Президентские выборы 2011 года в Нигерии и роль музыки йоруба в мобилизации электората

Автор:

Захарова Н.А.

Аннотация:

Музыка народа йоруба, одного из крупнейших в Нигерии, имеет ряд важнейших функций в социальной и политической жизни общества. Будучи одним из средств передачи информации, она веками играла особую роль в традиционной культуре. Музыка интегрировалась во все сферы жизни – от внутриродовых и внутрисемейных отношений (траурная похоронная песня) до политических событий (торжественная песня по случаю объявления нового вождя) . «Говорящие барабаны» йоруба до появления относительно развитой инфраструктуры были одним из средств передачи новостей, сообщений и дружеских приветствий между деревнями .

Ключевые слова:

Нигерия, музыка протеста, выборы, йоруба, Гудлак Джонатан, Фела Кути

Источники:

Ajibade G.O. Abiku songs in Yoruba land. http://www.uni-hildesheim.de/ntama/index.php?option= com_content&view=article&id=167%3Aabiku-songs-in-yoruba-land&catid=66%3Aarticles&Itemid=29&sho wall=1
Карпович К. Говорящие барабаны йоруба // Азия и Африка сегодня. 1967. № 9.
Titus O.S., Bello O.A. Musical forms in songs for political mobilisation during 2011 general elections in Nigeria // International Journal of Humanities and Social Science. 2012. Vol. 2. № 13. P. 168.
Нигерия. Справочно-монографическое издание / Под ред. И.Г.Большова, Т.С.Денисовой. М.: ИАфр РАН, 2013. C. 79.
Titus O.S., Bello O.A. Op. cit. P. 172.
«I believe in Goodluck» – Official Goodluck Jonathan Campaign Theme Song. http://www.youtube.com/ watch?v=QMOgT8NcS8s
Результаты президентских выборов 2011 года. http://nigeriaelections.org/presidential.php
D’banj and President Goodluck Jonathan. http://www.youtube.com/watch?v=6Oyoz5lItFY
The Politics of «Our Time». https://www.facebook.com/note.php?note_id=10150113896423148
TOP 20 countries with the highest number of Internet users. http://www.internetworldstats. com/top20.htm
Duffield C. Are Nigeria’s musicians selling out? http://www.bbc.com/news/world-africa-11950054
Goodluck by D’banj? http://kunledurojaiye.com/2011/03/17/goodluck-by-dbanj
Нигерия. Справочно-монографическое издание… C. 294.
Средний возраст населения по странам мира. http://ru.worldstat.info/World/List_of_countries_ by_Total_median_age

Электоральный процесс в политическом развитии Замбии (1991–2015)

Автор:

Прокопенко Л.Я.

Аннотация:

В статье рассмотрен избирательный процесс в современной Замбии. Показана динамика его развития с момента провозглашения политического плюрализма в 1991 г., а также процесс совершенствования национальной избирательной системы, в том числе ее модернизация (автоматизация) за счет использования новых технологий. Особое внимание уделено роли СМИ и средств массовых коммуникаций в избирательном процессе, взаимосвязи между этнической принадлежностью и политическими предпочтениями избирателей Замбии.

Ключевые слова:

избирательный процесс, политическое развитие, мажоритарная избирательная система, регистрация избирателей, преемник, наблюдатели, оспаривание результатов выборов, досрочные выборы, СМИ и средства массовых коммуникаций, гендерный фактор

Источники:

