Америка, Англия и Британская Империя в нарративах африканцев XVIII в.
Автор:
Александров Г.В.
DOI:
10.31132/2412-5717-2020-51-2-51-65
Аннотация:
В XVIII веке в Англии были опубликованы несколько т.н. «невольничьих рассказов», автобиографий бывших рабов. Наиболее примечательная и лучше всего изученная книга такого рода – «Интересный рассказ…» Олауды Эквиано, одно из ключевых произведений ранней аболиционистской литературы. Отношение Эквиано и авторов других подобных произведений к институту рабства, их место в английском и американском обществе, роль самих текстов в развитии аболицинистского движения рассматривались в историографии неоднократно. Но специфика британского мира не ограничивалась существованием рабства, рабовладельческие колонии существовали в рамках обширной и разнообразной Британской империи. Данная статья посвящена тому, как авторы невольничьих рассказов Олауда Эквиано, Уквасав Гронниосав и Айюба Сулейман Диалло воспринимали и описывали Британскую империю в целом, ее институты, культуру, быт и отдельные составляющие ее регионы, в первую очередь, Америку и Вест-Индию.
Ключевые слова:
африканцы, атлантическая работорговля, Британская империя, XVIII век, имперская культура
Источники:
1. Price R. One Big Thing: Britain, Its Empire and Their Imperial Culture. Journal of British Studies. 2006, т. 45. № 3, с. 602–627. DOI: 10.1086/503593.
2. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М. Новое Литературное Обозрение. 2013. 448 с. ISBN 978-5-4448-0090-4.
3. Equiano O. The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, Or Gustavus Vassa, The African. London. 1794. 360 с.
4. Экиано О. Жизнь Олаудаха Экиано, или Густава Вазы Африканского, родившегося в 1745 году, им самим написанная. М., тип. Селивановского и товарища, 1794, ч. 1. 311 с.; ч. 2. 246 с.
5. The Life and Conversion of James Albert Ukawsaw Gronniosaw, an African Prince. Giving an Account of the Religion, Customs, Manners etc. of the Natives of Zaara, in Africa, as Related by Himself. Clonmel.Thomas Lord. 1786. 50 с.
6. Bluett T. Some Memoirs of the Life of Job, the Son of Solomon, the High Priest of Boonda in Africa. London. Richard Ford. 1734. 63 с.
7. Moore F. Travels into the Inland Parts of Africa. London. Edward Cave. 1738. 305 с.
8. Collins J. Passage to Slavery, Passage to Freedom: Olaudah Equiano and the Sea. The Midwest Quarterly. 2006, т. 47, № 3, с. 209–223.
9. Boulukos G. Olaudah Equiano and the Eightheenth-Century Debate on Africa. Eighteenth-Century Studies. 2007, т. 40, № 2, с. 241–255. DOI: 10.1353/ecs.2007.0002
10. Kelleter F. Ethnic Self-Dramatization and Technologies of Travel in The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, or Gustavus Vassa, the African, Written by Himself (1789). Early American Literature. 2004, т. 39, № 1, с. 67–84. DOI: 10.1353/eal.2004.0012
11. Meyer M. Black Versions of Englishness: Daniel Defoe, Olaudah Equiano, and Mary Prince. Proceedings of the conference of the German Association of University Teachers of English, т. 23. Tübingen. Niemeyer. 2002, с. 317–328.
12. Bozeman T. Interstices, Hybridity, and Identity: Olaudah Equiano and the Discourse of the African Slave Trade. Studies in the Literary Imagination. 2003, т. 36, № 2, с. 61–70.
13. Carreta V. Equiano, the African: Biography of a Self-Made Man. Athens, Georgia. University of Georgia Press. 2005. 464 с. ISBN 978-0820325712.
14. Acholonu C. The Home of Olaudah Equiano – A Linguistic and Anthropological Search. The Journal of Commonwealth Literature. 1987, т. 22, № 1, с. 5–16. DOI: https://doi.org/10.1177/ 002198948702200102
15. Блинова Е.В. Автобиография О. Эквиано как исторический источник. Источниковедение истории Африки и Диаспоры: сборник материалов по итогам Всероссийской конференции с международным участием. Ярославль. Ярославский государственный университет П.Г. Демидова. 2016, с. 7–18.
16. Удлер И.М. Увлекательное повествование о жизни Олауда Эквиано, или Густава Вазы, Африканца, Написанное им самим, как вершина жанра «невольничьего повествования» в афро-американской прозе XVIII века. Вестник Челябинского государственного университета. 2008, № 3, с. 128–136.
17. Удлер И.М. Традиционные Американские Ценности в «повествованиях» и публицистике бывших рабов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2005, № 11 (51), с. 94–97.
18. Field E. “Excepting Himself”: Olaudah Equiano, Native Americans, and the Civilizing Mission. MELUS. 2009, т. 34, № 4, с.15–38. DOI: https://doi.org/10.1353/mel.0.0055.
19. Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. Cambridge, New York. Cambridge University Press. 2000. 259 с. ISBN 978-0521789783.
20. Calloway C.G. White People, Indians and Highlanders: Tribal Peoples and Colonial Encounters in Scotland and America. Oxford, New York. Oxford University Press. 2008. 384 с. ISBN 9780195340129.
21. Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. London. Verso. 1993. 274 с. ISBN 978-0860916758.
22. Hinds E.J.W. The Spirit of Trade: Olaudah Equiano’s Conversion, Legalism and the Merchant’s Life. African American Review. 1998, т. 32, № 4, с. 635–647. DOI: 10.2307/2901242.
23. Elrod E.R. Moses and the Egyptian: Religious Authority in Olaudah Equiano’s Interesting Narrative. African American Review. 2001, т. 35, № 3, с. 409–425. DOI: 10.2307/2903311.
24. Smith M.-A. From Tribal Spirituality to Christianity: Olaudah Equiano’s Afro English View of Christians in Eighteenth-Century Western Culture. Journal of Ultimate Reality and Meaning. 2001, т. 24, № 3, September 2001, с. 163–180. DOI: https://doi.org/10.3138/uram.24.3.163
25. Heng G. The Invention of Race in the European Middle Ages. New York. Cambridge University Press. 2018. 504 с. ISBN 978-1-1084-2278-9.
26. Бондаренко Д.М. Оттенки Черного. М., Издательский дом «ЯСК». 2016. 232 с. ISBN 978-5-94457-248-7.
27. Bach R.A. Colonial Transformations: The Cultural Production of the New Atlantic World, 1580-1640. New York. Palgrave Macmillan. 2000. 290 с. ISBN 978-0-312-23099-9.