Одним из актуальных вопросов развития российско-африканских экономических отношений становится выбор страновых приоритетов, в том числе для инвестиций. Целью статьи является выявление оснований для включения в этот список малых островных государств. По итогам корреляционного анализа делается вывод о том, что важную роль в распределении инвестиций во всех макрорегионах мира, кроме Европы, играет масштабность экономического потенциала (МЭП), понятие которой вводится в статье. Тем не менее, некоторые малые островные страны Африки, МЭП которых относительно невелика, могут быть рассмотрены в числе возможных страновых приоритетов, т.к. их отличает высокая интенсивность привлечения инвестиций и ряд других конкурентных преимуществ, связанных с экономикой Мирового океана.
Ключевые слова:
масштабность экономического потенциала, малые островные развивающиеся государства, Африка, прямые иностранные инвестиции, офшоры, российско-африканское сотрудничество, саммит Россия-Африка, экономика Мирового океана
Источники:
1. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual, 1980‒2021. UNCTAD. https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения 27.01.2023)
2. Agenda 2063: The Africa We Want (Popular Version). African Union. https://au.int/sites/default/ files/documents/36204-doc-agenda2063_popular_version_en.pdf (дата обращения 20.12.2022)
3. Investment. AfCFTA. https://au-afcfta.org/trade-areas/investment/ (дата обращения 20.12.2022)
4. Giroud A., Ivarsson I. World Investment Report 2020: International production beyond the pandemic. New York. United Nations. 2020, 247 с. ISBN 978-92-1-112985-4.
5. Mendez-Parra M. et al. AfCFTA investment negotiations: Notes on concepts (May 2020). ODI. https://set.odi.org/wp-content/uploads/2020/06/Investment-Training-Notes.pdf (дата обращения 20.12.2022)
6. Фитуни Л.Л. «Недогоняющее развитие» в Африке. Экономист о прогнозах, статистических манипуляциях, демографическом романтизме и омоложении элит. Ученые записки Института Африки РАН. 2019, № 3 (48), с. 5‒17. DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-5-17.
7. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Развивающиеся страны в новом уравнении посткризисного мироустройства. Мировая экономика и международные отношения. 2022, т. 66, №. 11, с. 5‒13. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-11-5-13.
8. Трейвиш А.И. Что такое государства-гиганты и как с ними «бороться»? Страны-гиганты: проблемы территориальной стабильности. М., МГИМО ‒ Университет, 2010, с. 24‒50. ISBN 978-5-9228-0672-5.
9. GDP, current prices. International Monetary Fund. https://www.imf.org/external/datamapper/ PPPGDP@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD?year=2019 (дата обращения 27.01.2023)
10. Land area. The World Bank. https://data.worldbank.org/indicator/AG.LND.TOTL.K2?end=2018 &start =2018 (дата обращения 27.01.2023)
11. Population, Millions of people. International Monetary Fund. https://www.imf.org/external/ datamapper/LP@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD?year=2019 (дата обращения 27.01.2023)
12. Damgaard J., Elkjaer T. The global FDI network: searching for ultimate investors. International Monetary Fund. 2017, 25 с.
13. Сугаков Г.К. Географический анализ активности иностранных инвесторов (на примере Африки). Географический вестник = Geographical Bulletin. 2021, № 4 (59), с. 42–58. DOI: 10.17072/2079-7877-2021-4-42-58.
14. Coordinated Direct Investment Survey. International Monetary Fund. https://data.imf.org/?sk= 40313609-F037-48C1-84B1-E1F1CE54D6D5 (дата обращения 27.01.2023)
15. Малые островные развивающиеся государства. ООН. https://sdgs.un.org/ru/topics/small-island-developing-states (дата обращения 27.01.2023)
16. Landlocked Developing Countries. UN. https://un.org/ohrlls/content/landlocked-developing-countries (дата обращения 27.01.2023)
17. Шарова А.Ю. Влияние санкций на экономику стран, не имеющих выхода к морю (на примере ЦАР и Мали). Ученые записки Института Африки РАН. 2019, №. 3, с. 49‒63. DOI: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-49-63.
18. Development and Globalization: Facts and Figures. UNCTAD. https://unctad.org/system/files/ official-document/dgff2021_en.pdf (дата обращения 30.01.2023)
19. Лопатников Д.Л. Б.Н. Зимин и отечественная социально-экономическая география: к 90-летию со дня рождения. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020, №. 1, c. 156‒158. DOI: 10.31857/S2587556620010136.
20. Денисова Т.С., Костелянец С.В. Гвинея-Бисау: политическое лидерство и электоральные процессы. Азия и Африка сегодня. 2020, №. 4, с. 34‒41. DOI: 10.31857/S032150750009090-1.
21. 10 reasons to invest in Cabo Verde. Cabo Verde TradeInvest. https://cvtradeinvest.com/wp-content/uploads/2020/07/CVTRADEINVEST_10_reasons_eng.pdf (дата обращения 31.01.2023)
В статье рассматриваются подходы Китая, США и некоторых европейских стран, в том числе Германии и Франции, к развитию отношений со странами Африки. Анализ выполнен в сравнительном ключе и с учетом африканского блока, содержащегося в обновленной Концепции внешней политики России. Концепции предлагают разное видение как географического охвата стратегий по Африке, так и их смыслового наполнения. Кроме того, стратегии дают разную оценку фактору других внешних игроков, при оценках варьирующихся от прямого соперничества до готовности поддерживать сотрудничество по определенным вопросам. В каждом страновом случае выделены характерные черты, которые можно учитывать и практически, на африканском треке российской внешней политики, так и на концептуальном уровне, в рамках проработки полноценной стратегии России в Африке.
Ключевые слова:
Африка, стратегии, концепции, подходы, Россия, США, Китай, Европа, Германия, Франция
Источники:
1. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201612010045 (дата обращения 31.05.2023)
2. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202303310007 (дата обращения 31.05.2023)
3. Россия и страны Африки хотят равноправного мира без навязывания западной парадигмы сознания. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. http://duma.gov.ru/news/56645/ (дата обращения 31.05.2023)
4. Fituni L.L. Designs of the Four: Comparing African Strategies of Russia, China, US, and EU against Backdrop of the (Re)Emerging Bipolarity. Advances in African Economic, Social and Political Development. 2021, с. 77‒94.
5. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Пути повышения эффективности африканской стратегии России в условиях кризиса существующего миропорядка. Вестник Российской академии наук. 2022, т. 92, № 9, с. 837‒848.
6. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Стратегия России на африканском направлении: что изменилось после саммита Россия-Африка 2019? Мировая экономика и международные отношения. 2021, т. 65, № 12, с. 68‒78.
7. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Новая стратегия России на африканском направлении. Вестник Российской академии наук. 2020, т. 90, № 11, с. 1067‒1076.
8. Филиппов В.Р. Африканская политика Франции в 2017‒2023 годах. Азия и Африка сегодня. 2023, № 5, с. 65‒73.
9. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Новая стратегия Британии в Африке в свете интересов России. Современная Европа. 2020, № 6 (99), с. 52‒63.
10. Китайско-африканское сотрудничество в новую эпоху (ноябрь 2021 г.). КНР. Пресс-канцелярия Госсовета (на кит.яз.). https://www.gov.cn/zhengce/2021-11/26/content_5653540.htm (дата обращения 31.05.2023)
11. Панин Н.А. Практика голосования государств Африки южнее Сахары в Генеральной Ассамблее ООН: последние тенденции и основные стратегии. М., НП РСМД, 2023. 64 с. ISBN 978-5-6048842-7-0.
12. U.S. Strategy Toward Sub-Saharan Africa. August 08, 2022. The White House. https:/whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/08/U.S.-Strategy-Toward-Sub-Saharan-Africa-FINAL.pdf (дата обращения 31.05.2023)
13. Policy Guidelines for Africa of the German Federal Government. Federal Foreign Office. https://monrovia.diplo.de/blob/1714816/c4d775a5ed891e91265a01ac5c087fc3/afrika-leitlinien-download-data.pdf (дата обращения 31.05.2023)
14. Shaping the future with Africa. The Africa Strategy of the BMZ. Federal Ministry for Economic Cooperation and Development (BMZ). https://www.bmz.de/resource/blob/137602/bmz-afrika-strategie-en.pdf (дата обращения 31.05.2023)
15. Stratégie régionale Afrique du Nord 2021–2025. Mars 2021. Agence française de développement (AFD). https://www.afd.fr/sites/afd/files/2021-03-02-49-37/strategie-regionale-afrique-nord-2021-2025.pdf (дата обращения 31.05.2023)
16. Stratégie régionale Afrique centrale 2020–2024. Mai 2021. Agence française de développement (AFD). https://www.afd.fr/sites/afd/files/2021-09-10-17-49/strategie-regionale-afrique-centrale-2020-2024.pdf (дата обращения 31.05.2023)
17. Stratégie régionale Afrique australe 2021–2025. Juillet 2021. Agence française de développement (AFD). https://www.afd.fr/sites/afd/files/2021-07-11-50-45/strategie-regionale-afrique-australe-2021-2025.pdf (дата обращения 31.05.2023)
18. Stratégie régionale golfe de Guinée 2020–2024. Septembre 2021. Agence française de développement (AFD). https://www.afd.fr/sites/afd/files/2021-10-01-36-26/strategie-regionale-golfe-guinee-2020-2024.pdf (дата обращения 31.05.2023)
19. The UK and Sub-Saharan Africa: prosperity, peace and development co-operation. HL Paper 88. 10 July 2020. House of Lords. Select Committee on International Relations and Defence. https://committees.parliament.uk/publications/1830/documents/17881/default/ (дата обращения 31.05.2023)
20. III Plan África. España y África: desafío y oportunidad. Marzo 2019. Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. https://www.exteriores.gob.es/es/PoliticaExterior/Documents/2019_PLAN%20AFRICA.pdf (дата обращения 31.05.2023)
21. Foco África 2023. Marzo 2021. Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación.https://www.exteriores.gob.es/es/Comunicacion/Noticias/Documents/DOCUMENTOS%20FOCO%20AFRICA/ESP%20DOCUMENTO%20FOCO%20AFRICA%202023.pdf (дата обращения 31.05.2023)
22. Top Länder und Megatrends in Subsahara Afrika. Chancen für die österreichische Wirtsschaft. Dezember 2022. Bundesministerium Arbeit und Wirtsschaft. https://www.bmaw.gv.at/dam/ jcr:f75c5492-75e2-4b6b-93ab-e8afcd846ced/Studie-Top-Laender-und-Megatrends-in-Subsahara-Afrika_bf.pdf (дата обращения 31.05.2023)
23. Regionalansatz der Österreichischen Entwicklungszusammenarbeit in Subsahara-Afrika 2020–2030. Mai 2020. Bundesministerium für europäische und internationale Angelegenheiten. Austrian Development Agency (ADA). https://www.entwicklung.at/fileadmin/user_upload/Dokumente/Publikationen/Landesstrategien/DE_Regionalansatz_Subsahara_Afrika_2020-2030.pdf (дата обращения 31.05.2023)
24. Strategi för Sveriges regionala utvecklingssamarbete med Afrika 2022–2026. Mars 2022. Utrikesdepartementet. https://www.regeringen.se/contentassets/6cea9fda98ec492580baff07aee6b859/strategi-for-sveriges-regionala-utvecklingssamarbete-med-afrika-2022-2026.pdf (дата обращения 31.05.2023)
25. Stratégie pour l’Afrique Subsaharienne 2021–2024. 2021. Département fédéral des affaires étrangères (DFAE). https://www.eda.admin.ch/content/dam/eda/fr/documents/publications/SchweizerischeAussenpolitik/20210205-strategie-subsahara-afrika_FR.pdf (дата обращения 31.05.2023)
Имидж России, доверие к ее внешней и внутренней политике тесно связаны с имиджем ее бизнеса. От того, как ведется бизнес российскими компаниями в Африке, во многом зависит положительное или отрицательное восприятие африканцами России в целом. В статье представлено исследование социальных представлений жителей континента о социальной ответственности бизнеса, работающего в странах Африки. Проведен сравнительный анализ представлений «африканской стороны» и «российской стороны». Эмпирической базой исследования выступили массивы данных, собранных автором. Полученные результаты демонстрируют значительные различия в представлениях о социальной ответственности бизнеса у африканских и российских респондентов. В отдельных случаях получены диаметрально противоположные результаты. Данные свидетельствуют о том, что на уровне социальных представлений существует проблемная зона – потенциальная основа для недостаточного понимания или даже конфликта между российской и африканской стороной. Автор делает вывод, что представления о «правильных» моделях социальной ответственности бизнеса у африканцев связаны с их ценностной системой, с пониманием «социальной справедливости». Знание о предпочитаемых и отвергаемых моделях социальной ответственности бизнеса у африканских партнеров может быть конкурентным преимуществом в налаживания российско-африканских деловых отношений. Можно предположить, что информация о «проблемных зонах» позволит избежать ошибок в коммуникациях и «ловушек», связанных с незнанием, непониманием и неучетом социальных представлений африканских партнеров. Автор предполагает, что знание социальных представлений, потребностей, настроений, «запросов» африканской стороны является важным условием выстраивания эффективных деловых коммуникаций и может способствовать реализации потенциала российско-африканского партнерства.