Huntington S.P. The Third World: Democratization in the Late Twentirth Century. L., 1991. P. 58.
www.ipu.org/parline/reports/2359_B.htm
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt IV. Article 34 (1).
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt IV. Article 34 (3a, 3b).
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt V. Article 63 (2).
http://www.elections.org.zm/about_ecz.php
Ibidem.
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt II. Articles 4–6.
https://www.ndi.org/files/DOGP-Citizen-Orgs-RUS.pdf
См. более подробно: Республика Замбия. Справочник. М.: Институт Африки РАН, 2013. С. 101–103.
Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic / Ed. Owen Sichone and Воrnwell Chikulo. Harare, 1996. P. 4.
См. подробнее: Прокопенко Л.Я. Замбия: особенности становления многопартийной системы (90-е годы). Ученые записки. Вып. 17. М.: Институт Африки РАН, 2000.
Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic / Ed. Owen Sichone and Воrnwell Chikulo. Harare, 1996. P. 33.
См.: Zambia: Democracy on Trial Report of a mission by the non-governmental Commonwealth Human Rights Initiative. L., 1991. P. 14.
http://www.elections.org.zm/results/1991
Чуваева М.А., Ксенофонтова Н.А. Республика Замбия. Справочник. М.: Восточная литература РАН, 1996. С. 101.
Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic / Ed. Owen Sichone and Воrnwell Chikulo. Harare, 1996. P. 40.
Цит. по: Hall R. The High Price of Principles. L., 1973, P. 50.
Southern Africa. Harare, 1992. Vol. 5. August. P. 11.
Африка: проблемы становления гражданского общества. М.: Институт Африки РАН, 2009. С. 120.
См.: Stroh A. Crafting Political Institutions in Africa. Electoral Systems and Systems of Government in Rwanda and Zambia Compared. Hamburg, 2007. P. 23 – http://www.giga-hamburg.de/de/system/files/ publications/wp43_stroh.pdf
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt IV. Article 34.3 (b).
http://www.dpmf.org/images/democracy-jotham.htm
Цит. по: Поляков А. Борьба за власть обостряется // Азия и Африка сегодня. 1996. № 12. C. 17.
Africa South of the Sahara, 1998. L.: Europa Publiations Limited, 1997. P. 1107.
Zambia: Democracy on Trial Report of a mission by the non-governmental Commonwealth Human Rights Initiative. L., 1991. P. 22.
Ibid. P. 29.
Ibid. P. 13.
Zambia Daily Mail. Lusaka, 1996. October 22.
http://www.humanrightsinitiative.org/publications/ffm/zambia_report.pdf
Ibidem.
Africa South of the Sahara, 1998. L.: Europa Publiations Limited, 1997. P. 1118.
Ibidem.
Dеmосrасу in Zambia: Challenges for the Third RepubIic / Ed. Owen Sichone and Воrnwell Chikulo. Наrаrе, 1996. Р. 46.
Omozuanvbo Ihonvbere J. Economic Crisis, Civil Society and Democratization: The Case of Zambia: Africa World Press, 1996. P. 131.
http://www.dpmf.org/images/democracy-jotham.htm
См.: Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic / Ed. Owen Sichone and Воrnwell Chikulo. Harare, 1996. P. 39.
См. подробнее: Прокопенко Л.Я. Новые политические элиты в государствах Юга Африки. М.: Институт Африки РАН, 2011.
Бюллетень Посольства РФ в Замбии. 2001. 4 июня. С. 3.
См. подробнее: Gould J. A New Start in Zambia? Democracy, Politics and the Oasis Forum. Uppsala: Nordic Africa Institute, 2011.
Africa South of the Sahara. 2007. L. and N.-Y., 2006. P. 1274.
http://unstats.un.org/unsd/demographic/sources/census/2010_phc/Zambia/PreliminaryReport.p
Rakner L. and Svåsand L. Uncertainty as a Strategy: Electoral Processes in Zambia 1991–2001. Chr. Michelsen Institute Development Studies and Human Rights. Bergen, 2003. P. 10.
http://www.elections.org.zm/media/presidential_results_2001.pdf
http://unstats.un.org/unsd/demographic/sources/census/2010_phc/Zambia/PreliminaryReport.p
http://www.elections.org.zm/media/presidential_results_2001.pdf
Ibidem.
Observing the 2001 Zambia Elections. Final Report. The Carter Center. Atlanta, 2002. P. 58 – http://www.cartercenter.org/documents/1135.pdf
Компас. ИТАР-ТАСС. 2003. № 5. С. 79.
Africa South of the Sahara. 2007. L. and. N.-Y., 2006. P. 1275.
Rakner L. and Svåsand L. Op. cit. P. 21.
The Electoral Act 2006. Part II (8). P. 125.
The Electoral Act 2006. Part III (19). P. 128.
The Electoral Act 2006. Part IV (28). P. 131.
The Electoral Act 2006. Part IV (44). P. 22.
www.zambianchronicle.com/?tag=hakainde-hichilema
http://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS
См. подробнее: Larmer M., Fraser A. Of Cabbages and King Cobra: Populist Politics and Zambia’s 2006 election // African Affairs. 2007. Vol. 106/425. Oxford University Press. P. 629.
Erdmann G. Ethnicity, Voter Alignment and Political Party Affiliation – an African Case: Zambia. Hamburg, 2007. P. 22.
http://president.dreab.com/p-Zambian_presidential_election_2006
Ibidem.
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt IV. Article 38 (1).
http://www.banda4zambia.com/profile.html#Rupiah_Bwezani_Banda
http://www.reuters.com/article/idUSL512122620080905
Пульс планеты. ИТАР-ТАСС. 2008. 28 ноября.
htpp://www.cmi.no/file/?1016
http://www.zambian.com/html/zambia-elections-results.html
Times of Zambia. Ndola, 2008. November 7.
Бюллетень Посольства РФ в Замбии. 2009. 17 июня. С. 3.
Lusaka Times. Lusaka, 2009. March 12.
http://report2007.amnesty.org/rus/Regions/Africa/Zambia
QFM Radio. 2010. February 19. (www.qfmzambia.com)
Lusaka Times. Lusaka, 2009. July 23.
Zambia Daily Mail. Lusaka, 2009. May 20.
Lusaka Times. Lusaka, 2011. August 7.
Lusaka Times. Lusaka, 2010. April 19.
http://www.thelusakapaper.com/?p=527
http://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS
www.pf.org.zm
http://www.times.co.zm/news/viewnews.cgi?category=2&id=1272520292
Lusaka Times. Lusaka, 2011. January 14.
http://postzambia.com/post-read_article.php?articleId=8749
www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook2009
http://www.undp.org/content/zambia/en/home/ourwork/democraticgovernance/successstories/ advance-ment-of-technology-integrated-into-electoral-system
http://unstats.un.org/unsd/demographic/sources/census/2010_phc/Zambia/PreliminaryReport.p
Бюллетень Посольства РФ в Замбии. 2010. 27 августа. С. 2.
Electoral Commission of Zambia 28th, September 2011. Public Notice 2011 Presidential Election Results. Lusaka, P. 88 – http://www.elections.org.zm/media/28092011_public_notice_2011_presidential_election_re-sults.pdf
