Масштабность экономического потенциала страны как фактор распределения инвестиций на примере малых островных государств Африки

Автор:

Сугаков Г.К.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-64-3-48-58

Аннотация:

Одним из актуальных вопросов развития российско-африканских экономических отношений становится выбор страновых приоритетов, в том числе для инвестиций. Целью статьи является выявление оснований для включения в этот список малых островных государств. По итогам корреляционного анализа делается вывод о том, что важную роль в распределении инвестиций во всех макрорегионах мира, кроме Европы, играет масштабность экономического потенциала (МЭП), понятие которой вводится в статье. Тем не менее, некоторые малые островные страны Африки, МЭП которых относительно невелика, могут быть рассмотрены в числе возможных страновых приоритетов, т.к. их отличает высокая интенсивность привлечения инвестиций и ряд других конкурентных преимуществ, связанных с экономикой Мирового океана.

Ключевые слова:

масштабность экономического потенциала, малые островные развивающиеся государства, Африка, прямые иностранные инвестиции, офшоры, российско-африканское сотрудничество, саммит Россия-Африка, экономика Мирового океана

Источники:

1. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual, 1980‒2021. UNCTAD. https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения 27.01.2023)
2. Agenda 2063: The Africa We Want (Popular Version). African Union. https://au.int/sites/default/ files/documents/36204-doc-agenda2063_popular_version_en.pdf (дата обращения 20.12.2022)
3. Investment. AfCFTA. https://au-afcfta.org/trade-areas/investment/ (дата обращения 20.12.2022)
4. Giroud A., Ivarsson I. World Investment Report 2020: International production beyond the pandemic. New York. United Nations. 2020, 247 с. ISBN 978-92-1-112985-4.
5. Mendez-Parra M. et al. AfCFTA investment negotiations: Notes on concepts (May 2020). ODI. https://set.odi.org/wp-content/uploads/2020/06/Investment-Training-Notes.pdf (дата обращения 20.12.2022)
6. Фитуни Л.Л. «Недогоняющее развитие» в Африке. Экономист о прогнозах, статистических манипуляциях, демографическом романтизме и омоложении элит. Ученые записки Института Африки РАН. 2019, № 3 (48), с. 5‒17. DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-5-17.
7. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Развивающиеся страны в новом уравнении посткризисного мироустройства. Мировая экономика и международные отношения. 2022, т. 66, №. 11, с. 5‒13. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-11-5-13.

Африканские стратегии: сопоставление подходов ключевых игроков на континенте на современном этапе

Автор:

Панин Н.А.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-64-3-29-47

Аннотация:

В статье рассматриваются подходы Китая, США и некоторых европейских стран, в том числе Германии и Франции, к развитию отношений со странами Африки. Анализ выполнен в сравнительном ключе и с учетом африканского блока, содержащегося в обновленной Концепции внешней политики России. Концепции предлагают разное видение как географического охвата стратегий по Африке, так и их смыслового наполнения. Кроме того, стратегии дают разную оценку фактору других внешних игроков, при оценках варьирующихся от прямого соперничества до готовности поддерживать сотрудничество по определенным вопросам. В каждом страновом случае выделены характерные черты, которые можно учитывать и практически, на африканском треке российской внешней политики, так и на концептуальном уровне, в рамках проработки полноценной стратегии России в Африке.

Ключевые слова:

Африка, стратегии, концепции, подходы, Россия, США, Китай, Европа, Германия, Франция

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201612010045 (дата обращения 31.05.2023)
2. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202303310007 (дата обращения 31.05.2023)
3. Россия и страны Африки хотят равноправного мира без навязывания западной парадигмы сознания. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. http://duma.gov.ru/news/56645/ (дата обращения 31.05.2023)
4. Fituni L.L. Designs of the Four: Comparing African Strategies of Russia, China, US, and EU against Backdrop of the (Re)Emerging Bipolarity. Advances in African Economic, Social and Political Development. 2021, с. 77‒94.
5. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Пути повышения эффективности африканской стратегии России в условиях кризиса существующего миропорядка. Вестник Российской академии наук. 2022, т. 92, № 9, с. 837‒848.
6. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Стратегия России на африканском направлении: что изменилось после саммита Россия-Африка 2019? Мировая экономика и международные отношения. 2021, т. 65, № 12, с. 68‒78.
7. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Новая стратегия России на африканском направлении. Вестник Российской академии наук. 2020, т. 90, № 11, с. 1067‒1076.

