Нильский торг

Автор:

Мезенцев С.В., Царев П.Г.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-112-132

Аннотация:

В статье анализируется серьезный региональный кризис, связанный с завершением строительства на Голубом Ниле эфиопской плотины «Возрождение». Данный проект, запуск которого намечен на июль 2020 г. вновь обострил противоречия между Египтом и Эфиопией. Обе стороны делают все возможное, чтобы обеспечить поддержку своих позиций на международной арене. Каир призывает Эфиопию не начинать заполнение плотины до тех пор, пока не будут урегулированы все спорные вопросы между двумя государствами, Аддис-Абеба стремится сделать это как можно скорее, чтобы запустить проект в эксплуатацию. Дипломатические возможности сторон прийти к консенсусу практически исчерпаны. Египет уже угрожает применить военную силу, а Эфиопия заявляет о готовности мобилизовать на защиту дамбы миллион человек. Кто прав? На чьей стороне сила? Возможна ли война за воду между этими двумя государствами? На эти вопросы пытаются дать ответы авторы статьи на основе изучения правовых документов, сопоставления военного потенциала двух стран и анализа отношения к данной проблеме мирового сообщества.

Ключевые слова:

Египет, Эфиопия, Нил, плотина «Возрождение»

Источники:

1. Egypt. Food and Agriculture Organization of the United Nations. http://www.fao.org/ nr/water/aquastat/data/query/results.html (дата обращения 28.06.2020)
2. Egypt and the Nile Basin: Benefits of Cooperation. https://nilebasin.org/images/country_ profile/Egypt.pdf (дата обращения 28.06.2020)
3. Egypt. The United Nations. http://data.un.org/en/iso/eg.html (дата обращения 28.06.2020)
4. Water Scarcity in Egypt: The Urgent Need for Regional Cooperation among the Nile Basin Countries. https://globalhealthnewswire.com/wp-content/uploads/2016/09/Egypt%20Water%20 Resources%20Paper_2014.pdf (дата обращения 28.06.2020)
5. Africa Water Atlas. Nairobi. 2010. 326 p. ISBN: 978-92-807-3110-1.
6. Okoth-Owiro A. The Nile Treaty. State Succession and International Treaty Commitments: A Case Study of the Nile Water Treaties. Nairobi. 2004. 104 p. ISSN 1681-5890.

Политика США в отношении Эфиопии, Демократической Республики Конго, Судана, Южного Судана, Анголы и Ливии

Автор:

Урнов А.Ю.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-87-111

Аннотация:

В работе анализируется политика США в отношении Эфиопии, Демократической Республики Конго (ДРК), Судана, Южного Судана, Анголы и Ливии. Политическая, экономическая и военно-стратегическая значимость этих стран делает их объектом пристального внимания и целенаправленной активности Соединенных Штатов. Статья сфокусирована на событиях 2019–2020 годов. Несмотря на беспрецедентно глубокий внутриполитический раскол американского общества, эпидемию коронавируса, массовые протесты афроамериканцев, насилие и вандализм в стране, африканская политика США, как часть курса на глобальную гегемонию, осуществляется достаточно энергично и базируется на прежних установках. Вашингтон стремится получить максимальную отдачу от своего вмешательства в дела ДРК, где Вашингтон способствовал избранию президентом страны Ф. Чисекеди, сменившего неугодного Ж. Кабилу. Поставлена задача укрепить позиции США в Судане и Южном Судане. На переходные органы власти этих стран оказывается давление с целью побудить их к выполнению соглашений о «мирном транзите к демократии». Предпринимаются шаги по вовлечению в сферу влияния США нового руководства Эфиопии и Анголы. В Ливии, претендуя на роль «нейтрального арбитра», США вознамерились взять под контроль процесс политического урегулирования, склонив противоборствующие стороны к компромиссу, который позволил бы им стать доминирующим зарубежным партнером посткризисного руководства страны.

