Социальная ответственность бизнеса как потенциал российско-африканских отношений. Опыт эмпирического исследования в странах Африканского континента

Автор:

Харитонова Е.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-64-3-14-28

Аннотация:

Имидж России, доверие к ее внешней и внутренней политике тесно связаны с имиджем ее бизнеса. От того, как ведется бизнес российскими компаниями в Африке, во многом зависит положительное или отрицательное восприятие африканцами России в целом. В статье представлено исследование социальных представлений жителей континента о социальной ответственности бизнеса, работающего в странах Африки. Проведен сравнительный анализ представлений «африканской стороны» и «российской стороны». Эмпирической базой исследования выступили массивы данных, собранных автором. Полученные результаты демонстрируют значительные различия в представлениях о социальной ответственности бизнеса у африканских и российских респондентов. В отдельных случаях получены диаметрально противоположные результаты. Данные свидетельствуют о том, что на уровне социальных представлений существует проблемная зона – потенциальная основа для недостаточного понимания или даже конфликта между российской и африканской стороной. Автор делает вывод, что представления о «правильных» моделях социальной ответственности бизнеса у африканцев связаны с их ценностной системой, с пониманием «социальной справедливости». Знание о предпочитаемых и отвергаемых моделях социальной ответственности бизнеса у африканских партнеров может быть конкурентным преимуществом в налаживания российско-африканских деловых отношений. Можно предположить, что информация о «проблемных зонах» позволит избежать ошибок в коммуникациях и «ловушек», связанных с незнанием, непониманием и неучетом социальных представлений африканских партнеров. Автор предполагает, что знание социальных представлений, потребностей, настроений, «запросов» африканской стороны является важным условием выстраивания эффективных деловых коммуникаций и может способствовать реализации потенциала российско-африканского партнерства.

Ключевые слова:

Африка южнее Сахары, социальные проблемы, социальная ответственность бизнеса, социальная справедливость, социальные представления, российско-африканские отношения

Источники:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс. 2005, 303 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., Аспект Пресс. 2002, 287 с.
3. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений. Социологический журнал. 2011, № 3.
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение (пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана) М., Канон. 1995, 349 с.
5. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия. Психологический журнал. 2001, т. 22, № 6.
6. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Social representations (еd. by R.M. Farr, S. Moscovici) Cambridge, Cambridge University Press. 1984.
7. Sotirakopoulou K.P., Breakwell G.M. The use of different methodological approaches in the study of social representations. Ongoing production on social representations. 1992, № 1.