Ключевые слова:
Африка южнее Сахары, социальные проблемы, социальная ответственность бизнеса, социальная справедливость, социальные представления, российско-африканские отношения
Источники:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс. 2005, 303 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., Аспект Пресс. 2002, 287 с.
3. Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений. Социологический журнал. 2011, № 3.
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение (пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана) М., Канон. 1995, 349 с.
5. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия. Психологический журнал. 2001, т. 22, № 6.
6. Moscovici S. The phenomenon of social representations. Social representations (еd. by R.M. Farr, S. Moscovici) Cambridge, Cambridge University Press. 1984.
7. Sotirakopoulou K.P., Breakwell G.M. The use of different methodological approaches in the study of social representations. Ongoing production on social representations. 1992, № 1.
8. Григорьев Л. ЮАР: успехи и проблемы развития. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Январь 2018. Выпуск 28. http://ac.gov.ru/files/publication/a/15766.pdf (дата обращения 13.02.2023)
9. Намибия – ВВП на душу населения. Мировой атлас данных. https://knoema.ru/atlas/Намибия/ВВП-на-душу-населения (дата обращения 13.02.2023)
10. Шубин. Г.В., Скубко Ю.С. Проблемы строительства нерасового государства в ЮАР (2006–2009). М., Институт Африки РАН, 2009, 65 с.
11. South Africa – Quarterly Labour Force Survey 2010. Quarter 4. https://www.datafirst.uct.ac.za/ dataportal/index.php/catalog/214 (Last modified Apr 20, 2015) (дата обращения 25.02.2023)
12. Bernstein. South Africa’s Unemployment Crisis the Worst in the World. Newsflashes. http://www.ngopulse.org/article/2016/04/21/south-africas-unemployment-crisis-worst-world (21 April, 2016) (дата обращения 12.02.2023)
13. Nomsa Maseko. South Africa’s unemployment crisis: Begging for jobs. BBC News. Johannesburg. 25 May 2016. https://www.bbc.com/news/world-africa-36367703 (дата обращения 13.05.2019)
14. Landman K. Reconsidering Crime and Urban Fortification in South Africa. https://link.springer. com/chapter/10.1007/978-94-007-4210-9_10 (дата обращения 25.02.2023)
15. Moscovici S. La Psychanalyse: Son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France. 1961.
16. Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике. Экономика, предпринимательство и право. 2016, т. 6, № 1.
17. Кузнецова Н.В. Модели корпоративной социальной ответственности. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013, № 4 (24).
18. Сафрончук М.В. Социальная ответственность корпораций и общественное благосостояние (экономико-теоретический анализ). Экономика и управление: проблемы, решения. 2017, т. 2, № 3, с. 46–55.
19. Социальная хартия российского бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей. http://рспп.рф/simplepage/474 (дата обращения 13.02.2023)
20. Смелзер Т.Дж. О компаративном анализе, междисциплинарности и интернационализации в социологии. Социологические исследования. 2004, № 11.
21. Farr R.M. Theory and method in the study of social representations. Empirical approaches to social representations (еd. by G.M. Breakwell, D.V. Canter) Oxford, Oxford University Press. 1993.
Статья посвящена итогам Второго саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка, проходившего 27‒28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге, и его связи и влиянию на ход и решения XV саммита БРИКС, который прошел 22‒24 августа в Йоханнесбурге (ЮАР). В центре внимания автора анализ дискуссий по трем не вполне ожидаемым и практически не затрагиваемым в научных публикациях инновационным сферам российско-африканского взаимодействия: сотрудничество и обмен опытом России со странами Африки в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма; борьба с антиконкурентными практиками, пресечение антиконкурентной деятельности трансграничных картелей; внешний аудит как поле сотрудничества.
Ключевые слова:
Второй саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия – Африка; XV Саммит БРИКС, финансовая безопасность, антиконкурентные практики, внешний аудит
Источники:
1. В саммите БРИКС приняли участие 55 африканских стран. 55 African countries participated in BRICS summit. https://ria.ru/20230824/ briks-1892059679.html (дата обращения 28.08.2023)
2. Secretary Antony J. Blinken Remarks to the Johns Hopkins School of Advanced International Studies (SAIS) “The Power and Purpose of American Diplomacy in a New Era”. SPEECH. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-to-the-johns-hopkins-school-of-advanced-international-studies-sais-the-power-and-purpose-of-american-diplomacy-in-a-new-era/ (дата обращения 19.09.2023)
3. Фитуни Л.Л. Российско-африканское сотрудничество в научно-технической сфере: стратегический и операционный подходы. Азия и Африка сегодня. 2021, № 5, с. 33‒43.
4. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Африканский сегмент многополярного мира: динамика геостратегической значимости. Мировая экономика и международные отношения. 2018, т. 62, № 12, с. 5‒14.
5. Фитуни Л.Л. Переустройство миропорядка: БРИКС и Африка в эпоху перемен, или «многоядерность» против «полицентричности». Ученые записки Института Африки РАН. 2022. № 4 (61). С. 17–27.
6. Владимир Путин принял участие в пленарных сессиях второго саммита Россия – Африка. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/71826 (дата обращения 29.08. 2023)
7. Африка: неоплаченный долг колонизаторов. Отв. ред. И.О. Абрамова. М., ИАфр РАН, 2023. 122 с.
8. Africa: Colonizers’ Unpaid Debt (ed. by I. Abramova) Moscow, Institute for African Studies of the RAS, 2023. 112 с.; Afrique: la dette impayée des colonisateurs (Еd. by I. Abramova) Moscow, Institute for African Studies of the RAS, 2023. 112 с.