Ключевые слова:

африканская политика США, двусторонние отношения, суверенитет, конфликт, противоборствующие стороны, вмешательство, политический процесс, диалог, урегулирование, деэскалация, миротворчество

Источники:

1. The Trump Administration and US Africa Policy: What has been Accomplished and What Lies Ahead? US Department of State. Tibor P. Nagy Jr., Assistant Secretary. Bureau of African Affairs. Woodrow Wilson International Center. Washington. March 3, 2020. https://mr.usembassy.gov/ the-trump-administration-and-u-s-africa-policy-what-has-been-accomplished-and-what-lies-ahead/ (дата обращения 16.03.2020)
2. Secretary Pompeo’s Meeting with Ethiopian Prime Minister Abiy. Readout. Office of the Spokesperson. February 18, 2020. https://state.gov/secretary-pompeos-meeting-with-ethiopian-prime-minister-abiy (дата обращения 26.02.2020)
3. Secretary Michael R. Pompeo and Ethiopian Foreign Minister Gedu Andargachew at a Press Availability. Remarks to the Press. Addis-Ababa. Ethiopia. February 18, 2020. https://state.gov/ secretary-michael-r-pompeo-and-ethiopian-foreign-minister-geduandargachew-at-a-press-availability (дата обращения 28.02.2020)
4. The United States and Ethiopia. Strengthening our Partnership. Fact Sheet. Office of the Spokesperson. February 18, 2020. https://state.gov/the-united-states-and-ethiopia-strengthening-our-partnership (дата обращения 28.02.2020)
5. ТАСС. Экономика: Эфиопия-ВБ-Кредит 21.03.2020.
6. ТАСС. Общество: Эфиопия-ГЭС-МИД 3.03.2020.

Внешнеполитический механизм ЮАС и развитие дипломатических отношений (1910–1948)

Автор:

Архангельская А.А.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-74-86

Аннотация:

История формирования Южной Африки как единого государства тесно переплетена с международными событиями, оказавшими влияние на определение и развитие основных характеристик внешней политики африканского государства. Англо-бурские войны и ряд иных политических и экономических событий привели к созданию в 1910 г. Южно-Африканского союза (ЮАС) имевшего статус доминиона. Политическая и экономическая эволюция ЮАС имеет некоторые специфические особенности, вытекающие из конкретных исторических условий.

Основной целью данной статьи является исследование процесса формирования механизмов внешней политики ЮАС и развитие её дипломатической сети в период с 1910 по

Ключевые слова:

ЮАС, ЮАР, Африка, Ян Смэтс, международные отношения, история внешней политики

Источники:

1. Вяткина Р.Р. Создание Южно-Африканского Союза (1902-1910). М., 1976.
2. Benson M. The African Patriots. The Story of the African National Congress of South Africa, Faber & Faber, London 1963.
3. Geldenhuys D. The Diplomacy of Isolation: South African Foreign Policy Making. N.-Y., 1984.
4. Muller M.E. Suid-Afrika se Buitelandse Verteenwoordiging (1910–1972). Pretoria, 1976.
5. Slee A.T.C. Commonwealth Co-operation 1939-45: South Africa and its London Representation. D.Phil. dissertation. University of Cape Town, 1959.
6. Hancock W.K. Smuts: The Fields of Force 1910–1950. London: Cambridge University Press 1968.

Новый курс ЮАР в борьбе с ксенофобией

Автор:

Заноскина Е.Н.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-60-73

Аннотация:

После падения режима апартеида в ЮАР ограничения на перемещение чернокожего населения были сняты, и в страну двинулись потоки мигрантов. Правительство страны обещало им широкие возможности в новой, свободной от расовой дискриминации Южно-Африканской Республике. Однако образ современной ЮАР далек от идеала «радужной нации». За последнее десятилетие количество случаев насилия и дискриминации в отношении африканцев не из ЮАР резко возросло. Масштабы распространения ксенофобского насилия в стране требуют вмешательства государственных органов власти в решение проблемы.

В статье рассмотрены различные факторы, влияющие на распространение ксенофобских настроений в ЮАР, дан анализ сильных и слабых сторон политики ЮАР в отношении насилия против мигрантов. На основе исследования предложены пути совершенствования мер по борьбе с проявлениями ксенофобии.

