The Possible Extent: the Role of Elections in the Political Process in Contemporary Nigeria

Author:

Andrey Elez

Abstract:

Elections in contemporary Nigeria do not lead to the settlement of pressing social problems but rather bring about the escalation of conflicts in the society. The reasons for this include general factors inherent to any medium-developed capitalist society as well as certain national specificities related to Nigeria’s colonial legacy, its neo-colonial commodity economy, mass poverty, the high level of crime and corruption, and religious and tribal strife. Furthermore, the country’s main political parties lack specific political programs and suffer from a variety of internal organizational problems. Nigeria’s electoral experience of the past few decades proves that the transformation of elections into a genuine channel of people’s power cannot be achieved on the path of liberal reforms, which are a historically obsolete and extremely slow-acting instrument, always lagging behind economic and political needs of the metropolises.

Keywords:

Nigeria, elections, politics, party, corruption, conflict, religion

References:

Это «предположительно» говорит, разумеется, не о сомнении автора в том, что в Нигерии в преддверии, во время и сразу после выборов имеют место кровавые конфликты, а лишь о том, что автор не уверен, что в другие периоды ситуация в Нигерии намного спокойнее. Но мы, в отличие от автора, будем отделять насилие вообще (пусть и опосредованное выборным процессом) от того, которое очевидно связано с выборами. – Прим. А.Й.Элеза.
Gyimah-Boadi E. Political Parties, elections and Patronage: Random Thoughts on Neo-Patrimonialism and African Democratization // Votes, Money and Violence: Political Parties and Elections in Sub-Saharan Africa / Ed. By Matthias Basedau, Gero Erdmann and Andreas Mehler. Uppsala-Scotsville, 2007. P. 27–28.
Erdmann G. Party Research: Western European Bias and the ‘African Labyrinth’ // Votes, Money and Violence: Political Parties and Elections in Sub-Saharan Africa / Ed. By Matthias Basedau, Gero Erdmann and Andreas Mehler. P. 36–37.
Ibid. P. 37.
Ibidem.
Ibidem.
Ibidem.
Burnell, Peter. Political Parties in Africa: Different, Functional and Dynamic& Reflectios on Gero Erdmann’s ‘Party Research: Western European Bias and the “African Labyrinth”’ // Votes, Money and Violence: Political Parties and Elections in Sub-Saharan Africa / Ed. By Matthias Basedau, Gero Erdmann and Andreas Mehler. P. 67–68.
Ibidem. По поводу таких квалификаций демократии П.Бернелл ссылается на работы: Collier D., Levitsky S. Democracy with adjectives: Conceptual innovation in comparative research // World Politics. 49. 1997. P. 430–451; Levitsky S., Way L.A. The rise of competitive authoritarianisim // Journal of Democracy. Vol. 13. 2002. No. 2. P. 51–65.
Katsina A.M. A contextual analysis of party system formation in Nigeria, 1960-2011 // Intellectual Discourse. Vol. 21. 2013. No. 2. P. 236.
Ibidem.
См.: Ibid. P. 236–237.
Ibid. P. 237.
Ibidem.
Dundas C.W. Electoral Essays and Discourses. Bloomington, IN, 2014. P. 90.
Erdmann G. Op. cit. P. 38.
Ibidem.
Ibidem.
Ibidem.
См.: Ibid. P. 39.
Ibid. P. 40.
Gyimah-Boadi E. Op. cit. P. 26.
Ibid. P. 42.