9. Международное сотрудничество в сфере финансовой безопасности. Видеотрансляция. 27.07.2023. 14:00–15:30 International cooperation in the field of economic security. Broadcast. 27.07.2023. 14:00–15:30 https://summitafrica.ru/programme/business-programme (дата обращения 29.08. 2023)
10. Борьба с антиконкурентными практиками, пресечение трансграничных картелей и международное сотрудничество. Видеотрансляция 28.07.2023. 14:00–15:30 Combating Anticompetitive Practices of Large Transnational Corporations, Suppressing Cross-border Cartels and International Cooperation. Broadcast. https://summitafrica.ru/programme/business-programme/ (дата обращения 29.08.2023)
11. Государство в меняющихся условиях: каково будущее у внешнего аудита? 27.07.2023. 16:00–17:30. Видеотрансляция. Government in a Changing Environment: What is the Future of External Audit? 27.07.2023. 16:00–17:30. Broadcast. https://summitafrica.ru/programme/ business-programme/ (дата обращения 27.08.2023)
12. Подведены итоги второго Саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка. https://summitafrica.ru/news/podvedeny-itogi-vtorogo-sammita-i-ekonomicheskogo-i-gumanitarnogo-foruma-rossija-afrika/ (дата обращения 01.08.2023)
13. Усиление БРИКС и возможное дальнейшее расширение. Заявления Рябкова по итогам саммита. ТАСС https://tass.ru/politika/18588449 (дата обращения 27.08. 2023)
В 2023 г. старейшему африканисту Р.Н. Исмагиловой исполнилось 95 лет. Из них 73 г. она посвятила изучению многообразных процессов, происходящих на Африканском континенте. За это время ею подготовлен существенный массив фундаментальных работ по отдельным странам Африки и общерегиональным проблемам. Социальный антрополог доктор наук, профессор Р.Н. Исмагилова занимается анализом этнических проблем, а также традиционных политических и социо-культурных институтов и их роли в современном обществе, в частности, в разрешении конфликтов.
Статья посвящена такому важному инструменту китайской политики в Африке, как «мягкая сила». Исследование проблемы показывает, что Пекин активно использует данный инструмент в интересах укрепления своего влияния в странах континента. Одной из его составляющих является развитие связей между Коммунистической партией Китая (КПК) и политическими партиями стран Африки. На 2022 г. КПК установила отношения с более, чем 600 политическими партиями и организациями в свыше, чем 160 странах и территориях мира. Китай особенно активен в Азии и Африке. Так, в Африке, по данным Белой книги, изданной китайским правительством к 8-му Форуму китайско-африканского сотрудничества в Дакаре в ноябре 2021 г., он установил связи с 110 политическими партиями и организациями 51 страны.
Ключевые слова:
Китай, Африка, Китайская коммунистическая партия (КПК – CCP), межпартийные связи, визиты, семинары.
Источники:
1. Badmus, Deji. 2017. South Sudan hails CPC as an extraordinary political party. GGTN Africa. October 20. (accessed 27.09. 2021)
2. CPC to Hold High-Level Dialogues with World Political Parties. Asia&Pacific. 25.05.2018 (accessed 05.05.2020)
3. Eisenman, Joshua. 2018. Comrades-in-arms: the Chinese Communist Party’s relations with African political organizations in the Mao era, 1949–76. http://www.tandfonline.com/action/journal Information?journalCode=fcwh20.
4. Cold War History 18(4):1-17. ISSN: 1468-2745 (Print) 1743-7962 (Online) Journal homepage: http://www.tandfonline.com/loi/fcwh20 Published online: 20 March 2018.
5. Frey Adrian. 2018. CPC to discuss development with 40 African political parties in Dar es Salaam. Club of Mozambique. (accessed 15.06.2020)
6. Gao, Charlotte. 2017. For the First Time Chinese Communist Party to Hold a World Political Parties Dialogue. The Diplomat.
7. Nadegu, Rolland (ed). 2022. Political Front Lines. China’s pursuit of Influence in Africa. The National Bureau of Asian Research. NBR Special Report №100. Cabestan Centre of Scientific Research and Research Professor at Hong Kong Baptist University.
8. Nantulya, Paul. 2018. Grand Strategy and China’s Soft Power Push in Africa. Africa Center for Strategic Studies. (09.12.2021)
9. Premier Zhou hosted a banquet to welcome Moroccan guests and congratulated the Kingdom of Morocco on its National Day. People’s Daily, 18 November 1959. (accessed 04.08.2020)
10. Scott, Catlin Dearing. 2021. Goes China’s involvement in African elections and politics hurt democracy. DIA Democracy in Africa. (30.09.2021). www.democracyinafrica.org (assessed 26.01.2023)
11. Smith-Asante, Edmund. 2017. CPC appreciates ties with NPP, NDC, other African parties. Graphic online. Graphic-com-gh news/politics.african-parties.html (accessed 07.12.2022)
12. Sumaira F.N. 2017. Chinese, African Parties Meet to Share Wisdom on Modernization. Pakistan Point news. www.urdupoint (accessed 01.19.2022)
13. Yun Sun. 2014. Africa in China’s Foreign Policy. Brookings. P.11. www.brookings,edu
«Братья-мусульмане» всегда отличались большой противоречивостью. Со времени создания этой организации в конце 1920-х гг. они были в центре самых важных потрясений и сражений в Египте. Как панисламистское религиозное и социальное движение, они провозгласили лозунг: «Ислам – это решение». В начале так называемой «арабской весны» движение в гораздо бόльшей ступени, чем любая другая политическая сила, было готово идти на выборы и достичь победы электоральным путем. Этому способствовала долгая история благотворительности и оказания социальных услуг «Братьями-мусульманами», а также хорошо организованные проповедники, глубоко укорененные в египетском обществе. Движению было недостаточно яркой победы на выборах 2011 г. в органы законодательной власти. Поддерживаемый исламистскими союзниками и большей частью молодежи, участвовавшей в «революции», Мухаммед Мурси принял участие в президентских выборах 2012 г. и выиграл их. Год спустя он был свергнут в результате «второго восстания» на улицах Каира и многих других египетских городов. Очередное подавление «Братьев-мусульман» стало неизбежным, и движение вернулось к подпольной деятельности.
Соединенные Штаты, возглавляемые в тот период президентом Б. Обамой, не могли дистанцироваться от происходивших в Египте событий. Вначале американская администрация была разделена по вопросу народных восстаний во всем регионе и в Египте, в частности. В Египте администрация Б. Обамы поддерживала М. Мурси во время его пребывания на посту президента, несмотря на то, что возглавляемое им движение было известно своим традиционным противостоянием интересам Запада в регионе. Многие египетские политики полагали, что в кабинете существовал компромисс, и чиновники, связанные с «Братьями-мусульманами», влияли на процесс принятия решений. Когда пришло время, правительство США положилось на армию, которая является единственным гарантом соблюдения мирного договора с Израилем.