Бюллетень Посольства РФ в Замбии. 2011. 25 августа. С. 4.
Electoral Commission of Zambia 28th, September 2011. Public Notice 2011 Presidential Election Results. Lusaka, P. 88 – http://www.elections.org.zm/media/28092011_public_notice_2011_presidential_election_re-sults.pdf
Ibidem.
Ibidem.
http://www.elections.org.zm/media/summary-allocationofnationalassemblyseats.pdf
www.tizambia.org.zm
См.: Helle S.-E., Rakner L. The Interplay between poverty and electoral authoritarianism. Poverty and political mobilization in Zambia and Uganda // CMI WORKING PAPERS. Bergen, 2012/3.
Lusaka Times. Lusaka, 2014. October 20.
http://www.tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1584928
Lusaka Times. Lusaka, 2014. November 2.
Lusaka Times. Lusaka, 2014. November 3.
Zambia Daily Mail. Lusaka, 2014. November 27.
Пульс планеты. ИТАР-ТАСС. 2014. 18 декабря.
Там же.
http://www.voanews.com/content/zambia-s-acting-president-confident-in-ruling-party-electoral-victory/ 2584581.html
http://postzambia.com/news.php%3Fid%3D5087
http://www.postzambia.com/news.php?id=4524
Lusaka Times. Lusaka, 2014. December 11.
Пульс планеты. ИТАР-ТАСС. 2015. 19 ноября. С. 14.
Бюллетень посольства РФ в Замбии. 2014. 20 ноября. С. 8.
Lusaka Times. Lusaka, 2014. November 29.
Lusaka Times. Lusaka, 2014. December 22.
www.mmdzambia.org/about-mmd/manifesto
htpp://hh-zambia.com
http://www.lusakavoice.com/2015/01/05/undp-funds-2015-presidential-elections/&prev=search
http:www.elections.org.zm/voter.php
http://www.sadc.int/news-events/news/zambian-elections-declared-peaceful-transparent-credible-fre/& prev=
Ibidem.
Ibidem.
http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1709840.
http:www.ifes.org/~/media/Files/Publications/White%20PaperReport/2014/2015%20IFES%20Zambia% 20January%20President%20By%20Elections_FINAL.pdf
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 25.
Electoral Commission of Zambia 24th January 2015. Public Notice 2015 Presidential Election Results. Lusaka, P. 95 – http://www.elections.org.zm/media/2015_presidential_election_results_public_notice_copy1.pdf
http://www.elections.org.zm/results/2015_presidential_election
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 25.
http://zambiareports.com
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 26.
http://zambiareports.com/2015/01/30/nevers-mumba-faces-revolt/
Lusaka Times. Lusaka, 2015 January 30.
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 27.
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 28.
Ibidem.
http://data.worldbank.org/country/zambia
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 26.
http://www.allacademic.com/meta/p_mla_apa_research_citation/0/7/2/6/9/p72695_index.html
Freedom of the Press 2014. Freedom House. 2014. P. 16.
http://report2007.amnesty.org/rus/Regions/Africa/Zambia
Freedom of the Press 2012. Freedom House. 2012. P. 16.
Lusaka Times. Lusaka, 2011. January 13.
Freedom of the Press 2014. Freedom House. 2014. P. 1.
http://www.economist.com/media/pdf/DEMOCRACY_INDEX_2007_v3.pdf
http://www.moibrahimfoundation.org/interact
http://zambiareports.com/2014/09/11/pf-shutting-mobile-phones-internet-rig-elections-source/&prev
Компас. ИТАР-ТАСС. 1997. № 35. С. 59.
Chanda Alfred. Zambia’s Fledgling Democracy: Prospects for the Future. Lusaka, 1994. P. 9.
См.: Molteno Robert. Cleavage and Conflict in Zambian Politics: a study of sectionalism // Politics in Zambia. Berkeley: Macmillan, 1974. P. 62–106; Sichone O. and Simutanyi N.R. The Ethnic and Regional Questions. Ethnic Nationalism and the State in Zambia: the Case of Barotseland 1964–1994 // Dеmосrасу in Zambia: Challenges for the Third RepubIic / Ed. Owen Sichone and Воrnwell Chikulo. Наrаrе, 1996. P. 173–196; Pozner D.N. Institutions and Ethnics in Africa: Cambridge University Press, 2005.
Gould J. Zambia’s 2006 elections: The ethnicization of politics? // News from the Nordic Africa Institute. 2007. № 1 (January). P. 8.
Ibidem.
Erdmann G. Op. cit. P. 26.
Ibidem.
Ibid. P. 30.
Wim Van Binsbergen. Aspects of Democracy & Democratisation in Zambia & Botswana // Readings in African Politics / Edited by Tom Young. Indiana University Press, 2003. P. 211.
См.: Rakner L., Svåsand L. From Dominant to Competitive Party System. The Zambian Experience 1991–2001 // Party Politics. 2004. №1. Vol. 10. P. 49–68.
См.: Burnell P. Taking Stock of Democracy in Zambia // Democracy and Political Change in the ‘Third World’. N.-Y.: Routledge, 2001. P. 135–155.
Stroh A. Crafting Political Institutions in Africa. Electoral Systems and Systems of Government in Rwanda and Zambia Compared. Hamburg, 2007. P. 24.
Lusaka Times. Lusaka, 2012. August 20.
Lusaka Times. Lusaka, 2012. November 23.
Chanda Chisala. Was there really Tribalism in Zambian Elections? // Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 30.
http://www.daily-mail.co.zm/?p=18530
The Соnstitutiоn of Zambia (Amеndmеnt) Асt, 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рrintеr, 1996. Раrt III. Article 11.
http://www.elections.org.zm/register_statistics.php
Phiri Bizeck J. Gender and politics: The Zambia national women’s lobby group in the 2001 tripartite elections // One Zambia, Many Histories: Towards a History of Post-colonial Zambia / Edited by Gewald Jan-Bart, Hinfelaar Marja, Macola Giacomo / Brill NV, Leiden, The Netherlands, 2008. P. 262.
http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm&prev=/search%253Fq%253Dwomen%252Bin%252Bgovern ment%
http://www.parliament.gov.zm/index.php?option=com_content&task=view&id=2540&ltemid=1
Gender and Development – A Declaration by Heads of State or Government of the Southern Development Community (SADC). Blantyre, Malawi, 1997. P. 4.
http://www.parliament.gov.zm/index.php?option=com_docman&task=doc_downl
http://www.ipu.org/parline/reports/2359_E.htm
Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. М.: Эслан, 2001. С. 81.
http://www.elections.org.zm/media/national_summary_for_150_constituencies.pdf
Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 28.
http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/2991931.stm
http://www.sadc.int/news-events/news/zambian-elections-declared-peaceful-transparent-credible-free/& prev=search
http://www.un.org/ru/sg/messages/2008/democracyday08.shtml