Бывший исполнительный председатель нигерийской Комиссии по экономическим и финансовым преступлениям – КЭФП (Economic and Financial Crimes Commission). В октябре 2006 г. Рибаду открыто объявил, что за годы независимости правителями Нигерии было украдено и растрачено свыше 360 млрд долл. Во времена председательства Рибаду КЭФП выдвигала обвинения против крупных банкиров, бывших и действующих губернаторов штатов, министров, президентов Сената, деятелей политических партий и проч. Были выдвинуты тысячи обвинений, по которым удалось добиться около 270 обвинительных приговоров. По одному из дел проходил его шеф, тогдашний генерал-инспектор полицейских сил Нигерии Т.Балогун, который был приговорен к тюремному заключению и возвращению в казну 150 млн фунтов. К числу достижений Рибаду за период его руководства КЭФП относятся исключение Нигерии из списка стран и территорий, не годных к сотрудничеству, и другие решения международного уровня. В конце концов Рибаду самого обвинили в двойных стандартах в борьбе с коррупцией (в частности, за якобы особое внимание к противникам президента Обасанджо и лояльность к друзьям последнего, что вряд ли справедливо). Выдвигались и другие претензии; отъезд Рибаду из страны способствовал утиханию шума вокруг его имени, а пришедший к власти после смерти У.Яр’Адуа Г.Джонатан и вовсе прекратил дело против Рибаду, несмотря на яростные возражения, скажем, Ф.Кейамо, юриста из Лагоса. Как бы то ни было, все обвинения остались неподтвержденными, а большинство выпадов СМИ против Рибаду вполне можно объяснить заинтересованностью их владельцев, некогда уличенных им в коррупции. В 2010 г. Рибаду вернулся из эмиграции и заявил о своем намерении бороться за президентский пост на платформе НКД, кандидатом от которого он и был утвержден 14 января 2011 г.
Abidde S. There goes Nuhu, here comes Ribadu // The Punch (Nigeria). 2014. August, 20.
Fabiyi O. Ribadu and his new friends // The Punch (Nigeria). 2014. August, 21.
Партия, сформированная в 2009 г. в ходе подготовки к выборам 2011 г. Идеология ее представляла собой стандартный набор либерально-демократических принципов; весьма существенным, хотя также не очень оригинальным, в партийной конституции было жесткое требование укрепления федерализма и разделения полномочий центра и регионов. Вместе с тем программные документы партии обходили региональный вопрос в его кадровом аспекте (в Нигерии является обычной региональная ротация кадров на ключевых государственных постах федерального уровня). Средства массовой информации не раз выражали свое изумление поистине фантастическим взлетом этой партии на политический олимп страны.
Либеральная партия, образовавшаяся в сентябре 2006 г. из слияния Альянса за демократию (Alliance for Democracy), Партии справедливости (Justice Party), Передового конгресса демократов (Advance Congress of Democrats) и нескольких партий поменьше.
Именно эти три оппозиционные партии, а также партия Великий альянс всех сторонников прогресса (ВАВСП) в феврале 2013 года объединились с целью борьбы на выборах 2015 года против Г.Джонатана и его Народно-демократической партии (НДП) в одну партию – в тот самый Конгресс всех сторонников прогресса (КВСП), из которого М.Н.Рибаду в августе 2014 г. и перешел в НДП.
Nigeria National Assembly and Presidential Elections 9 and 16 April 2011. (Report of the Commonwealth Observer Group) /Commonwealth Secretariat/. L., 2011. P. 44.
Adejumobi S. INEC and the Electoral Process // Governance and Politics in Post-Military Nigeria: Changes and Challenges / Ed. by Said Adejumobi. N.Y., 2010. P. 115–116.
Ibid. P. 116.
Ibidem.
См.: Ibidem.
Ibidem.
Ibid. P. 117.
Report on the 2011 General Elections. – /Independent National Electoral Commission (INEC)/. [Abuja, 2011]. P. 34.
Правозащитники заявляют о 800 жертвах беспорядков в Нигерии // РИА Новости. 16 мая 2011 г., 11.55.
Ситуация в Нигерии после президентских выборов в апреле 2011 года // РИА Новости. 5 декабря 2011 г., 23.04.
Bomb attacks mar Nigerian elections // The Independent. 2011. April 16.
Scores killed in Nigerian election violence // The Independent. 2011. April 21.
Howden D. Deadly riots follow Nigerian election result // The Independent. 2011. April 20.
Violence disrupts end of polling in Nigeria // The Independent. 2011. April 27.
Bomb blast after Jonathan is sworn in in Nigeria // The Independent. 2011. May 30.
См.: Sheikh T.L., Abdulaziz M., Agunbiade S., Joseph I., Ebiti B., Adekeye O. Correlates of depression among internally displaced persons after post-election violence in Kaduna, North Western Nigeria // Journal of Affective Disorders. Vol. 170. 2015. P. 51.
Ibid. P. 46.
Ibidem.