Цель данной статьи – дать представление о размытости позиции США до и в период, когда армия захватила власть. В ней объясняются их основные интересы, из-за которых вопрос демократии не стал приоритетным и произошло избавление от «Братьев-мусульман».
Ключевые слова:
Арабская весна, Египет, «Братья-мусульмане», администрация Б. Обамы
Источники:
1. Al-Anani, Khalil (2015). “The Rise and Fall of Egypt’s Muslim Brotherhood.” Middle East Journal, Autumn 2015, Vol. 69, No. 4 (Autumn 2015), pp. 527‒543.
2. Aly, Abd al-Monein Said and Manfred W. Wenner (1982). “Modern Islamic Reform Movements: The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt.” Middle East Journal, Vol. 36, No. 3 (Summer 1982), pp. 336‒361.
3. AlNajjar, Abeer (2016). “Framing Political Islam: Media Tropes and Power Struggles in Revolutionary Egypt.” Bullets and Bulletins: Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Mohamed Zayani (ed.), Suzi Mirgani (ed.) July 2016, pp. 145‒146. https://dspace. aus.edu: 8443/xmlui/bitstream/handle/11073/8771/AlNajjar%20chapter%20Bullets%20and%20Bulletins.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 23.05. 2022)
4. Aty, Mourad (2022). “Security and Sustainable Development in Africa: What Role for AFRICOM in the Continent.” Africana Studia, Issue 38, pp. 69‒85.
5. Awad, Marwa and Lin Noueihed (2012). “Islamists secure top spot in new Egypt parliament.” Reuters, 21 Jan 2012, https://www.reuters.com/article/us-egypt-elections-results-idUSTRE80K0H22012 0121 (accessed 03.03.2022)
6. Baker, Raymond William (1991). “Afraid for Islam: Egypt’s Muslim Centrists between Pharaohs and Fundamentalists.” Daedalus, MIT Press on behalf of Press American Academy of Arts & Sciences, Vol. 120, No. 3, Religion and Politics (Summer 1991), pp. 41‒68.
7. Beaumont, Peter, et al. (2012). “Gaza ceasefire announced in Cairo.” The Guardian, 21 Nov 2012, https://theguardian.com/world/2012/nov/21/gaza-ceasefire-announced-cairo (accessed 15.03. 2022)
8. Campagna, Joel (1996). “From Accommodation to Confrontation: The Muslim Brotherhood in the Mubarak Years.” Journal of International Affairs ,Vol. 50, No. 1, Religion: Politics, Power and Symbolism (Summer 1996), pp. 278‒304.
9. “Egypt’s Mohammed Morsi: A turbulent presidency cut short.” (2019). BBC News, 17 June 2019. https://www.bbc.com/news/world-middle-east-18371427 (accessed 17.01. 2022)
10. Elibiary, Mohamed [@MohamedElibiary]. “America and yes I do consider the United States of America an Islamic country with an Islamically compliant constitution. Move On!” Twitter, 31 Oct 2013, https://twitter.com/mohamedelibiary/status/395921435471777792 (accessed 28.04. 2022)
11. Jaraba, Mahmoud (2014). “Why Did the Egyptian Muslim Brotherhood Year-Long Rule Fall?” Zeitschrift für Politik, Mar 2014, Neue Folge, Vol. 61, No. 1, pp. 61‒80.
12. Haddad, Yvonne (1992). “Islamists and the “Problem of Israel”: The 1967 Awakening.” Middle East Journal, Vol. 46, No. 2 (Spring, 1992), pp. 266‒285.
13. Labott, Elise (2013). “U.S urging Morsy to call early elections amid official denials.” CNN, 2 July 2013. https://security.blogs.cnn.com/2013/07/02/officials-u-s-urges-morsy-to-call-early-elections-warns-military-against-coup/ (accessed 03.06.2022)
14. Laub, Zachary (2019). “Egypt’s Muslim Brotherhood.” Council on Foreign Relations. 15 Aug 2019. https://www.cfr.org/backgrounder/egypts-muslim-brotherhood#chapter-title-0-6 (accessed 23.04. 2022)
15. McGreal, Chris and Harriet Sherwood (2012). “Obama presses Egypt to help rein in Hamas as Gaza conflict escalates.” The Guardian, 15 Nov 2012, https://www.theguardian.com/world/2012/nov/ 15/obama-egypt-diplomatic-gaza-conflict-escalate (accessed 15.06.2022)
16. Mitchell, Richard Paul (1969). The Society of the Muslim Brothers. London, Oxford University Press. 1969.
17. Nakhoul, Samia and Edmund Blair (2012). “Exclusive: New Egypt leader steps out on world stage seeking “balance”.” Reuters, 28 Aug 2012, https://www.reuters.com/article/us-egypt-president-idUSBRE87Q18Z20120827 (accessed 01.06.2022)
18. Paulson, Scott (2012). “Opinion: President Obama Supports Egypt’s President-elect Mohammed Morsi.” CBSNews, 25 June 2012, https://www.cbsnews.com/newyork/news/president-obama-supports-egypts-president-elect-mohammed-morsi/ (accessed 10.03.2022)
19. Kirkpatrick, David D. (2018). Into the Hands of the Soldiers: Freedom and Chaos in Egypt and the Middle East. New York, Viking, 2018.
20. Robinson, Kali and Will Merrow (2020). “The Arab Spring at Ten Years: What’s the Legacy of the Uprisings?” Council on Foreign Relations. 3 Dec 2020. https://www.cfr.org/article/arab-spring-ten-years-whats-legacy-uprisings (accessed 01.02.2022)
21. “Obama on the Goal of his Foreign Policy.” YouTube, uploaded by Vox, 9 Feb. 2015, https://www.youtube.com/watch?v=Icq60Uxd3As&lc=UgjGGErHcGy4kHgCoAEC.