Ключевые слова:

Африка, ксенофобия, насилие, миграция, мигрантофобия, ЮАР

Источники:

1. Mlilo S., Misago J. An Overview Report. Xenophobic Violence in South Africa: 1994–2018. African Centre for Migration & Society (ACMS). 2019. 7 с.
2. Фитуни О.Л. Китайская диаспора Африки: пространственная эволюция и этапы развития. Азия и Африка сегодня. 2020, № 6.
3. Fact sheet on foreign workers in South Africa. ACMS (African Centre for Migration & Society). Johannesburg. ACMS. 2017. 4 с.
4. Budlender D. MiWORC Report N°5. Migration and employment in South Africa: Statistical analysis of the migration module in the Quarterly Labour Force Survey, 3rd quarter 2012. Johannesburg. African Centre for Migration & Society, University of the Witwatersrand. 2014. 60 с. ISBN 978-0-9922133-4-3
5. The Green Paper on International Migration. The Department of Home Affairs (DHA). 2016. http://us-cdn.creamermedia.co.za/assets/articles/attachments/61889_greenpaper_on_ internationalmigration-_22062016.pdf (дата обращения 22.06.2020)
6. Fact sheet on foreign workers in South Africa. African Centre for Migration & Society (ACMS). 2020. http://www.migration.org.za/wp-content/uploads/2020/05/Fact-Sheet-On-Foreign-Workers-In-South-Africa-Overview-Based-On-Statistics-South-Africa-Data-2012-2017.pdf (дата обращения 10.06.2020)

Судан и Южный Судан: через демонтаж и трансформацию власти к ее эволюции

Автор:

Кочанова Т.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-39-59

Аннотация:

В центре внимания данного исследования Судан и Южный Судан, где происходят, своего рода, «тектонические» изменения в социально-политической жизни. В результате исторических изысканий и постоянного мониторинга современных информационных источников автор вскрывает целый ряд сущностных явлений и проблем народов этого региона, с колониальных времен стремящихся к суверенитету и независимости. Анализируя характер и динамику трансформации переходных форм власти и властных отношений в странах, претерпевающих социальный транзит, автор рассматривает факты с учетом уже завоеванных потом и кровью ценностей (в том числе демократических), не отрицая при этом влияния как этнических, так и жестких внешних факторов на внутреннюю политику государств. Характеризуя нынешнюю внутриполитическую ситуацию в регионе как посттравматическую, а состояние власти как стабильно тяжелое, исследователь не представляет себе возможности прогнозировать что-либо, но выражает надежду, что благодаря приобретенному опыту демонтажа и трансформации власти в странах может произойти реанимация и модернизация мирных социально- экономических процессов, а также медленная, но все же эволюция власти.

Ключевые слова:

Африка, Судан; Южный Судан, правительство, оппозиция, конфликт, кризис, ресурсы, экономика, международные экономические отношения, внешняя политика, США, Китай, инвестиции, сотрудничество, мирное урегулирование, развитие

Источники:

1. Гусаров В.И. Политическая спираль Судана. М., ISSN 2412-5717, Ученые записки Института Африки РАН, 2019. № 4 (49), с. 14–30. DOI: 10.31132/2412-5717-2019-49-4-14-30.
2. Young J. South Sudan’s Civil War: Violence, Insurgency and Failed Peacemaking. London, UK: Zed Books Ltd., 2019. 245 p.
3. Sky News – Arabia. http://skynewsarabia.com (дата обращения 12.09.2019)
4. Martell P. First Raise A Flag: How South Sudan Won the Longest War but Lost the Peace. London, UK: Hurst Publishers Ltd., 2018. 258 p.
5. Шарова А.Ю. О Южном Судане по-английски. Рецензия на книги П. Мартелл «Сначала поднимите флаг: как Южный Судан выиграл самую длинную войну, но потерял мир» (на англ. яз.) и Дж. Янг «Гражданская война в Южном Судане: насилие, мятеж и неудачное миротворчество» (на англ. яз.). М., ISSN 2412-5717. Ученые записки Института Африки РАН, 2020. № 2(51), с. 109–115. DOI: 10.31132/2412-5717-2020-51-2-109-115
6. Nyamilepedia News. https://www.nyamile.com/category/news (даты обращения 15.09.2019, 14.10.2019, 03.03.2020, 22.03.2020, 24.03.2020, 28.03.2020, 05.05.2020)