ВВС Нигерии по ошибке нанесли авиаудар по кортежу сенатора // РИА Новости. 13 января 2014 г., 03.12 (со ссылкой на агентство Ассошиэйтед Пресс).
Osigbesan L., Fanimo D., Adekoya F., Ebiri K. Anxiety mounts over insecurity, poverty, others // The Guardian (Nigeria). 2011. December 5.
Akinade A.E. Christian Responses to Islam in Nigeria: A Contextual Study of Ambivalent Encounters. N.Y., 2014. P. 145.
Ibid. P. 145–146.
Ibid. P. 146–147.
См.: Platteau J.-P. Redistributive Pressures in Sub-Saharan Africa: Causes, Consequences, and Coping Strategies / Africa’s Development in Historical Perspective / Ed. by Emmanuel Akyeampong, Robert H.Bates, Nathan Nunn, James A. Robinson. N.Y., 2014. P. 184, 198.
Ibid. P. 198.
Kew D., Lewis P. Nigeria // Introduction to Comparative Politics / Ed. by Kesselman M., Krieger J., Joseph W.A. 7th Ed. Boston, MA, 2014. P. 529.
Ibidem.
Ibidem.
Ibidem.
Kalu K.N. State Power, Autarchy, and Political Conquest in Nigerian Federalism. Lanham-Plymouth, 2008. P. 161.
Ibid. P. 161–162.
«Помимо религиозного фактора в Нигерии, как и в Судане, идет настоящая война между племенами за землю, воду и пастбища. И точно так же кочевники-скотоводы нападают на селения оседлых земледельцев, стремясь согнать их с земли. Впрочем, и тут не обойти религиозный вопрос: кочевники – мусульмане, а крестьяне, как правило, христиане. Так, 28 сентября в штате Кадуне, где число нападений на христиан значительно выросло еще в прошлом году, скотоводы из мусульманского племени фулани вторглись в деревню Занганг (район Каура), большинство населения которой составляют христиане, и зарезали 15 христиан, а также сожгли и разграбили ряд домов. Это было уже третье подобное нападение в нынешнем году. Несколько сотен жителей деревни уже бежали в более спокойные места. В январе 2010 года в штате Плато во время столкновений между скотоводами фулани и оседлыми земледельцами из христианских деревень погибли не менее 460 человек» (Мясников В. Нигерия: гражданская война низкой интенсивности // Независимое военное обозрение. 18.10.2013 00:01:00).
Suberu R. The Sharia Challenge: Revisiting the Travails of the Secular State // Encountering the Nigerian State / Ed. by Wale Adebanwi and Ebenezer Obadare. N.Y., 2010. P. 231.
Larémont R.R. Islamic Law, Muslim-Christian Relations, and the Transition to Democracy in Nigeria’s Fourth Republic // Journal of the Middle East and Africa. 2010. No. 1. P. 28.
Weimann G.J. Judicial Practice in Islamic Criminal Law in Nigeria – a Tentative Overview // Islamic Law and Society. Vol. 14. 2007. No. 2. P. 241.
Sodiq Y. Can Muslims and Christians Live Together Peacefully in Nigeria? // The Muslim World. Vol. 99. Oct. 2009. P. 665.
См.: Ibidem.
Ibidem.
Имеется в виду смертный приговор за убийство, вынесенный в 1948 году по шариатскому праву, имеющему свою специфику в части учета свидетельств и смягчающих обстоятельств, но сомнительный по светскому закону, по которому подсудимый скорее всего был бы признан виновным лишь в непредумышленном убийстве. Апелляционный суд Западной Африки решил тогда, что не может быть двойного законодательства и сильно различающихся наказаний за одно и то же деяние. Политический кризис в связи с этим делом затянулся чуть ли не до конца 1950-х годов. Националисты Севера выступали в защиту шариата, в то время как апелляционный суд выступил за равенство лиц перед законом. Итоговый компромисс состоял в создании в 1956 году Мусульманского апелляционного суда, который, в свою очередь, разрешил подавать апелляции на его решения в Высший суд Нигерии, связав таким образом посредством института апелляции две правовые системы (см.: Muslim Family Law in Sub-Saharan Africa: Colonial Legacies and Post-colonial Challenges. Ed. by Shamil Jeppie, Ebrahim Moosa and Richard L. Roberts. Amsterdam, 2010. P. 42–43). – А.Э.