22. “U.S. envoy under fire for criticizing Egypt protests.” Reuters. 20 June 2013. https://www.reuters. com/article/us-egypt-protests-usa-idUSBRE95J0ZY20130620 (accessed 18.09.2022)
23. Walsh, Declan (2019). “Egypt Turns Back Veteran New York Times Reporter.” The New York Times, 19 Feb 2019, https://www.nytimes.com/2019/02/19/world/middleeast/egypt-david-kirkpatrick. html (accessed 25.03.2022)
24. “What happened during Egypt’s January 25 revolution?” (2023). Aljazeera. 25 Jan 2023. https://www.aljazeera.com/news/2023/1/25/what-happened-during-egypts-january-25-revolution (accessed 31.01.2023)
25. “What is the Muslim Brotherhood?” (2017). Aljazeera. 18 June 2017. https://aljazeera.com/features/ 2017/6/18/what-is-the-muslim-brotherhood (accessed 18.03. 2022)
Фронт ПОЛИСАРИО, освободительное движение, направленное на достижение свободы тогдашней Западной Сахары, был создан в 1973 г. В 1976 г., год спустя после вторжения в Западную Сахару Марокко и Мавритании, ПОЛИСАРИО провозгласил именем сахарского народа создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). С 1963 г. Западная Сахара находится в составленном ООН списке несамоуправляющихся территорий на основе Главы XI Устава ООН. 47 лет спустя борьба за будущее Западной Сахары все еще продолжается. Несмотря на все правовые решения, отрицающие притязания Марокко, эта страна по-прежнему господствует в Западной Сахаре и объявляет ее частью своей национальной территории. В то же время Фронт ПОЛИСАРИО продолжает борьбу, основываясь на международных юридических нормах и законном праве на самоопределение. Марокко прибегает к смешанной тактике, используя военную силу, пропаганду, дезинформацию, клевету, аресты, нарушение прав человека и геополитические альянсы. В 1991 г. под патронажем ООН и Африканского союза было заключено соглашение о проведении референдума о будущем Западной Сахары как суверенного государства или части Королевства Марокко, но этот референдум так никогда и не был проведен. Была учреждена Миссия ООН по организации референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Однако Марокко бойкотировало референдум, тем самым не соблюдя условия соглашения. Между 1991 и 2020 гг. действовало соглашение о прекращении огня. В ноябре 2020 г. атака марокканских военных на западносахарских гражданских лиц, мирно протестовавших против очередного нарушения Военного соглашения № 1, подтолкнула Фронт ПОЛИСАРИО к заявлению об аннулировании соглашения о прекращении огня и возобновить военные действия.
В данной статье авторы постарались прояснить, что такое Сахарская Арабская Демократическая Республика и Фронт ПОЛИСАРИО. Для этого они изучили Конституцию САДР и то, как воплощение идей и идеалов Конституции политическими акторами отражается на Фронте ПОЛИСАРИО. Анализ показал, что страна готова и в состоянии создать действенную структуру современного демократического государства с необходимыми подготовленными человеческими ресурсами.
Ключевые слова:
Западная Сахара, ПОЛИСАРИО, САДР, война, свобода, Марокко, современное демократическое государство, конституция САДР
Источники:
1. African Commission on Human and Peoples’ Rights. (2003). SADR: Initial Report and Periodic Reports 1 to 6, 1988‒2002. (SADR, Ed.) Retrieved January 30, 2023, from African Commission on Human and Peoples’ Rights. https://www.achpr.org/states/statereport?id=53
2. Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo. (2022). Humanitarian Strategy, 2020–2021. Sahrawi Refugee Population. Retrieved from https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Acci%C3%B3n%20Humanitaria/Estrategia-Humanitaria-2020-2021-Refugiados-Saharauis-ENG_final.pdf#search=%20109%2D21%2D002%2D3
3. Barata, M. (2012, Março). Identidade, Autodeterminação e Relações Internacionais: O Caso Do Saara Ocidental. 248. Coimbra: Faculdade de Economia da Universidade de Coimbra.
4. Bhatia, M. (2001). Interview with Brahim Bedileh, commander, 2nd military region (tifariti), POLISARIO front. Review of African Political Economy, 28(88), 298-301. doi:10.1080/030562 40108704537
5. CEAUP. (2021). Western Sahara War Archive. Retrieved from About WSWA: https://westernsahara-wa.com/about-wswa/
6. Cordsman, A.H. (2002). 2 Morocco. In A Tragedy of Arms: Military and Security Developments in the Maghreb (pp. 55‒106). Praeger Publishers.
7. de Orellana, P. (2015). Struggles over identity in diplomacy: ‘Commie terrorists’ contra ‘imperialists’ in Western Sahara. International Relations, 29(4), 477–499. doi:10.1177/0047117815571620
8. Errazzouki, S. (2012, October 30). Chomsky on the Western Sahara and the “Arab Spring”. Retrieved January 30, 2023, from Jadaliyya: https://www.jadaliyya.com/Details/27299/Chomsky-on-the-Western-Sahara-and-the-%E2%80%9CArab-Spring%E2%80%9D
9. Es-Sweyih, M.-F. O. (2001). LA RÉPUBLIQUE SAHRAOUIE. L’Harmattan.
10. Ferreira, P. (2018). Sahara Ocidental: conflito diplomático (1991-2021) e os presumíveis interesses de Marrocos. Africana Studia Nº 29 – 1º Semestre, 11‒29. (C. d. Porto, Ed.) Porto. Retrieved May 15, 2021
11. Frente POLISARIO. (2023). Declaración política del Congreso Polisario. Retrieved January 30, 2023, from https://www.scribd.com/document/622941540/2023-January-13-Polisario-Front-SG-Ghali-Statement-at-the-16th-Congress-VE#
12. Geneva Call. (2015, June 23). Geneva Conventions and armed movements: an unprecedented mov. Retrieved January 30, 2023, from Geneva Call: https://www.genevacall.org/geneva-conventions-armed-movements-unprecedented-move/
13. Ghali, B. (2023, January 13). Polisario Front SG Ghali Statement at the 16th Congress VE. Retrieved January 30, 2023, from https://www.scribd.com/document/622941540/2023-January-13-Polisario-Front-SG-Ghali-Statement-at-the-16th-Congress-VE#
14. Hodges, T. (1983). Western Sahara The Roots of a Desert War. Lawrence Hill & Company.
15. Hodges, T. (1984). The Western Sahara file. Third World Quarterly, 6(1), 74-116. doi:10.1080/0143 6598408419756
16. Huber, D., & Kamel, L. (2015). Arab Spring: The Role of the Peripheries. Mediterranean Politics, 20(2), 127‒141. doi:10.1080/13629395.2015.1033905
17. Jensen, G. (2013, May). War and Insurgency in the Western Sahara. Strategic Studies Institute & U.S. Army War College.