Уганда: особенности электорального процесса

Автор:

Позднякова А.П.

Аннотация:

В статье дается характеристика электорального процесса в Республике Уганда, исследуются эволюция становления избирательной системы страны и ее законодательная база. Особое внимание уделяется подготовке и проведению президентских и парламентских выборов, а также выборов в органы местного самоуправления, состоявшихся в 2011 г.

Ключевые слова:

избирательное право, конституция, Уганда, президентские и парламентские выборы, избирательная система, наблюдатели

Источники:

Позднякова А.П. Республика Уганда. Справочно-монографическое издание. М., 2012. С. 6.
Counry Report on Electoral Systems in Uganda. www.justice.gov.za…/na,pdf. P. 7, 9.
Uganda. General Elections 18 February 2011. Final Report of European Union Election Observation Mission. 10 March 2011. www.eueom.eu/files.pdf. P. 11.
Позднякова А.П. Республика Уганда… С. 90–91.
Country Profile: Uganda. The Local Government System in Uganda. www.clgf.org.uk, pdf. P. 232–233.
A Brief History of Elections in Uganda. www.ec.or.ug, pdf. P. 1–4.
Позднякова А.П. Уганда: преодоление социально-экономического кризиса. М., 2007. С. 125.
Country Report on Electoral System in Uganda. www.justice.gov.za…/na, pdf. P. 1–3.
Ibid. P. 6–7.
Uganda. General Elections 18 Fabruary 2011. Final Report of European Union Election Observation Mission. 10 March 2001. www.eueom.eu/files, pdf. P. 19–20.
Country Report on Electoral System in Uganda. www.justice.gov.za…/na, pdf. P. 1–8.
Ibid. P. 8–9, 19–20.
Ibid. P. 10–12, 21.

Президентско-парламентские выборы 2006 г. в Демократической Республике Конго: трудный шаг к новой жизни

Автор:

Винокуров Ю.Н.

Аннотация:

Парламентско-президентские выборы 2006 г. вошли в историю ДРК как самые знаменательные выборы в череде семи избирательных кампаний, имевших место в этой стране в период с 1960 по 2011 г. Они оказались своеобразным «водоразделом» между многолетним периодом политической нестабильности и внутренних вооруженных конфликтов и относительным восстановлением конституционного порядка в этой стране. В статье анализируется деятельность властей по подготовке и проведению выборов, их результатов. Особое внимание уделено внешней помощи властям Конго в организации выборов и оценке их мировым сообществом.

Ключевые слова:

Демократическая Республика Конго, электоральные процессы, политическое развитие, международные отношения, вооруженные конфликты

Источники:

См. об этом подробнее: Винокуров Ю.Н. «Великая африканская война» 1998–2002 гг. (истоки и некоторые последствия) // Проблемы социально-политических и культурных трансформаций африканских обществ в современной отечественной африканистике. М., 2007. С. 104–126.
Demographic Yearbook, 1960. P. 125–126; Congo 1965. Political Documents of a Developing Nation. Princeton-New Jersey, 1967. P. 202.
Congo 1960. Bruxelles, 1961. T. 1. P. 264.
Tshimanga wa Tshibangu. Histoire du Zaïre. Kinshasa, 1976. P. 142; Congo 1965. Bruxelles, 1967. P. 224, 235–236; Le Courrier d’Afrique. Léopoldville. 30.03.1965; La Batisseur. Luluaburg. 21–28.03.1964; Présance congolaise. Léopoldville. 06.03.1965.
Цит. по: «За рубежом». М., 1965, № 1. С. 3.
Mobutu J.-D. De la légalité à légimité. Kinshasa, 1968. P. 17.
Etudes Congolais. Bruxelles-Kinshasa, 1967. № 2. C.71–92.
Congo 1966. Bruxelles, 1969. P. 184, 200; Etudes Congolaises. 1966. № 4. P. 80.
Цит. по: Gould D.T. Bureaucratic Corruption and Underdevelopment in the Third World. The Case of Zair. N.Y., 1980. P. 130.
Congo 1966. Bruxelles, 1969. P. 44, 65–66; Buana Kabwe. L’expérience zaïrois. P., 1975. P. 113; L’Etoile du Congo. Léopoldville, 24.10.1966.
Manifeste du MPR // Etudes Congolaises. Léopoldville, 1967. № 3. P. 74; La Constitution de la République du Zaïre. Kinshasa, 1974.
Zaïre. Kinshasa. № 406. 17.05.1976. P. 11.
Agence Zaïre Presse (AZAP). Kinshasa, 02.02.1974. P. 25.
Nzongolo a Dokpe. Les structures du MPR et ses rapports avec les autres institutions. N’Sele, 1972, P. 19.
Salongo. Kinshasa, 02.02.1975.
New York Times. № 4. 19.03.1997.
Congo 1967. Bruxelles, 1969. P. 29–31.
Le Monde. P., 20.12.1990.
Palmares. Kinshasa, 04–10.05.1992.
Elita. Kinshasa, 14.04.1992.
ИТАР-ТАСС. Сообщение корреспондента из Киншасы. 18.05.1992.
Marchés tropicaux et mediterrannéens. P., 19.05.2000. C. 894; 14.07.2000, C.1473. См. об этом подробнее: Винокуров Ю.Н. Демократическая Республика Конго. Власть и оппозиция. М., 2003. P. 231–232.
Netshi B.A. La note biographique de Joseph Kabila: les zones d’ombres persistent. Congo indépendant. 24.04.2006. http://www.afriquechos.ch/article.php3?-id=article=428tt; The Washington Post. 09.07.1977; Buabouvie C. http://www.jeanafrique.com/jeune-afrique-dossier.asp?article=LIN25/26josepidekes08doswet= 1828do:1.
Винокуров Ю.Н. Демократическая Республика Конго: от «Четвертой республики» к «Пятой» // Куда идешь, Африка? М., 2004. С. 154–155.
Jeune Afrique // L’Intelligent. 17.09.2001; XXI–XXIII.
African Elections Database. Elections in Congo–Kinshasa. 18–19 December 2005. Constitutional Referendum. http://africanelections.tripod.com.cd.html5
Constitution de la République démocratique du Congo. Article 222. http://fr.wikisource.org/wiki/ Constitution_de_laR%C%A9publique_d%C%9mocratique_du_Congo. Article 222.
La Conscience. Retour www.LaConscience.com. 18.02.2006.
«Freedom is on the March». L’enquête nº 035 organisée par l’Institut de sondage «Les Points» – http://www.congoelections.com/4
Jeune Afrique. http://www.jeuneafrique.com/jeuneafrique-dossier.asp?art-de=LIN26021ajeunegaseno8do sweb=; Le Potenciel. Kinshasa. 29.09.2006.
Ульям Л. Свинг сообщил, что на второй тур президентских выборов потребовалось еще 146 млн долл. (см.: Le Potenciel. Kinshasa. 29.09.2006).
UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs. http://www.irinnews.org.print.asp? ReportlD=54275.
Le Phare. Kinshasa, 17.07.2006; Prochaines élections: aux armes citoyens! http://www.obsac.com/OBV9 – 060225 Substance.html. 10.04.2006; UNMission in the DRC. http://www.allAfrica.com 08.09.2006.
Mayamba Th.N. Alliances électorales d’aujourd’hui et de demain. http://www.linelit.org/index-vinex.php? StoryID=428sectionID=Scrutin:1-12.
Сообщение Интер Пресс Сервис. Йоханнесбург, 10.09.2006. http://www.allafrica.com
Le Potenciel. 29.09.2006.
Le Potenciel. 05.06.2007.
Приведенные здесь и далее статистические данные о ходе и итогах выборов считаются официальными. Однако трудно предположить, что они безупречны. Организаторы выборов, включая Малумалу, знали о случавшихся нарушениях избирательного процесса, о нехватке бюллетеней на многих избирательных пунктах, притом что было напечатано то ли 28, то ли 33 млн (Le Potenciel. 29.06.2006). О всякого рода нарушениях особенно яростно кричали лидеры оппозиции Бемба и Чисекеди. Но важно отметить, что недостатки выборов становились известны общественности, широко обсуждались и подвергались критике, и это в итоге содействовало умиротворению общей обстановки в стране.
African Elections Database: 5–6.
Бытует версия, что Ж.-П. Бемба – сын Мобуту. Bemba fils Mobutu. http://lesoffonline.net/pages/rint. php?id=912
Bemba J.-P. L’ex-rebelle qui veut barrer la route â Kabila (Bio-Portait. Dossier). http://www.congovision. com/nouvelles//debat – Kab.html
Perdrix Ph. RDC: Coullisses de campagne. 12.07.2006. http://www.afriquechos.ch/article. php3?=id=article=1398; Крюков В. ДРК накануне второго тура президентских выборов // ИТАР-ТАСС. Компас. 2006. № 43. С. 75.
Le Figaro. P., 19.08.2006.
Jeune Afrique / L’Intelligent. 09.04.2006: P. 28; La Conscience. 13.04.2006: P.1, 8.
Litofé S. Propositions concrètes au Paternariat Politique: J. Kabila – A. Gizenga. http://congovisilsion. com/nouvelles.cv. slojl.html. P. 1–7.
Le Potenciel. http://www.congovision; Интер Пресс Сервис. 10.09.2006.
La Cour Suprême de RDC declare Joseph Kabila président. – http://newsyahoo.com/2711206/290lacour-supreme-de-rdc-declare-Joseph-Kabila-president.html. 27.11.2006.
Congoline.com. Brusselles. 28.11.2006:1.
African Elections Database. P. 5–6.
Jeune Afrique. P. http://www.jeuneafrique.com/jeune-farique/article-dossier.asp?art-cle=LIN05026tou scalibak08dosweb=1828do:31
African Elections Database. P. 7; Mulengwa Kinja. Deuxième tour des présidentelles: AMP et alliés. http://www.sociétécivile.cd/node/3098
La Conscience. 18.02.2006.
Prise de position de la Voix des Sans-Voix pour les droits de l’Homme (VSV) à la suite des affrontements sanglants à Kinshasa. http://www.congoline.com/; La Tempête des Tropiques. Kinshasa. 07.09.2006.
Makiess. RDC: Le refus de néo-mobutisme. http://congovilslion.s.m.html
http://radiokapi.netrevue-de-presse/2011/10/10/lavenir-presidentieelle-2011-gizenga-derriere kabila
Le Potenciel. 05.06.2007.
Le Potenciel. 25.08.2006.
Le Potenciel. 05.06.2007.
Сообщение корреспондента ИТАР-ТАСС. 15.12.2006.
Africa Confidential. 23.06.2006. Vol. 47. № 13. P. 2.
UN Office for the Coordination of Humanitaricen Affairs. http://www.irinnews.org.print.asp?Report ID=5275
Одна из причин постоянного дефицита в государственной казне ДРК – продолжающееся и поныне казнокрадство. Так, в прессе сообщалось, что в 2005 г. была расхищена четверть доходов по госбюджету, 60–80% таможенных сборов не поступили в казну, из военного бюджета исчезли 3 млн долл., в первое пятилетии XXI в. бесследно исчезли 500 млн долл., выделенных стране Всемирным банком на цели развития (см.: Financial Times. 04.08.2006; Le Figaro. 10.07.2006).
Diatezwa O. et Muzuri S. Les enjeux de l’ordre michelin au Congo-Kinshasa. http://www.obsac.com/ OBSV9-OrdreMichelin060128 html. P. 2.

Выборы в Объединенной Республике Танзания в свете внутрисоюзных отношений

Автор:

Шлёнская С.М.

Аннотация:

В статье рассматривается история становления и развития электоральной системы в ОРТ, уникальном союзном государстве, а также трудности и проблемы, с которыми пришлось столкнуться в этом процессе. Автор дает характеристику основных политических партий, действующих в стране после внесения в ее конституцию (1992) статьи о многопартийности, делая акцент на политической борьбе (обостряющейся в период выборов) между правящей партией ЧЧМ и оппозиционной КУФ, представляющей интересы той части населения Занзибара, которая выступает за большую автономию островной части ОРТ.

Ключевые слова:

выборы, электоральная система, ОРТ, Занзибар, союз

Источники:

Овчинников В.Е. История Танзании. М., 1986. С. 150.
Afrobarometer. Paper № 61. Citizens and the State in Africa. New Results from Afrobarometer. Round 3.2006, З.16. www. Afrobarometer.org
Daily News. 15.07. 2014. www.dailynews.cotz
Mwananchi, 2014, 10 oct. www. mwananchi.co.tz
Mzalendo L. Zanzibar. 12.11. 2014. www. mwananchi.co.tz
Nipash. 13.11.2014. www. mwananchi.co.tz
The Constitution of the United Republic of Tanzania, З.14. www.chr.up.ac.za/undp…/docs/ с_Tanzania.pdf

Мера возможного: место выборов в политическом процессе в современной Нигерии

Автор:

Элез А.Й.