Weimann G.J. Islamic Law and Muslim Governance in Northern Nigeria: Crimes against Life, Limb and Property in Sharī‛a Judicial Practice // Islamic Law and Society. Vol. 17. 2010. P. 418–419.
Ibid. P. 419.
Weimann G.J. Islamic Criminal Law in Northern Nigeria: Politics, Religion, Judicial Practice. Amsterdam, 2010. P. 13.
Ibid. P. 17.
Процентов населения в Нигерии получится куда более ста, если к этим 84,5% (живущим на 2 долл. США в день) прибавить две трети населения, живущие, по информации агентства Lenta.ru (12 января 2012 г., 22.19), на 1,25 долл. США в день, а затем приплюсовать имеющиеся в мировой статистике и публицистике многообразнейшие процентные данные по живущим всего на 1 долл.. США в день. Но, несмотря на колебания цифр от источника к источнику, экономическое положение основной массы населения Нигерии можно со всей определенностью признать бедственным.
Цифры, приводимые в литературе, различаются не только по годам (в связи прежде всего с динамикой цен на нефть), но и в зависимости от источника статистической информации. «Проблема стала настолько серьезной, что побороть ее невозможно: воры ежедневно крадут 300000 баррелей нигерийской сырой нефти, и кражи ежегодно обходятся стране приблизительно в 3,5 млрд долл. США недополученных доходов» (Igbinovia P.E. Oil Theft and Pipeline Vandalization in Nigeria. Ibadan, 2014. P. 178). «В дополнение к обычной проблеме нефтяных разливов нефтяному сектору в настоящее время приходится сталкиваться с диверсиями и кражами, совершаемыми группами боевиков. Местные боевики поднаторели в бункеровке, в прямом и несанкционированном заборе нефти из трубопроводов. Технический комитет по Дельте Нигера оценил потери в 700000 баррелей в месяц, или в 17 млрд долл. США только за 2006 год» (LeVan A.C. Dictators and Democracy in African Development: The Political Economy of Good Governance in Nigeria. N.Y., 2015. P. 228).
Igali G.B. Perspectives on Nation-State Formation in Contemporary Africa. Bloomington, 2014. P. 273.
Akinola A. Party Coalitions in Nigeria: History, Trends and Prospects. Ibadan, 2014. P. 134.
Это – та самая проблема, по поводу которой мы выше цитировали К.Дандеса. Но не будем забывать, что ровно через два месяца после этого выступления И.Экверемаду М.Н.Рибаду на праймериз в Адамаве получил только что не сто один процент голосов…
Chiedozie I. Party leaders’ excesses ruining Nigerian political parties – Ekweremadu // The Punch (Nigeria). 2014. October, 8.
Ibidem.
Ibidem. Более многоплановой, но при этом ничуть не более оптимистичной, является оценка деятельности политических партий в Нигерии, сформулированная в работе: Agbaje A. Whose Catalyst? Party Politics and Democracy in the Fourth Republic: From Theory to Denial // Governance and Politics in Post-Military Nigeria: Changes and Challenges / Ed. by Said Adejumobi. P. 61–88.
Tar U. The Politics of Neoliberal Democracy in Africa: State and Civil Society in Nigeria. L. N.Y., 2009. P. 109.
См.: Adejumobi S. Introduction: State, Economy, and Society in a Neo-Liberal Regime // State, Economy, and Society in Post-Military Nigeria / Ed. by Said Adejumobi. N.Y., 2011. P. 1–19.
Adejumobi S. Introduction: State, Economy, and Society in a Neo-Liberal Regime… P. 14.
Ibidem.
Ibidem.
Akinola O. Federalist Deliberative Democracy in Nigeria: Challenges and Prospects // Democratic Deliberation in Deeply Divided Societies: From Conflict to Common Ground / Ed. by Juan E. Ugarriza and Didier Caluwaerts. N.Y., 2014. P. 117–118.
Ibrahim J. Prospects for credible elections in Nigeria // News from Nordic Africa Institute. January 2007. No. 1. P. 10.
Ibid. P. 13.