Социальная ответственность бизнеса как потенциал российско-африканских отношений. Опыт эмпирического исследования в странах Африканского континента

Автор:

Харитонова Е.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-64-3-14-28

Аннотация:

Имидж России, доверие к ее внешней и внутренней политике тесно связаны с имиджем ее бизнеса. От того, как ведется бизнес российскими компаниями в Африке, во многом зависит положительное или отрицательное восприятие африканцами России в целом. В статье представлено исследование социальных представлений жителей континента о социальной ответственности бизнеса, работающего в странах Африки. Проведен сравнительный анализ представлений «африканской стороны» и «российской стороны». Эмпирической базой исследования выступили массивы данных, собранных автором. Полученные результаты демонстрируют значительные различия в представлениях о социальной ответственности бизнеса у африканских и российских респондентов. В отдельных случаях получены диаметрально противоположные результаты. Данные свидетельствуют о том, что на уровне социальных представлений существует проблемная зона – потенциальная основа для недостаточного понимания или даже конфликта между российской и африканской стороной. Автор делает вывод, что представления о «правильных» моделях социальной ответственности бизнеса у африканцев связаны с их ценностной системой, с пониманием «социальной справедливости». Знание о предпочитаемых и отвергаемых моделях социальной ответственности бизнеса у африканских партнеров может быть конкурентным преимуществом в налаживания российско-африканских деловых отношений. Можно предположить, что информация о «проблемных зонах» позволит избежать ошибок в коммуникациях и «ловушек», связанных с незнанием, непониманием и неучетом социальных представлений африканских партнеров. Автор предполагает, что знание социальных представлений, потребностей, настроений, «запросов» африканской стороны является важным условием выстраивания эффективных деловых коммуникаций и может способствовать реализации потенциала российско-африканского партнерства.

Ключевые слова:

Африка южнее Сахары, социальные проблемы, социальная ответственность бизнеса, социальная справедливость, социальные представления, российско-африканские отношения

Источники:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс. 2005, 303 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., Аспект Пресс. 2002, 287 с.
3. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений. Социологический журнал. 2011, № 3.
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение (пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана) М., Канон. 1995, 349 с.
5. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия. Психологический журнал. 2001, т. 22, № 6.
6. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Social representations (еd. by R.M. Farr, S. Moscovici) Cambridge, Cambridge University Press. 1984.
7. Sotirakopoulou K.P., Breakwell G.M. The use of different methodological approaches in the study of social representations. Ongoing production on social representations. 1992, № 1.

Роль «африканских» саммитов лета 2023 г. в построении нового миропорядка

Автор:

Фитуни Л.Л.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-64-3-5-13

Аннотация:

Статья посвящена итогам Второго саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка, проходившего 27‒28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге, и его связи и влиянию на ход и решения XV саммита БРИКС, который прошел 22‒24 августа в Йоханнесбурге (ЮАР). В центре внимания автора анализ дискуссий по трем не вполне ожидаемым и практически не затрагиваемым в научных публикациях инновационным сферам российско-африканского взаимодействия: сотрудничество и обмен опытом России со странами Африки в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; борьба с антиконкурентными практиками, пресечение антиконкурентной деятельности трансграничных картелей; внешний аудит как поле сотрудничества.