Обеспечение чистоты финансовой системы: Восточная Африка в борьбе с использованием денежных переводов для финансирования терроризма

Автор:

Нтеге Э. (Уганда)

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-28-38

Аннотация:

Статья посвящена анализу существующих уязвимостей в субрегиональной и национальных финансовых системах стран Восточной Африки (BА) с точки зрения использования услуг по переводу денег или других ценностей (MVTS ) для финансирования терроризма (ФТ) в BА. Автор также анализирует способы использования системы денежных переводов для движения средств преступного происхождения, придания им видимости законных активов и сокрытия нелегальных доходов. Рассмотрены некоторые причинно-следственные связи экономического характера, способствующие распространению терроризма в ВА, предложены некоторые регуляторные меры, направленные на повышение эффективности и действенности борьбы с терроризмом в регионе. В статье доказывается, что конфликты приводят к снижению уровня проникновения банковских услуг в регион BА, что, в свою очередь, приводит к росту неформальных и теневых квазибанковских посредников, создающих широкие возможности для ФТ. С этой точки зрения особое внимание уделено анализу примера гражданской войны в Сомали и практикам ФТ «Аш-Шабаб» . В ВА большинство стран не имеют сильных систем борьбы с отмыванием денег / финансированием терроризма (ПОД/ФТ). При этом быстро развивающиеся финансовые сектора и технологии, такие как мобильные деньги, Форекс-бюро и другие, в условиях, существующих в ВА, повышают уровни рисков ФТ в субрегионе. Показано, как слабость национальных систем ПОД/ФТ ведет к трудностям, а в крайних случаях потере доступа к международным валютным рынкам, а давление на банковскую систему и систему денежного обращения негативно влияет на долгосрочные перспективы роста. Даны рекомендации, как государства-члены BА через региональный орган по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке могли бы совершенствовать свои стратегии ПОД/ФТ, более конкретно рассмотрен вопрос риск-ориентированного подхода к поставщикам MVTS.

Ключевые слова:

перевод, борьба с отмыванием денег, финансы, терроризм, надлежащий контроль, экономика, банк, мигранты, меры

Источники:

1. AML Professionals and Addressing the Challenges of Combatting Terrorist Financing. https://www.acams.org/aml-resources/combatting-terrorist-financing/ (accessed 06.11.2019)
2. Assessing Terrorist Financing Through the Lens of the Terrorist Attack Cycle. https://www.acamstoday.org/assessing-terrorist-financing-through-lens-of-terrorist-attack-cycle/?_ga=2.70896531.2003785758.1586932456-859455524.1586932456 (accessed 06.11.2019)
3. The role of finance in defeating Al-Shabaab. https://rusi.org/sites/default/files/ 201412_whr_2-14_keatinge_web_0.pdf (accessed 06.11.2019)
4. Guidance for risk-based approach: money or value transfer systems. https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Guidance-RBA-money-value-transfer-services.pdf (accessed 06.11.2019)
5. FATF Report, professional money laundering. https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/54606/Professional-Money-Laundering.pdf (accessed 06.11.2019)
6. FATF report, the role of hawala and other similar service providers in money laundering and terrorist financing. http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/87922/The_role.pdf (accessed 06.11.2019)

Нигерия делает ставку на природный газ

Автор:

Губанов В.А.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-15-27

Аннотация:

Для большинства стран Африканского континента, располагающих богатыми запасами углеводородов, экспорт этого сырья является основным источником поступлений в бюджет государства, – в связи с чем особенный интерес представляет изучение газовой промышленности конкретных стран с целью выявления факторов, непосредственно влияющих на ее развитие. В данной статье исследуются отдельные аспекты газовой отрасли Нигерии во взаимосвязи с проблемами и перспективами роста этой индустрии в стране.