Jonckers D. Associations islamiques et enjeux démocratiques au Mali. D’affirmation identitaire à la contestation de l’État et des institutions internationales // La question du pouvoir en Afrique du Nord et de l’Ouest. Affirmations identitaires et enjeux de pouvoir. Sous la dir. de Sophie Caratini. (Collection L’Ouest Saharien; Hors série nº9-2, 2009). Vol. 2. Paris, 2009. P. 104.
Kabeya Makweta N. John Rawls: Réciprocité, justice sociale et solidarité: L’exigence d’un nouveau contrat social en Afrique. (Publications Universitaires Européenne. Série XX. Philosophie. Vol. 752). Bern [et al.], 2013. P. 232.
Ibidem.
Adejumobi S. Chapter 1. Democracy and Governance in Nigeria: Between Consolidation and Reversal // Governance and Politics in Post-Military Nigeria: Changes and Challenges / Ed. by Said Adejumobi. P. 4.
«Когда в рамках исполнительной ветви руководители концентрируют и консолидируют власть, подчиняют другие ветви управления и увековечивают безнаказанность, демократическое управление не может ни функционировать, ни процветать. То, что имеет место, это – персонализированное политическое господство и гражданский авторитаризм, которые отрицают логику разделения властей и институциональную автономию, представляющие собой краеугольный камень демократического правления» (Ibidem).
«Демократия – режим прав. Когда права людей, групп и граждан систематически нарушаются, демократизация оказывается либо подорванной, либо существенно ослабленной» (Ibidem).
«Повседневность политической жизни, этот важнейший фактор демократической консолидации, подразумевает, что правила, процедуры и процессы кодифицированы, хорошо известны и предсказуемы в своей применимости. Когда этого нет, «закон джунглей» применяется всюду, где отсутствуют установленные стандарты, и демократия оказывается под угрозой» (Ibidem).
«В то время как демократия основана на конкурентной политике, ее сила, ее прочность и доверие к ней покоятся на политическом доверии и сотрудничестве между ключевыми участниками политического процесса. Все сознают, что «правила игры» будут уважать все, что итоги выборов будут заслуживать доверия и что ради политических целей или преимуществ никакими партиями или индивидами не будут использоваться антидемократические средства. Однако в размывающейся или деконсолидирующей демократии, как правило, низок уровень доверия и сотрудничества между политическими деятелями, а те, кому власть не досталась, постоянно опасаются того, что инструменты государства будут применены против них и что им будут навязаны несправедливые правила политической деятельности» (Ibidem).
«Демократия по самой природе своей есть система ответственности – вертикальной политической ответственности между руководителями и руководителями и горизонтальной институциональной ответственности между различными органами и учреждениями государства, система противовесов, рассчитанная на то, чтобы пресекать произвол учреждений и коррупцию. Когда демократизация размывается, тогда и вертикальная, и горизонтальная ответственность либо слаба, либо практически отсутствует» (Ibid. P. 5).
«Выборы суть основание демократического управления. В то время как выборы – еще не демократия, демократия невозможна или неосуществима без выборов. Там и тогда, где и когда выборы несовершенны, демократия оказывается в опасности» (Ibidem).
См.: Ibid. P. 6.
Ritter D.P. The Iron Cage of Liberalism: International Politics and Unarmed Revolutions in the Middle East and North Africa. Oxford, 2015. P. 62–63.
Ibid. P. 63.
Ibid. P. 18–19, 63.
Obi C. Chapter Four. Beyond Electoral Democracy: An Anatomy of Ethnic Minority Insurgency in Nigeria’s Oil Niger Delta // State, Economy, and Society in Post Military Nigeria / Ed. by Said Adejumobi. N.Y., 2011. P. 90.
Adejumobi, S. 2000. Elections in Africa: A Fading Shadow of Democracy? // International Political Science Review. Vol. 21. No. 1. P. 59–73. – Прим. С.Оби.
Obi C. Chapter Four. Beyond Electoral Democracy: An Anatomy of Ethnic Minority Insurgency in Nigeria’s Oil Niger Delta… P. 91.
Ibid. P. 93.
Adejumobi, S. 2000. Elections in Africa: A Fading Shadow of Democracy? … P. 61. – Прим. С.Оби.
Ibidem. – Прим. С.Оби.
Obi C. Chapter Four. Beyond Electoral Democracy: An Anatomy of Ethnic Minority Insurgency in Nigeria’s Oil Niger Delta… P. 91.