Ключевые слова:

Второй саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка; XV Саммит БРИКС, финансовая безопасность, антиконкурентные практики, внешний аудит

Источники:

1. В саммите БРИКС приняли участие 55 африканских стран. 55 African countries participated in BRICS summit. https://ria.ru/20230824/ briks-1892059679.html (дата обращения 28.08.2023)
2. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Johns Hopkins School of Advanced International Studies (SAIS) “The Power and Purpose of American Diplomacy in a New Era”. SPEECH. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-johns-hopkins-school-of-advanced-international-studies-sais-the-power-and-purpose-of-american-diplomacy-in-a-new-era/ (дата обращения 19.09.2023)
3. Фитуни Л.Л. Российско-африканское сотрудничество в научно-технической сфере: стратегический и операционный подходы. Азия и Африка сегодня. 2021, № 5, с. 33‒43.
4. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости. Мировая экономика и международные отношения. 2018, т. 62, № 12, с. 5‒14.
5. Фитуни Л.Л. Переустройство миропорядка: БРИКС и Африка в эпоху перемен, или «многоядерность» против «полицентричности». Ученые записки Института Африки РАН. 2022. № 4 (61). С. 17–27.
6. Владимир Путин принял участие в пленарных сессиях второго саммита Россия – Африка. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71826 (дата обращения 29.08. 2023)
7. Африка: неоплаченный долг колонизаторов. Отв. ред. И.О. Абрамова. М., ИАфр РАН, 2023. 122 с.

Выпуск № 3 (64), 2023

Россия - Африка

Международные отношения

Экономика

Политология

История

Социальная антропология

Человеческий капитал

Научная жизнь

Жизнь, посвященная Африке

Автор:

Крючков Ю.Д.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-156-161

Аннотация:

В 2023 г. старейшему африканисту Р.Н. Исмагиловой исполнилось 95 лет. Из них 73 г. она посвятила изучению многообразных процессов, происходящих на Африканском континенте. За это время ею подготовлен существенный массив фундаментальных работ по отдельным странам Африки и общерегиональным проблемам. Социальный антрополог доктор наук, профессор Р.Н. Исмагилова занимается анализом этнических проблем, а также традиционных политических и социо-культурных институтов и их роли в современном обществе, в частности, в разрешении конфликтов.

Ключевые слова:

Р.Н. Исмагилова, африканистика, социальная антропология, конфликтология

Связи Китая с африканскими политическими партиями

Автор:

Дейч Т.Л.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-146-155

Аннотация:

Статья посвящена такому важному инструменту китайской политики в Африке, как «мягкая сила». Исследование проблемы показывает, что Пекин активно использует данный инструмент в интересах укрепления своего влияния в странах континента. Одной из его составляющих является развитие связей между Коммунистической партией Китая (КПК) и политическими партиями стран Африки. На 2022 г. КПК установила отношения с более, чем 600 политическими партиями и организациями в свыше, чем 160 странах и территориях мира. Китай особенно активен в Азии и Африке. Так, в Африке, по данным Белой книги, изданной китайским правительством к 8-му Форуму китайско-африканского сотрудничества в Дакаре в ноябре 2021 г., он установил связи с 110 политическими партиями и организациями 51 страны.

Ключевые слова:

Китай, Африка, Китайская коммунистическая партия (КПК – CCP), межпартийные связи, визиты, семинары.

Источники:

1. Badmus, Deji. 2017. South Sudan hails CPC as an extraordinary political party. GGTN Africa. October 20. (accessed 27.09. 2021)
2. CPC to Hold High-Level Dialogues with World Political Parties. Asia&Pacific. 25.05.2018 (accessed 05.05.2020)
3. Eisenman, Joshua. 2018. Comrades-in-arms: the Chinese Communist Party’s relations with African political organizations in the Mao era, 1949–76. http://www.tandfonline.com/action/journal Information?journalCode=fcwh20.
4. Cold War History 18(4):1-17. ISSN: 1468-2745 (Print) 1743-7962 (Online) Journal homepage: http://www.tandfonline.com/loi/fcwh20 Published online: 20 March 2018.
5. Frey Adrian. 2018. CPC to discuss development with 40 African political parties in Dar es Salaam. Club of Mozambique. (accessed 15.06.2020)
6. Gao, Charlotte. 2017. For the First Time Chinese Communist Party to Hold a World Political Parties Dialogue. The Diplomat.
7. Nadegu, Rolland (ed). 2022. Political Front Lines. China’s pursuit of Influence in Africa. The National Bureau of Asian Research. NBR Special Report №100. Cabestan Centre of Scientific Research and Research Professor at Hong Kong Baptist University.