Аннотация:

Выборы в современной Нигерии приводят не к решению насущных социальных проблем, но – неизменно – к обострению конфликтов в обществе. В основе этого лежат как общие для среднеразвитого капитализма факторы, так и конкретные предпосылки, связанные с наследием колониального периода истории страны, сырьевым неоколониальным характером ее экономики, нищетой основной массы населения, высоким уровнем преступности (в том числе коррупции), религиозной и племенной рознью, а также с отсутствием политически специфических программ у основных политических партий страны и их внутренними организационными проблемами. Опыт политической жизни Нигерии последних десятилетий показывает, что превращение выборов в подлинный инструмент решения гражданами своей собственной судьбы не может быть достигнуто на пути либеральных реформ, которые представляют собой исторически отжившее и чрезвычайно медленно действующее средство, всегда отстающее от экономических и политических потребностей метрополий.

Ключевые слова:

Нигерия, выборы, политика, партия, коррупция, конфликт, религия

Источники:

Это «предположительно» говорит, разумеется, не о сомнении автора в том, что в Нигерии в преддверии, во время и сразу после выборов имеют место кровавые конфликты, а лишь о том, что автор не уверен, что в другие периоды ситуация в Нигерии намного спокойнее. Но мы, в отличие от автора, будем отделять насилие вообще (пусть и опосредованное выборным процессом) от того, которое очевидно связано с выборами. – Прим. А.Й.Элеза.
Gyimah-Boadi E. Political Parties, elections and Patronage: Random Thoughts on Neo-Patrimonialism and African Democratization // Votes, Money and Violence: Political Parties and Elections in Sub-Saharan Africa / Ed. By Matthias Basedau, Gero Erdmann and Andreas Mehler. Uppsala-Scotsville, 2007. P. 27–28.
Erdmann G. Party Research: Western European Bias and the ‘African Labyrinth’ // Votes, Money and Violence: Political Parties and Elections in Sub-Saharan Africa / Ed. By Matthias Basedau, Gero Erdmann and Andreas Mehler. P. 36–37.
Ibid. P. 37.
Ibidem.
Ibidem.
Ibidem.
Burnell, Peter. Political Parties in Africa: Different, Functional and Dynamic& Reflectios on Gero Erdmann’s ‘Party Research: Western European Bias and the “African Labyrinth”’ // Votes, Money and Violence: Political Parties and Elections in Sub-Saharan Africa / Ed. By Matthias Basedau, Gero Erdmann and Andreas Mehler. P. 67–68.
Ibidem. По поводу таких квалификаций демократии П.Бернелл ссылается на работы: Collier D., Levitsky S. Democracy with adjectives: Conceptual innovation in comparative research // World Politics. 49. 1997. P. 430–451; Levitsky S., Way L.A. The rise of competitive authoritarianisim // Journal of Democracy. Vol. 13. 2002. No. 2. P. 51–65.
Katsina A.M. A contextual analysis of party system formation in Nigeria, 1960-2011 // Intellectual Discourse. Vol. 21. 2013. No. 2. P. 236.
Ibidem.
См.: Ibid. P. 236–237.
Ibid. P. 237.
Ibidem.
Dundas C.W. Electoral Essays and Discourses. Bloomington, IN, 2014. P. 90.
Erdmann G. Op. cit. P. 38.
Ibidem.
Ibidem.
Ibidem.
См.: Ibid. P. 39.
Ibid. P. 40.
Gyimah-Boadi E. Op. cit. P. 26.
Ibid. P. 42.
Бывший исполнительный председатель нигерийской Комиссии по экономическим и финансовым преступлениям – КЭФП (Economic and Financial Crimes Commission). В октябре 2006 г. Рибаду открыто объявил, что за годы независимости правителями Нигерии было украдено и растрачено свыше 360 млрд долл. Во времена председательства Рибаду КЭФП выдвигала обвинения против крупных банкиров, бывших и действующих губернаторов штатов, министров, президентов Сената, деятелей политических партий и проч. Были выдвинуты тысячи обвинений, по которым удалось добиться около 270 обвинительных приговоров. По одному из дел проходил его шеф, тогдашний генерал-инспектор полицейских сил Нигерии Т.Балогун, который был приговорен к тюремному заключению и возвращению в казну 150 млн фунтов. К числу достижений Рибаду за период его руководства КЭФП относятся исключение Нигерии из списка стран и территорий, не годных к сотрудничеству, и другие решения международного уровня. В конце концов Рибаду самого обвинили в двойных стандартах в борьбе с коррупцией (в частности, за якобы особое внимание к противникам президента Обасанджо и лояльность к друзьям последнего, что вряд ли справедливо). Выдвигались и другие претензии; отъезд Рибаду из страны способствовал утиханию шума вокруг его имени, а пришедший к власти после смерти У.Яр’Адуа Г.Джонатан и вовсе прекратил дело против Рибаду, несмотря на яростные возражения, скажем, Ф.Кейамо, юриста из Лагоса. Как бы то ни было, все обвинения остались неподтвержденными, а большинство выпадов СМИ против Рибаду вполне можно объяснить заинтересованностью их владельцев, некогда уличенных им в коррупции. В 2010 г. Рибаду вернулся из эмиграции и заявил о своем намерении бороться за президентский пост на платформе НКД, кандидатом от которого он и был утвержден 14 января 2011 г.
Abidde S. There goes Nuhu, here comes Ribadu // The Punch (Nigeria). 2014. August, 20.
Fabiyi O. Ribadu and his new friends // The Punch (Nigeria). 2014. August, 21.
Партия, сформированная в 2009 г. в ходе подготовки к выборам 2011 г. Идеология ее представляла собой стандартный набор либерально-демократических принципов; весьма существенным, хотя также не очень оригинальным, в партийной конституции было жесткое требование укрепления федерализма и разделения полномочий центра и регионов. Вместе с тем программные документы партии обходили региональный вопрос в его кадровом аспекте (в Нигерии является обычной региональная ротация кадров на ключевых государственных постах федерального уровня). Средства массовой информации не раз выражали свое изумление поистине фантастическим взлетом этой партии на политический олимп страны.
Либеральная партия, образовавшаяся в сентябре 2006 г. из слияния Альянса за демократию (Alliance for Democracy), Партии справедливости (Justice Party), Передового конгресса демократов (Advance Congress of Democrats) и нескольких партий поменьше.
Именно эти три оппозиционные партии, а также партия Великий альянс всех сторонников прогресса (ВАВСП) в феврале 2013 года объединились с целью борьбы на выборах 2015 года против Г.Джонатана и его Народно-демократической партии (НДП) в одну партию – в тот самый Конгресс всех сторонников прогресса (КВСП), из которого М.Н.Рибаду в августе 2014 г. и перешел в НДП.
Nigeria National Assembly and Presidential Elections 9 and 16 April 2011. (Report of the Commonwealth Observer Group) /Commonwealth Secretariat/. L., 2011. P. 44.
Adejumobi S. INEC and the Electoral Process // Governance and Politics in Post-Military Nigeria: Changes and Challenges / Ed. by Said Adejumobi. N.Y., 2010. P. 115–116.
Ibid. P. 116.
Ibidem.
См.: Ibidem.
Ibidem.
Ibid. P. 117.
Report on the 2011 General Elections. – /Independent National Electoral Commission (INEC)/. [Abuja, 2011]. P. 34.
Правозащитники заявляют о 800 жертвах беспорядков в Нигерии // РИА Новости. 16 мая 2011 г., 11.55.
Ситуация в Нигерии после президентских выборов в апреле 2011 года // РИА Новости. 5 декабря 2011 г., 23.04.
Bomb attacks mar Nigerian elections // The Independent. 2011. April 16.
Scores killed in Nigerian election violence // The Independent. 2011. April 21.
Howden D. Deadly riots follow Nigerian election result // The Independent. 2011. April 20.
Violence disrupts end of polling in Nigeria // The Independent. 2011. April 27.
Bomb blast after Jonathan is sworn in in Nigeria // The Independent. 2011. May 30.
См.: Sheikh T.L., Abdulaziz M., Agunbiade S., Joseph I., Ebiti B., Adekeye O. Correlates of depression among internally displaced persons after post-election violence in Kaduna, North Western Nigeria // Journal of Affective Disorders. Vol. 170. 2015. P. 51.
Ibid. P. 46.
Ibidem.
ВВС Нигерии по ошибке нанесли авиаудар по кортежу сенатора // РИА Новости. 13 января 2014 г., 03.12 (со ссылкой на агентство Ассошиэйтед Пресс).
Osigbesan L., Fanimo D., Adekoya F., Ebiri K. Anxiety mounts over insecurity, poverty, others // The Guardian (Nigeria). 2011. December 5.
Akinade A.E. Christian Responses to Islam in Nigeria: A Contextual Study of Ambivalent Encounters. N.Y., 2014. P. 145.
Ibid. P. 145–146.
Ibid. P. 146–147.
См.: Platteau J.-P. Redistributive Pressures in Sub-Saharan Africa: Causes, Consequences, and Coping Strategies / Africa’s Development in Historical Perspective / Ed. by Emmanuel Akyeampong, Robert H.Bates, Nathan Nunn, James A. Robinson. N.Y., 2014. P. 184, 198.
Ibid. P. 198.
Kew D., Lewis P. Nigeria // Introduction to Comparative Politics / Ed. by Kesselman M., Krieger J., Joseph W.A. 7th Ed. Boston, MA, 2014. P. 529.
Ibidem.
Ibidem.
Ibidem.
Kalu K.N. State Power, Autarchy, and Political Conquest in Nigerian Federalism. Lanham-Plymouth, 2008. P. 161.
Ibid. P. 161–162.
«Помимо религиозного фактора в Нигерии, как и в Судане, идет настоящая война между племенами за землю, воду и пастбища. И точно так же кочевники-скотоводы нападают на селения оседлых земледельцев, стремясь согнать их с земли. Впрочем, и тут не обойти религиозный вопрос: кочевники – мусульмане, а крестьяне, как правило, христиане. Так, 28 сентября в штате Кадуне, где число нападений на христиан значительно выросло еще в прошлом году, скотоводы из мусульманского племени фулани вторглись в деревню Занганг (район Каура), большинство населения которой составляют христиане, и зарезали 15 христиан, а также сожгли и разграбили ряд домов. Это было уже третье подобное нападение в нынешнем году. Несколько сотен жителей деревни уже бежали в более спокойные места. В январе 2010 года в штате Плато во время столкновений между скотоводами фулани и оседлыми земледельцами из христианских деревень погибли не менее 460 человек» (Мясников В. Нигерия: гражданская война низкой интенсивности // Независимое военное обозрение. 18.10.2013 00:01:00).