18. Julio, J. (2015, November 21). Desert schools bloom in Sahrawi refugee camps – in pictures. The Guardian. Retrieved January 30, 2023, from https://www.theguardian.com/global-development/ gallery/2015/nov/21/desert-schools-sahrawi-refugee-camps-morocco-western-sahara-in-pictures
19. Lehto, H. (n.d.). Sahrawi refugee education – is studying abroad the way to self-sufficiency? Retrieved from Studentenes og Akademikernes Internasjonale Hjelpefond: https://saih.no/lokalnytt/sahrawi-refugee-education-is-studying-abroad-the-way-to-self-sufficiency
20. Lourenço, I. (2017). Western Sahara – Women under occupation. Western Sahara – Women under Occupation.
21. Machloukh, A. (2021, October 21). Haboub Cherkaoui, patron du BCIJ: «Le polisario est un important pourvoyeur de Djihadistes». l’Opinion. Retrieved January 30, 2023, from https://www.lopinion. ma/Haboub-Cherkaoui-patron-du-BCIJ-Le-polisario-est-un-important-pourvoyeur-de-Djihadistes_a19933.html
22. Mirilovic, N., & Siroky, D. S. (2021). International recognition, religion, and the status of Western Sahara. Acta Politica, 56, 548–566. doi:10.1057/s41269-020-00166-4
23. Porunsaharalibre. (2020, September 10). Big Saharawi awareness campaign on Covid 19. Retrieved January 30, 2023, from Porunsaharalibre: https://porunsaharalibre.org/2020/09/10/big-saharawi-awareness-campaign-on-covid-19/?lang=en
24. SADR. (1976). V. Sahara Occidental. Annuaire de l’Afrique du Nord, 15, 915-944.
25. Sahrawi Arab Democratic Republic. (2021, March 12). Spokesman for the Sahrawi Government . Retrieved from https://www.spsrasd.info/news/en/articles/2021/03/12/32023.html
26. Shelley, T. (2004). Endgame in the Western Sahara. Zed Books Ltd.
27. SMACO. (2023). El Silencio Ante La Crueldad: Masacres de Drones Marroquies en EL Sáhara Occidental. Sahrawi Mine Action Coordination Office. Retrieved from https://porunsaharalibre.org/ 2023/01/25/smaco-report-on-the-use-of-drones-by-the-moroccan-army-in-western-sahara/?lang=en
28. Smith, N., & Allott, N. (2016). Chomsky: Ideas and Ideals (3rd ed.). Cambridge University Press.
29. Solarz, S. J. (1979). Arms for Morocco? Foreign Affairs, 58(2), 278‒299.
30. Stephan, M., & Mundy, J. (2006, May 01). A Battlefield Transformed: From Guerilla Resistance to Mass Nonviolent Struggle in The Western Sahara. Journal of Military and Strategic Studies, 8(3). Retrieved March 25, 2023, from https://jmss.org/article/view/57717/43393
31. Szmolka, I. (2017). Western Sahara and the Arab Spring. In R. Ojeda-Garcia, I. Fernández-Molina, & V. Veguilla, Global, Regional and Local Dimensions of Western Sahara’s Protracted Decolonization (pp. 101‒119). Palgrave Macmillan, New York. doi:10.1057/978-1-349-95035-5_5
32. Teixeira, J. (2022). Statistical Report: 1st Semester of the II Western Sahara War. Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto. Retrieved from https://www.africanos.eu/images/ publicacoes/working_papers/WP_2022_2.pdf
33. Teixeira, J. F. (2022). Project Monitoring Report: Western Sahara War Archives – A Monitoring Database for the II War in Western Sahara. Centro de Estudos Africanos da Universidade do Porto. Retrieved from Western Sahara War Archives: https://www.westernsahara-wa.com/project-monitoring-report-western-sahara-war-archives-a-monitoring-database-for-the-ii-war-in-western-sahara/
34. Zoubir, Y. (2018). The United States and the question of Western Sahara: A low priority in US Foreign Policy. (C. D. PORTO, Ed.) AFRICANA STUDIA(28), 55-64.
35. Zoubir, Y.H. (1996). The Western Sahara Conflict: A Case Study in Failure of Prenegotiation and Prolongation of Conflict. California Western International Law, 26(2), 173-213. Retrieved from https://scholarlycommons.law.cwsl.edu/cwilj/vol26/iss2/2/
36. Zunes, S. (1987). Nationalism and non-alignment: The non-ideology of the POLISARIO. Africa Today , 34(3), 33‒46.
37. Zunes, S. (1987). The United States and Morocco: The Sahara War and Regional Interests. Arab Studies Quarterly, 9(4), 422‒441. Retrieved from https://www.jstor.org/stable/41857945?seq=1
Чем объясняется, что протестные движения отказываются от поддержки оппозиционных партий, несмотря на сходство их требований? Ответы на этот вопрос составляют содержание данной статьи. В последние годы протестные движения доминировали в политическом пространстве нескольких стран субсахарской Африки, и многие из них отрицали свою связь с партиями. В статье утверждается, что характер стратегий, принятых протестными движениями в отношении политических партий, зависит от характера политического урегулирования в стране. Примером автору служит протестное движение FixTheCountry в Гане.
На основе дискурс-анализа речей и заявлений для прессы, пятнадцати интервью, взятых в Гане, а также научной литературы в статье делается вывод о том, что протестные движения инструментализируют состязательный характер политического урегулирования в стране, чтобы получить народную поддержку. С учетом того, что только две политические партии доминируют на ганской политической арене, протестное движение представляет себя как непартийное, и эта стратегия преследует цели, во-первых, выразить недоверие обеим партиям и, во-вторых, привлечь внимание беспартийных граждан и недовольных сторонников обеих партий. В статье показывается, что характер политического урегулирования в стране является ключевым фактором для определения характера отношений между протестными движениями и политическими партиями, как правящими, так и оппозиционными. Содержащиеся в статье выводы вносят вклад в понимание того, как современные африканские протестные движения продолжают формировать и изменять свои отношения с политическими партиями и актуальность политической структуры страны в этом процессе.
Ключевые слова:
политические партии, протестные движения, политическое урегулирование, Гана, FixTheCountry
Источники:
1. Abdulai, A.G. (2017). The political economy of regional inequality in Ghana: Do political settlements matter?. The European Journal of Development Research, 29(1), 213‒229.
2. Anebo, K.G.F. (1997). Voting pattern and electoral alliances in Ghana’s 1996 elections. African e-Journal Project 2(2): 38‒52.
3. Armah-Attoh, D. & Robertson, A. (2014). The practice of democracy in Ghana: Beyond the formal framework. Afrobarometer Briefing Paper No. 137.
4. Asante, E.P. (2016). Pathway (s) to Inclusive Development in Ghana: Oil, Subnational-National Power Relations and Ideas. The University of Manchester (United Kingdom).
5. Asem, F., Busse, M., Osei, R., & Silberberger, M. (2013). Private sector development and governance in Ghana. The International Growth Centre Working Paper.
