Conflicts in Africa: Causes, Genesis and Problems of Settlement (Ethno-Political and Social Aspects). Vostok (Oriens). №. 4, pp. 196–202. ISSN 0869-1908.
6. Ismail O. 2008. Power, Elites, War and Postwar Reconstruction in Africa: Continuities, Discontinuities and Paradoxes. Journal of Contemporary African Studies. № 26(3), pp. 259‒278. DOI: https://doi.org/10.1080/02589000802332457.
7. Kostelyanets S.V. 2010. African Conflicts: Dynamics and Ways of Settlement. Asia & Africa Today. № 1, pp. 40–43. ISSN 0321-5075.

Эволюция Ивуарийского народного фронта в политической системе Кот-д’Ивуара

Автор:

Шипилов A.Ю.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-44-56

Аннотация:

Вопрос политического лидерства в странах Западной Африки, затронутых конфликтами, важен с точки зрения его институционализации через политические партии и организации. Данная статья направлена на изучение степени отражения формальной политической структуры партии, реальных механизмов политической организации, действующих в нестабильной институциональной среде в контексте гражданских конфликтов на примере Кот-д’Ивуара, особенно после гражданской войны 2002‒2011 гг. Конкретно рассматривается Ивуарийский народный фронт, правящая партия в Кот-д’Ивуаре в 2000‒2011 гг. Особое внимание в рамках данного анализа уделяется вопросу этнической и племенной основы возникновения политической партии роли лидера, и формальным и неформальным сетям патронажа, особенностям политической силы при власти и после ее потери.

Ключевые слова:

Кот-д’Ивуар, Ивуарийский народный фронт, гражданская война, политическое руководство, этническая принадлежность, Лоран Гбагбо

Источники:

1. Arnaut K. 2004. Autochthony and the postnational imagination in Côte d’Ivoire (1901–2003). In: Performing displacements and rephrasing attachments. Ethnographic explorations of mobility in art, ritual, media, and politics. Ghent. P. 202–264. (PDF) Performing displacements and rephrasing attachments: Ethnographic explorations of mobility in art, ritual, media, and politics (researchgate.net) (accessed 07.12.2019)
2. Charvin R. 2011. Côte d’Ivoire 2011: la bataille de la seconde independance. Paris: L’Harmattan. 163 p. ISBN 978-2-296-54513-7.
3. Cheeseman N. 2015. Democracy in Africa: Successes Failures,and the Struggle for Political Reform. N.Y.: Cambridge University Press. 247 p. ISBN 978-0-521-13842-0.
4. Côte d’Ivoire: Pascal Affi N’Guessan confirmé président du FPI par la justice. Jeune Afrique. 3 avril 2015. https://jeuneafrique.com/229179/politique/c-te-d-ivoire-pascal-affi-n-guessan-confirm-pr-sident-du-fpi-par-la-justice/ (accessed 05.12.2021)
5. Côte d’Ivoire: première bougie pour le PPA-CI, «acteur majeur de la scène politique». Bonjour Journal. 17/10/2022. Côte d’Ivoire: première bougie pour le PPA-CI, «acteur majeur de la scène politique» – Bonjour Journal.ci (accessed 07.12.2022).
6. DÉCISION N° CI-2020-EP-010/09-11/CC/SG. Le Conseil Constitutionnel. http://www.conseil-constitutionnel.ci/archives-et-decisions/decision-ndeg-ci-2020-ep-01009-11ccsg-du-09-novembre-2020-portant-proclamation (accessed 12.12.2021)
7. Denisova T.S. 2016. Tropical Africa: the evolution of political leadership. Moscow. Institut Afriki RAN. 596 p. ISBN 978-5-91298-181-4 (in Russian).

Становление современных партий в Анголе: УНИТА и модель неудавшегося роста

Автор:

Сантуш М.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-28-43

Аннотация:

В 1960-е гг. расширение капиталистического способа производства ускорило распад ангольского «традиционного общества». Высокие темпы роста экономики в Анголе стали возможны благодаря тому, что огромные доходы от добычи нефти и алмазов облагались налогами и реинвестировались в страну. При такой «политике развития», которая, по ожиданиям колониального государства, должна была поддерживать находившиеся в упадке отрасли сельского хозяйства и промышленности и сохранять политическое статус-кво, произошло изменение основного общественного противоречия. Им больше не был раскол между «центральным» и «зависимым»; им стал раскол между трудом и капиталом в рамках «современного общества». С точки зрения идеологии, хотя понятия, отражавшие «расовое» деление или культурные фенотипы все еще использовались, теперь появилась возможность проявления различных политических позиций. Националистические движения, начинавшиеся как маленькие диссидентские фракции в рамках «центрального общества», были в силу этого вынуждены менять свою тактику, чтобы получить поддержку поднимающихся классов. Статья фокусируется на УНИТА, чьи условия деятельности (партизанские операции в Центральной Анголе) облегчали задачу вписаться в изменяющийся социальный ландшафт. Некоторые свидетельства об идеологии УНИТА и его электоральном поведении в 1974‒1975 гг. (в период, когда партизанские движения превращались в политические партии) показывают, что фактор «этничности», широко использовавшийся как ключевой в политике в Африке, требует переоценки, по крайней мере, относительно конкретно этого времени в Анголе.

Ключевые слова:

Ангола, классовая борьба, этничность, УНИТА

Источники:

1. Amaral, Ilídio, Em torno dos Nacionalismos Africanos, Águeda, Granito, 2000.
2. Amin, S. L’accumulation à l’echelle mondiale, Paris, Anthropos, 1988.
3. Antão, Mário Patinha, “Problemática do investimento externo em Angola, razões para um colóquio realizado em Lisboa”, Actividade Económica de Angola, 97, Jul-Sept 1972, pp. 5‒12.
4. Anuário Estatístico de Angola, Luanda.
5. Banco de Angola (several years), Relatório e Contas, Luanda.
6. Bender, Gerald, “The Limits of Counterinsurgency: An African Case”, Comparative Politics, April 1972, pp. 331‒360.
7. Bridgland, Jeff, Jonas Savimbi, uma chave para a África, Lisboa, Perspectivas & Realidades, 1988.