Администрация Б. Обамы и «братья-мусульмане» в Египте (2010–2016 гг.): союзник или проблема?

Автор:

Аты М.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-132-146

Аннотация:

«Братья-мусульмане» всегда отличались большой противоречивостью. Со времени создания этой организации в конце 1920-х гг. они были в центре самых важных потрясений и сражений в Египте. Как панисламистское религиозное и социальное движение, они провозгласили лозунг: «Ислам – это решение». В начале так называемой «арабской весны» движение в гораздо бόльшей ступени, чем любая другая политическая сила, было готово идти на выборы и достичь победы электоральным путем. Этому способствовала долгая история благотворительности и оказания социальных услуг «Братьями-мусульманами», а также хорошо организованные проповедники, глубоко укорененные в египетском обществе. Движению было недостаточно яркой победы на выборах 2011 г. в органы законодательной власти. Поддерживаемый исламистскими союзниками и большей частью молодежи, участвовавшей в «революции», Мухаммед Мурси принял участие в президентских выборах 2012 г. и выиграл их. Год спустя он был свергнут в результате «второго восстания» на улицах Каира и многих других египетских городов. Очередное подавление «Братьев-мусульман» стало неизбежным, и движение вернулось к подпольной деятельности.

Соединенные Штаты, возглавляемые в тот период президентом Б. Обамой, не могли дистанцироваться от происходивших в Египте событий. Вначале американская администрация была разделена по вопросу народных восстаний во всем регионе и в Египте, в частности. В Египте администрация Б. Обамы поддерживала М. Мурси во время его пребывания на посту президента, несмотря на то, что возглавляемое им движение было известно своим традиционным противостоянием интересам Запада в регионе. Многие египетские политики полагали, что в кабинете существовал компромисс, и чиновники, связанные с «Братьями-мусульманами», влияли на процесс принятия решений. Когда пришло время, правительство США положилось на армию, которая является единственным гарантом соблюдения мирного договора с Израилем.

Цель данной статьи – дать представление о размытости позиции США до и в период, когда армия захватила власть. В ней объясняются их основные интересы, из-за которых вопрос демократии не стал приоритетным и произошло избавление от «Братьев-мусульман».

Ключевые слова:

Арабская весна, Египет, «Братья-мусульмане», администрация Б. Обамы

Источники:

1. Al-Anani, Khalil (2015). “The Rise and Fall of Egypt’s Muslim Brotherhood.” Middle East Journal, Autumn 2015, Vol. 69, No. 4 (Autumn 2015), pp. 527‒543.
2. Aly, Abd al-Monein Said and Manfred W. Wenner (1982). “Modern Islamic Reform Movements: The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt.” Middle East Journal, Vol. 36, No. 3 (Summer 1982), pp. 336‒361.
3. AlNajjar, Abeer (2016). “Framing Political Islam: Media Tropes and Power Struggles in Revolutionary Egypt.” Bullets and Bulletins: Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Mohamed Zayani (ed.), Suzi Mirgani (ed.) July 2016, pp. 145‒146. https://dspace. aus.edu: 8443/xmlui/bitstream/handle/11073/8771/AlNajjar%20chapter%20Bullets%20and%20Bulletins.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 23.05. 2022)
4. Aty, Mourad (2022). “Security and Sustainable Development in Africa: What Role for AFRICOM in the Continent.” Africana Studia, Issue 38, pp. 69‒85.
5. Awad, Marwa and Lin Noueihed (2012). “Islamists secure top spot in new Egypt parliament.” Reuters, 21 Jan 2012, https://www.reuters.com/article/us-egypt-elections-results-idUSTRE80K0H22012 0121 (accessed 03.03.2022)
6. Baker, Raymond William (1991). “Afraid for Islam: Egypt’s Muslim Centrists between Pharaohs and Fundamentalists.” Daedalus, MIT Press on behalf of Press American Academy of Arts & Sciences, Vol. 120, No. 3, Religion and Politics (Summer 1991), pp. 41‒68.
7. Beaumont, Peter, et al. (2012). “Gaza ceasefire announced in Cairo.” The Guardian, 21 Nov 2012, https://theguardian.com/world/2012/nov/21/gaza-ceasefire-announced-cairo (accessed 15.03. 2022)