Ключевые слова:

Нигерия, природный газ, СПГ

Источники:

1. IEA, Energy sector is key to powering prosperity in sub-Saharan Africa. https://www.iea. org/news/energy-sector-is-key-to-powering-prosperity-in-sub-saharan-africa (дата обращения 20.04.2020)
2. IEA, World Energy Outlook 2019. https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2019/gas#abstract (дата обращения 20.04.2020)
3. CEDIGAZ, Natural Gas In The World 2019 Edition. https://private.cedigaz.org/publication/# (дата обращения 15.04.2020)
4. Department of Petroleum Resources, NIGERIAN OIL AND GAS INDUSTRY 2018 ANNUAL REPORT. https://www.dpr.gov.ng/oil-gas-industry-annual-reports-ogiar/ (дата обращения 15.04.2020)
5. Oirere Shem, West Africa Offshore Outlook. https://www.oedigital.com/news/467378-west-africa-offshore-outlook (дата обращения 29.04.2020)
6. Рост рынка глубоководных работ на шельфе Западной Африки. https://oceanos.ru/ news/345 (дата обращения 29.04.2020)

Перспективы развития российско-африканского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере

Автор:

Константинова О.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-52-3-5-14

Аннотация:

Отношения между Россией и Африкой сегодня выходят на новый уровень. Это продемонстрировал успешно проведенный в 2019 г. первый саммит «Россия – Африка». Важное значение для дальнейшего продвижения интересов России отводится «мягкой силе», способной создавать атмосферу доверия и взаимопонимания, поддерживать дальнейшее развитие политических, экономических, культурных отношений между российским и африканскими народами, что и рассматривается в данной статье. Автором сделан вывод о том, что Россия использует «мягкую силу» на континенте, но не в полной мере. Необходимо увеличить число африканцев, изучающих русский язык, более активно продвигать российское образование, в большей степени привлекать соотечественников и выпускников советских/российских вузов к совместным проектам, что несомненно будет способствовать развитию дальнейших взаимовыгодных российско-африканских связей.

Ключевые слова:

Россия, Африка, саммит «Россия – Африка», сотрудничество, культурно-гуманитарная сфера, «мягкая сила»

Источники:

1. Nye S.J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 192 с. ISBN: 13 978-1-58648-306-7.
2. Леонова О.Г. Мягкая сила – ресурс внешней политики государства Обозреватель-OBSERVER. 2013, № 4, с. 27–40.
3. Представительства в мире. Россотрудничество. http://rs.gov.ru/ru/contacts/inworld (дата обращения 25.06.2020)
4. Образование и наука. Российский центр науки и культуры в Александрии. http://egy-al.rs.gov.ru/ru/activities/445 (дата обращения 25.06.2020)
5. Укрепление позиций русского языка. Российский центр науки и культуры в Браззавиле. http://cog.rs.gov.ru/ru/activities/396 (дата обращения 25.06.2020)
6. Укрепление позиций русского языка. Российский центр науки и культуры в Тунисе. http://tun.rs.gov.ru/ru/activities/442 (дата обращения 25.06.2020)

Выпуск № 3 (52), 2020

Африканская молодежь и ее проблемы. Рецензия на книгу «Молодежь в политической и социокультурной жизни Африки»

Автор:

Шлёнская С.М.

DOI:

10.31132/2412-5717-2020-50-2-116-121

Ключевые слова:

молодежные движения, молодежная политика, занятость молодежи

Источники:

1. Сотрудничество молодежи России и Африки в целях содействия глобальному устойчивому развитию. 24 окт.2019 г. https://roscongress.org/sessions/africa-2019-sotrudnichestvo-molo-dezhi-rossii-i-afriki-v-tselyakh-sodeystviya-globalnomu-ustoychivomu-razvitiyu/discussion/ (дата об-ращения 06.02.2020)
2. Амиду Анн. Африканская молодежь перестраивает политику. Курьер ЮНЕСКО. № 2, 2018, с. 1. http://www.intelros.ru/readroom/kurer-yunesko/u2-2018/35398-afrikanskaya-molodezh-pere-straivaet-politiku.htm (дата обращения 06.02.2020)