Suberu R. The Sharia Challenge: Revisiting the Travails of the Secular State // Encountering the Nigerian State / Ed. by Wale Adebanwi and Ebenezer Obadare. N.Y., 2010. P. 231.
Larémont R.R. Islamic Law, Muslim-Christian Relations, and the Transition to Democracy in Nigeria’s Fourth Republic // Journal of the Middle East and Africa. 2010. No. 1. P. 28.
Weimann G.J. Judicial Practice in Islamic Criminal Law in Nigeria – a Tentative Overview // Islamic Law and Society. Vol. 14. 2007. No. 2. P. 241.
Sodiq Y. Can Muslims and Christians Live Together Peacefully in Nigeria? // The Muslim World. Vol. 99. Oct. 2009. P. 665.
См.: Ibidem.
Ibidem.
Имеется в виду смертный приговор за убийство, вынесенный в 1948 году по шариатскому праву, имеющему свою специфику в части учета свидетельств и смягчающих обстоятельств, но сомнительный по светскому закону, по которому подсудимый скорее всего был бы признан виновным лишь в непредумышленном убийстве. Апелляционный суд Западной Африки решил тогда, что не может быть двойного законодательства и сильно различающихся наказаний за одно и то же деяние. Политический кризис в связи с этим делом затянулся чуть ли не до конца 1950-х годов. Националисты Севера выступали в защиту шариата, в то время как апелляционный суд выступил за равенство лиц перед законом. Итоговый компромисс состоял в создании в 1956 году Мусульманского апелляционного суда, который, в свою очередь, разрешил подавать апелляции на его решения в Высший суд Нигерии, связав таким образом посредством института апелляции две правовые системы (см.: Muslim Family Law in Sub-Saharan Africa: Colonial Legacies and Post-colonial Challenges. Ed. by Shamil Jeppie, Ebrahim Moosa and Richard L. Roberts. Amsterdam, 2010. P. 42–43). – А.Э.
Weimann G.J. Islamic Law and Muslim Governance in Northern Nigeria: Crimes against Life, Limb and Property in Sharī‛a Judicial Practice // Islamic Law and Society. Vol. 17. 2010. P. 418–419.
Ibid. P. 419.
Weimann G.J. Islamic Criminal Law in Northern Nigeria: Politics, Religion, Judicial Practice. Amsterdam, 2010. P. 13.
Ibid. P. 17.
Процентов населения в Нигерии получится куда более ста, если к этим 84,5% (живущим на 2 долл. США в день) прибавить две трети населения, живущие, по информации агентства Lenta.ru (12 января 2012 г., 22.19), на 1,25 долл. США в день, а затем приплюсовать имеющиеся в мировой статистике и публицистике многообразнейшие процентные данные по живущим всего на 1 долл.. США в день. Но, несмотря на колебания цифр от источника к источнику, экономическое положение основной массы населения Нигерии можно со всей определенностью признать бедственным.
Цифры, приводимые в литературе, различаются не только по годам (в связи прежде всего с динамикой цен на нефть), но и в зависимости от источника статистической информации. «Проблема стала настолько серьезной, что побороть ее невозможно: воры ежедневно крадут 300000 баррелей нигерийской сырой нефти, и кражи ежегодно обходятся стране приблизительно в 3,5 млрд долл. США недополученных доходов» (Igbinovia P.E. Oil Theft and Pipeline Vandalization in Nigeria. Ibadan, 2014. P. 178). «В дополнение к обычной проблеме нефтяных разливов нефтяному сектору в настоящее время приходится сталкиваться с диверсиями и кражами, совершаемыми группами боевиков. Местные боевики поднаторели в бункеровке, в прямом и несанкционированном заборе нефти из трубопроводов. Технический комитет по Дельте Нигера оценил потери в 700000 баррелей в месяц, или в 17 млрд долл. США только за 2006 год» (LeVan A.C. Dictators and Democracy in African Development: The Political Economy of Good Governance in Nigeria. N.Y., 2015. P. 228).
Igali G.B. Perspectives on Nation-State Formation in Contemporary Africa. Bloomington, 2014. P. 273.
Akinola A. Party Coalitions in Nigeria: History, Trends and Prospects. Ibadan, 2014. P. 134.
Это – та самая проблема, по поводу которой мы выше цитировали К.Дандеса. Но не будем забывать, что ровно через два месяца после этого выступления И.Экверемаду М.Н.Рибаду на праймериз в Адамаве получил только что не сто один процент голосов…
Chiedozie I. Party leaders’ excesses ruining Nigerian political parties – Ekweremadu // The Punch (Nigeria). 2014. October, 8.
Ibidem.
Ibidem. Более многоплановой, но при этом ничуть не более оптимистичной, является оценка деятельности политических партий в Нигерии, сформулированная в работе: Agbaje A. Whose Catalyst? Party Politics and Democracy in the Fourth Republic: From Theory to Denial // Governance and Politics in Post-Military Nigeria: Changes and Challenges / Ed. by Said Adejumobi. P. 61–88.
Tar U. The Politics of Neoliberal Democracy in Africa: State and Civil Society in Nigeria. L. N.Y., 2009. P. 109.
См.: Adejumobi S. Introduction: State, Economy, and Society in a Neo-Liberal Regime // State, Economy, and Society in Post-Military Nigeria / Ed. by Said Adejumobi. N.Y., 2011. P. 1–19.
Adejumobi S. Introduction: State, Economy, and Society in a Neo-Liberal Regime… P. 14.
Ibidem.
Ibidem.
Akinola O. Federalist Deliberative Democracy in Nigeria: Challenges and Prospects // Democratic Deliberation in Deeply Divided Societies: From Conflict to Common Ground / Ed. by Juan E. Ugarriza and Didier Caluwaerts. N.Y., 2014. P. 117–118.
Ibrahim J. Prospects for credible elections in Nigeria // News from Nordic Africa Institute. January 2007. No. 1. P. 10.
Ibid. P. 13.
Jonckers D. Associations islamiques et enjeux démocratiques au Mali. D’affirmation identitaire à la contestation de l’État et des institutions internationales // La question du pouvoir en Afrique du Nord et de l’Ouest. Affirmations identitaires et enjeux de pouvoir. Sous la dir. de Sophie Caratini. (Collection L’Ouest Saharien; Hors série nº9-2, 2009). Vol. 2. Paris, 2009. P. 104.
Kabeya Makweta N. John Rawls: Réciprocité, justice sociale et solidarité: L’exigence d’un nouveau contrat social en Afrique. (Publications Universitaires Européenne. Série XX. Philosophie. Vol. 752). Bern [et al.], 2013. P. 232.
Ibidem.
Adejumobi S. Chapter 1. Democracy and Governance in Nigeria: Between Consolidation and Reversal // Governance and Politics in Post-Military Nigeria: Changes and Challenges / Ed. by Said Adejumobi. P. 4.
«Когда в рамках исполнительной ветви руководители концентрируют и консолидируют власть, подчиняют другие ветви управления и увековечивают безнаказанность, демократическое управление не может ни функционировать, ни процветать. То, что имеет место, это – персонализированное политическое господство и гражданский авторитаризм, которые отрицают логику разделения властей и институциональную автономию, представляющие собой краеугольный камень демократического правления» (Ibidem).
«Демократия – режим прав. Когда права людей, групп и граждан систематически нарушаются, демократизация оказывается либо подорванной, либо существенно ослабленной» (Ibidem).
«Повседневность политической жизни, этот важнейший фактор демократической консолидации, подразумевает, что правила, процедуры и процессы кодифицированы, хорошо известны и предсказуемы в своей применимости. Когда этого нет, «закон джунглей» применяется всюду, где отсутствуют установленные стандарты, и демократия оказывается под угрозой» (Ibidem).
«В то время как демократия основана на конкурентной политике, ее сила, ее прочность и доверие к ней покоятся на политическом доверии и сотрудничестве между ключевыми участниками политического процесса. Все сознают, что «правила игры» будут уважать все, что итоги выборов будут заслуживать доверия и что ради политических целей или преимуществ никакими партиями или индивидами не будут использоваться антидемократические средства. Однако в размывающейся или деконсолидирующей демократии, как правило, низок уровень доверия и сотрудничества между политическими деятелями, а те, кому власть не досталась, постоянно опасаются того, что инструменты государства будут применены против них и что им будут навязаны несправедливые правила политической деятельности» (Ibidem).
«Демократия по самой природе своей есть система ответственности – вертикальной политической ответственности между руководителями и руководителями и горизонтальной институциональной ответственности между различными органами и учреждениями государства, система противовесов, рассчитанная на то, чтобы пресекать произвол учреждений и коррупцию. Когда демократизация размывается, тогда и вертикальная, и горизонтальная ответственность либо слаба, либо практически отсутствует» (Ibid. P. 5).
«Выборы суть основание демократического управления. В то время как выборы – еще не демократия, демократия невозможна или неосуществима без выборов. Там и тогда, где и когда выборы несовершенны, демократия оказывается в опасности» (Ibidem).
См.: Ibid. P. 6.
Ritter D.P. The Iron Cage of Liberalism: International Politics and Unarmed Revolutions in the Middle East and North Africa. Oxford, 2015. P. 62–63.
Ibid. P. 63.
Ibid. P. 18–19, 63.
Obi C. Chapter Four. Beyond Electoral Democracy: An Anatomy of Ethnic Minority Insurgency in Nigeria’s Oil Niger Delta // State, Economy, and Society in Post Military Nigeria / Ed. by Said Adejumobi. N.Y., 2011. P. 90.
Adejumobi, S. 2000. Elections in Africa: A Fading Shadow of Democracy? // International Political Science Review. Vol. 21. No. 1. P. 59–73. – Прим. С.Оби.
Obi C. Chapter Four. Beyond Electoral Democracy: An Anatomy of Ethnic Minority Insurgency in Nigeria’s Oil Niger Delta… P. 91.
Ibid. P. 93.
Adejumobi, S. 2000. Elections in Africa: A Fading Shadow of Democracy? … P. 61. – Прим. С.Оби.
Ibidem. – Прим. С.Оби.
Obi C. Chapter Four. Beyond Electoral Democracy: An Anatomy of Ethnic Minority Insurgency in Nigeria’s Oil Niger Delta… P. 91.