Сахарская Арабская Демократическая Республика: искусство сопротивления или как создать страну в условиях оккупации

Авторы:

Лоуренсо И., Тейшейра Дж.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-117-131

Аннотация:

Фронт ПОЛИСАРИО, освободительное движение, направленное на достижение свободы тогдашней Западной Сахары, был создан в 1973 г. В 1976 г., год спустя после вторжения в Западную Сахару Марокко и Мавритании, ПОЛИСАРИО провозгласил именем сахарского народа создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). С 1963 г. Западная Сахара находится в составленном ООН списке несамоуправляющихся территорий на основе Главы XI Устава ООН. 47 лет спустя борьба за будущее Западной Сахары все еще продолжается. Несмотря на все правовые решения, отрицающие притязания Марокко, эта страна по-прежнему господствует в Западной Сахаре и объявляет ее частью своей национальной территории. В то же время Фронт ПОЛИСАРИО продолжает борьбу, основываясь на международных юридических нормах и законном праве на самоопределение. Марокко прибегает к смешанной тактике, используя военную силу, пропаганду, дезинформацию, клевету, аресты, нарушение прав человека и геополитические альянсы. В 1991 г. под патронажем ООН и Африканского союза было заключено соглашение о проведении референдума о будущем Западной Сахары как суверенного государства или части Королевства Марокко, но этот референдум так никогда и не был проведен. Была учреждена Миссия ООН по организации референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Однако Марокко бойкотировало референдум, тем самым не соблюдя условия соглашения. Между 1991 и 2020 гг. действовало соглашение о прекращении огня. В ноябре 2020 г. атака марокканских военных на западносахарских гражданских лиц, мирно протестовавших против очередного нарушения Военного соглашения № 1, подтолкнула Фронт ПОЛИСАРИО к заявлению об аннулировании соглашения о прекращении огня и возобновить военные действия.

В данной статье авторы постарались прояснить, что такое Сахарская Арабская Демократическая Республика и Фронт ПОЛИСАРИО. Для этого они изучили Конституцию САДР и то, как воплощение идей и идеалов Конституции политическими акторами отражается на Фронте ПОЛИСАРИО. Анализ показал, что страна готова и в состоянии создать действенную структуру современного демократического государства с необходимыми подготовленными человеческими ресурсами.

Ключевые слова:

Западная Сахара, ПОЛИСАРИО, САДР, война, свобода, Марокко, современное демократическое государство, конституция САДР

Источники:

1. African Commission on Human and Peoples’ Rights. (2003). SADR: Initial Report and Periodic Reports 1 to 6, 1988‒2002. (SADR, Ed.) Retrieved January 30, 2023, from African Commission on Human and Peoples’ Rights. https://www.achpr.org/states/statereport?id=53
2. Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo. (2022). Humanitarian Strategy, 2020–2021. Sahrawi Refugee Population. Retrieved from https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Acci%C3%B3n%20Humanitaria/Estrategia-Humanitaria-2020-2021-Refugiados-Saharauis-ENG_final.pdf#search=%20109%2D21%2D002%2D3
3. Barata, M. (2012, Março). Identidade, Autodeterminação e Relações Internacionais: O Caso Do Saara Ocidental. 248. Coimbra: Faculdade de Economia da Universidade de Coimbra.
4. Bhatia, M. (2001). Interview with Brahim Bedileh, commander, 2nd military region (tifariti), POLISARIO front. Review of African Political Economy, 28(88), 298-301. doi:10.1080/030562 40108704537
5. CEAUP. (2021). Western Sahara War Archive. Retrieved from About WSWA: https://westernsahara-wa.com/about-wswa/
6. Cordsman, A.H. (2002). 2 Morocco. In A Tragedy of Arms: Military and Security Developments in the Maghreb (pp. 55‒106). Praeger Publishers.
7. de Orellana, P. (2015). Struggles over identity in diplomacy: ‘Commie terrorists’ contra ‘imperialists’ in Western Sahara. International Relations, 29(4), 477–499. doi:10.1177/0047117815571620

Подход к пониманию своеобразия протестных движений в Африке на основе анализа случаев политического урегулирования. Пример движения Fixthecountry в Гане

Автор:

Архин Дж.Э.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-63-2-101-116

Аннотация:

Чем объясняется, что протестные движения отказываются от поддержки оппозиционных партий, несмотря на сходство их требований? Ответы на этот вопрос составляют содержание данной статьи. В последние годы протестные движения доминировали в политическом пространстве нескольких стран субсахарской Африки, и многие из них отрицали свою связь с партиями. В статье утверждается, что характер стратегий, принятых протестными движениями в отношении политических партий, зависит от характера политического урегулирования в стране. Примером автору служит протестное движение FixTheCountry в Гане.

На основе дискурс-анализа речей и заявлений для прессы, пятнадцати интервью, взятых в Гане, а также научной литературы в статье делается вывод о том, что протестные движения инструментализируют состязательный характер политического урегулирования в стране, чтобы получить народную поддержку. С учетом того, что только две политические партии доминируют на ганской политической арене, протестное движение представляет себя как непартийное, и эта стратегия преследует цели, во-первых, выразить недоверие обеим партиям и, во-вторых, привлечь внимание беспартийных граждан и недовольных сторонников обеих партий. В статье показывается, что характер политического урегулирования в стране является ключевым фактором для определения характера отношений между протестными движениями и политическими партиями, как правящими, так и оппозиционными. Содержащиеся в статье выводы вносят вклад в понимание того, как современные африканские протестные движения продолжают формировать и изменять свои отношения с политическими партиями и актуальность политической структуры страны в этом процессе.

Ключевые слова:

политические партии, протестные движения, политическое урегулирование, Гана, FixTheCountry

Источники:

1. Abdulai, A.G. (2017). The political economy of regional inequality in Ghana: Do political settlements matter?. The European Journal of Development Research, 29(1), 213‒229.
2. Anebo, K.G.F. (1997). Voting pattern and electoral alliances in Ghana’s 1996 elections. African e-Journal Project 2(2): 38‒52.
3. Armah-Attoh, D. & Robertson, A. (2014). The practice of democracy in Ghana: Beyond the formal framework. Afrobarometer Briefing Paper No. 137.
4. Asante, E.P. (2016). Pathway (s) to Inclusive Development in Ghana: Oil, Subnational-National Power Relations and Ideas. The University of Manchester (United Kingdom).
5. Asem, F., Busse, M., Osei, R., & Silberberger, M. (2013). Private sector development and governance in Ghana. The International Growth Centre Working Paper.
6. Austin, G. (1996). Mode of production or mode of cultivation: Explaining the failure of European cocoa planters in competition with African farmers in colonial Ghana. In Cocoa Pioneer Fronts Since 1800 (pp. 154‒175). Palgrave Macmillan, London.
7. Behuria, P., Buur, L., & Gray, H. (2017). Studying political settlements in Africa. African Affairs, 116(464), 508‒525.