«Волна демократизации» и электоральные процессы в Тропической Африке

Автор:

Денисова Т.С.

Аннотация:

«Волна демократизации», охватившая Африку в 1990–2000-е гг., побудила отечественных и зарубежных политологов, долгие годы изучавших эволюцию авторитарных режимов в их африканском контексте и неожиданно оказавшихся перед совершенно новой реальностью – многовекторными политическими изменениями, произошедшими в большинстве стран континента, обратиться к объяснению их предпосылок и выявлению сути. Среди главных направлений «демократизации» указывается проведение в ряде государств парламентских и президентских выборов. Однако возникают вопросы: демократизация ли это? Действительно ли в Африке устанавливаются режимы, осуществляющие «власть народа»? Ведь реальная демократия предполагает не только сам факт проведения парламентских и президентских выборов, но и наказание за фальсификацию результатов и наличие сдержек и противовесов, ограничивающих власть избранного руководителя: он, по крайней мере, не должен преследовать проигравших соперников.

Ключевые слова:

Африка, политическое лидерство, электоральные процессы, демократия, авторитаризм, диктатура, режим личного управления

Источники:

Collier P. Wars, Guns, and Votes. N.Y., 2009. P. 15.
Современная Африка: метаморфозы политической власти. М., 2009.
Африка: власть и политика. М., 2004. С. 148.
Немченко В. Выборы в Гане – полезный опыт для Африки // Азия и Африка сегодня. 2005. № 6. С. 47–48.
Нигерия. Справочно-монографическое издание. М., 2013. С. 105.
Замбия. Справочно-монографическое издание. М., 2013. С. 118.
Collier P. Wars, Guns, and Votes… P. 18.
Денисова Т.С. От Майтацине до Боко Харам // Восток. 2014. № 4.
Громова Н.В. Вклад Дж. Ньерере в формирование языковой политики Танзании // Джулиус Камбараге Ньерере – первый президент свободной Танзании. Материалы научно-политической конференции. М., 2010. С. 49–54.
Шленская С.М. Танзания. Справочно-монографическое издание. М., 2014. С. 53.
Financial Times. December 31, 2007.
Reynolds A. Elections, Electoral Systems, and Conflict in Africa // Brown Journal of World Affairs. 2009. Vol. XVI. Issue I. P. 75.
Huband M. The Liberian Civil War. L., 1998. P. 47–51.
Collier P. Wars, Guns, and Votes… P. 29.
Ibidem.
Orji N. Responses to Election Outcomes: The Aftermath of 2007 Elections in Nigeria and Kenya // African and Asian Studies. 2010. № 9. P. 449.
Ibid. P. 435.
Ibid. P. 433.
Садовская Л.М. Придет ли мир в Кот-д’Ивуар? // Азия и Африка сегодня. 2012. № 6. C. 31–37; № 7. C. 49–53.
http://www.newsru.com/world/22aug2006/kabila.html
http://rusemp.ru/index.php/kenia3/3888-keniya-vybory-2007.html
Orji N. Responses to Election Outcomes… P. 455.
Гевелинг Л.В. Клептократия. Социально-политическое измерение коррупции и негативной экономики. Борьба африканского государства с деструктивными формами организации власти. М., 2001.
Нигерия… C. 110.

Южный Судан: межэтнические противоречия – лишь один из факторов борьбы за власть

Автор:

Кочанова Т.В.

Аннотация:

Четыре года назад на карте мира появилась признанная мировым сообществом Республика Южный Судан. Срок в геополитических масштабах небольшой, но уже сегодня можно говорить о провале демократических преобразований в регионе, поскольку сложившаяся ситуация приближается к понятию гуманитарной катастрофы. Исследуя природу нынешнего вооруженного конфликта в Южном Судане, автор обращается к истокам зарождавшейся независимой республики, уделяя внимание как личностным характеристикам южносуданских политических лидеров, так и влиянию на ситуацию их внешних и внутренних союзников, не исключая при этом и межэтническую составляющую.

Ключевые слова:

Южный Судан, независимость, конфликт, борьба за власть, выборы, межэтнические противоречия

Источники:

РИА Новости. http://ria.ru/world/20150317/1053009782.html#ixzz3WEQY621E
Страны мира 2015. М., Справочное издание Информационного агентства России ТАСС. С. 205.
Amnesty International. Доклад 2014/2015 по правам человека в современном мире. С. 28.
Страны мира 2015… С. 205.
Доклад по правам человека 2014/2015. C. 28.
Центр новостей ООН. 3.03.2015. http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23293#.VUI CN_Bn6t8
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1309337&tid=91954
Центр новостей ООН. 25.03.2015. http://www.un.org/russian/news/focus.asp?focusID=10
Резолюции СБ ООН. Документы. http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/405/85/PDF/ N114 0585.pdf?OpenElementо
КНР посылает 800 миротворцев в Южный Судан для защиты нефтяных месторождений и своих граждан. http://www.newsru.com/world/27feb2015/chinabluehelmets.html
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://ru.wikipedia.org/wiki
Громыко Ан.А. Метаморфозы нашего времени. Избранное. М.: Изд-во «Весь мир», 2012. С. 51. (Gromyko An.A. 2012. Metamorfozy nashego vremeni. M.) (in Russian)
Индекс восприятия коррупции. Transparency International Corruption Perception Index 2014. http://www.transparency.org/cpi2014/results
Индекс восприятия коррупции. Transparency International Corruption Perception Index 2013. http://www.transparency.org/cpi2013/results
http://newsru.co.il/israel/20dec2011/kiir8009.html
Доклад по правам человека 2014/2015. C. 31.
http://www.prime-tass.ru/21-11-11/
Мезенцев С.В. Южный Судан: независимость, что дальше? // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. С. 45. (Mezentsev S.V. 2012. South Soudan: nezavisimost, chto dalshe? // Azia i Afrika segodnya. № 8) (in Russian)
http://www.gurtong.net/ECM/Editorial/rabid/124/cal/ArticleView/mid/519/articleId/12879/China-In-Talks-To-Offer-2-Billion-Loan-To-South-Sudan.aspx
Мезенцев С.В. Указ. соч. С. 46.
Абрамова И., Фитуни Л. Цена «голубого золота» //Азия и Африка сегодня. 2008. № 12. С. 7–12.
Устинов Е.И. Разделяют, желая властвовать // Азия и Африка. 2013. № 6. C. 49. (Ustinov E.I. Razdellyayut, zhelaya vlastvovat // Azia i Afrika segodnya. 2013. № 6) (in Russian)
Костелянец С.В. Дарфур: история конфликта. М., ИАфр, 2014. C. 296. (Kostelyanyets S.V. 2014. Darfur: istoria konflikta. M.) (in Russian)

Агрессивные негосударственные акторы – новая угроза развитию Африки

Автор:

Фитуни Л.Л.

Аннотация:

В статье на примере африканского региона и, исходя из складывающихся здесь реальностей, исследуется роль агрессивных негосударственных акторов (АНГА) международных отношений в международной политике и стратегическом балансе сил. Упор делается на углубленное и детализированное теоретическое осмысление меняющейся роли государственных и негосударственных акторов как участников международных отношений, значения национального интереса и силы, а в более широком плане – сути происходящего на мировой арене. В статье также освещаются аспекты деятельности конкретных АНГА, оперирующих в ареале большой «исламской Африки», включающем Северную Африку, зону Сахеля и Африканский Рог.

Ключевые слова:

агрессивные негосударственные акторы (АНГА), исламская Африка, экстремизм, международный терроризм, международная безопасность

Источники:

http://mid.ru/brp_4.nsf/0/B1DF970DDCBD6BA944257CE0004CA4A7
Абрамова И.О. Африканская миграция: опыт системного анализа. М.: Ин-т Африки РАН, 2009.
Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Агрессивные негосударственные участники геостратегического соперничества в «исламской Африке» //Азия и Африка сегодня. 2014. № 12 (689). С. 8–15.
http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1255644
Подробней см. статью Абрамовой И.О. Глобальные политические и экономические процессы в Африке в контексте реализации целей развития континента в XXI веке // Ученые записки Института Африки РАН. 2015. № 1 (32). С. 4–13.
http://ria.ru/spravka20130607/942178963.html#ixzz34kEstoLx

Глобальные политические и экономические процессы в Африке в контексте реализации целей развития континента в ХХI веке

Автор:

Абрамова И.О.

Аннотация:

Развитие мировой экономики в начале ХХI века ознаменовалось тектоническими подвижками в соотношении сил ведущих экономических центров силы. Отдельные страны, ранее относимые к Мировой периферии, стали обретать нехарактерную для них прежде экономическую мощь и геополитическое значение, в то время как традиционный Центр глобализированной экономики начал медленно утрачивать, по крайней мере, некоторые из рычагов управления мировым хозяйством, до сих пор безоговорочно находившихся в его распоряжении. К числу новых полюсов мирового развития относится и Африканский континент.

Ключевые слова:

Африка, цели развития, ресурсный потенциал, человеческий капитал, новая модель мирового экономического развития

Источники:

Abramova I., Fituni L. Competing for Africa’s Natural Resources // International Affairs: A Russian Journal of World Politics, Diplomacy and International Relations. 2009. Т. 55. № 3. С. 47–58.
Абрамова И.О. Африканская миграция: опыт системного анализа. М.: Ин-т Африки РАН, 2009.
Фитуни Л.Л. Африка: ресурсные войны XXI века. М.: Ин-т Африки РАН, 2012.