6. Austin, G. (1996). Mode of production or mode of cultivation: Explaining the failure of European cocoa planters in competition with African farmers in colonial Ghana. In Cocoa Pioneer Fronts Since 1800 (pp. 154‒175). Palgrave Macmillan, London.
7. Behuria, P., Buur, L., & Gray, H. (2017). Studying political settlements in Africa. African Affairs, 116(464), 508‒525.
8. Boafo-Arthur, K. (2007). Ghana: one decade of the liberal state: Africa in the millennium. Zed Books Ltd.
9. Bob-Milliar G.M. (2014). Party Youth Activists and Low-Intensity Electoral Violence in Ghana: A Qualitative Study of Party Foot Soldiers. Activism. Afr. Stud. Quart. 15(1),125‒152.
10. Bokpe, S.J. (2014). ‘Occupy Flagstaff House Demo rocks Accra’, online: Graphic Online: https://graphic.com.gh/news/general-news/occupy-flagstaff-house-demo-rocks-accra.html
11. Boulding, C.E. (2019). Schools for democracy? The Role of NGOs in Protests in Democracies in the Global South. University of Calgary Press.
12. Bratton, M. & Logan, C. (2015). The viability of political opposition in Africa: Popular views. Afrobarometer Policy Paper No. 26.
13. Bratton, M. & van de Walle, N. (1992). Popular protest and political reform in Africa. Comparative Politics, 24(4), 419‒442.
14. Carothers, T. & Youngs, R. (2015). The complexities of global protests. Washington DC: Carnegie Endowment for International Peace.
15. Charles, M.F. (2016). The implementation of modern African constitutions: Challenges and prospects. Pretoria: Pretoria University Law Press.
16. CitiFM (2016). Woyome Prevents Officials from Valuing Residence. Online: http://citifmonline.com/ 2016/06/03/woyome-prevents-officials-from-valuing-residence/
17. CitiFM (2017). http://citifmonline.com/2017/03/17/yofi-grant-george-andah-resign-fromoccupy-ghana-executive-council/
18. Daily Guide, 3rd August, 2009.
19. Demirkaya, B. (2017). What is opposition good for? Arts & Sciences Electronic Theses and Dissertations.
20. Di John, J., & Putzel, J. (2009). Political settlements: Issues paper.
21. Elizabeth, E. (2015). The encyclopaedia of political thought, (Ed). DOI: 10.1002/9781118474396. wbept0934.
22. Graphic Online (2014). ‘Occupy Flagstaff House: Full petition to President Mahama’, online: https://www.graphic.com.gh/news/politics/occupy-flagstaff-house-full-petition-to-presidentmahama.html
23. Gray, H. (2019). Understanding and deploying the political settlement framework in Africa. In Oxford Research Encyclopedia of Politics.
24. Honwana, A. (2012). The time of youth: Work Social Change and Politics in Africa. USA: Kumarian Press.
25. Honwana, A. (2013). Youth and revolution in Tunisia. London: Zed Books.
26. Hout, W. (2003). Political parties and governance. In MA Mohamed Salih (ed). African Political Parties Evolution, Institutionalization and Governance. London: Pluto Press.
27. Howard, A. (1999). When the people decide: a study of the independence movement in Ghana. African Diaspora ISPs. Paper 41.
28. Hutter, S. & Vliegenthart, R. (2016). Who responds to protest? Protest politics and party responsiveness in Western Europe. Party Politics OnlineFirst DOI: 10.1177/1354068816657375.
29. Hutter, S., Kriesi, H. & Lorenzini, J. (2018). Social movements in interaction with political parties. In The Wiley Blackwell Companion to Social Movements, edited by David A. Snow, Sarah A. Soule, Hanspeter Kriesi, and Holly McCammon, 1-31. European University Institute.
30. Kadima, D. (2006). The politics of party coalitions in Africa. Johannesburg: Electoral Institute of Southern Africa.
31. Khan, M. (1995). State failure in weak states: A critique of new institutionalist explanations. In The new institutional economics and third world development (pp. 85‒100). Routledge.
32. Khan, M. (2010). Political settlements and the governance of growth-enhancing institutions.
33. Khan, M. H. (2018). Political settlements and the analysis of institutions. African Affairs, 117(469), 636‒655.
34. Kiprono, C. Z. (2020). The role of opposition political parties in enhancing good governance: A case of selected countries in Africa. International Journal of Research and Innovation in Social Science, 4(6), 214‒218.
35. Kriesi, H. (2015). Party Systems, Electoral Systems, and Social Movements. In The Oxford Handbook of Social Movements, edited by Donatella Della Porta and Mario Diani, 667-80. Oxford: Oxford University Press.
36. Kriesi, H., Koopmans, R., Duyvendak, J. W. & Giugni, M. (1995). New social movements in Western Europe. Minneapolis: University of Minnesota Press.
37. Lindberg, S. I. (2003). ‘It’s Our Time to» Chop»‘: Do Elections in Africa Feed Neo-Patrimonialism rather than Counter-Act It?. Democratization, 10(2), 121‒140.
38. Lindberg, S. I. (2010). What accountability pressures do MPs in Africa face and how do they respond? Evidence from Ghana. The Journal of Modern African Studies, 48(1), 117‒142.
39. McAdam, D., Tarrow, S. & Tilly, C. (2003). Dynamics of contention. Cambridge: Cambridge University Press.
40. Ngwane, T. (2017). Civil Society Protest in South Africa: The Need for a Vision of Alternatives. Conference paper.
41. Noll, A. & Budniok, J. (2021). Social protest of the middle class in Ghana: a social movement approach of three cases. Journal of Contemporary African Studies, DOI: 10.1080/02589001. 2021.1931056.
42. Nti, K. (2012). This Is Our Land: Land, Policy, Resistance, and Everyday Life in Colonial Southern Ghana, 1894-7. Journal of Asian and African Studies 48 (1): 3‒15.
43. ODIHR (2011). The role of political parties in the political process. Consolidated summary. Warsaw: Office for Democratic Institutions and Human Rights.
44. Oduro, F., Mohammed, A., & Ashon, M. (2014). A dynamic mapping of the political settlement in Ghana.
45. Orum, A.M. (1974). On participation in political protest movements. The Journal of Applied Behavioural Science, 10(2), 181‒207.
46. Paalo, S.A. (2017). Political party youth wings and political violence in sub-Sahara Africa: A case of Ghana. International Journal of Peace and Development Studies, 18(1), 1‒14.
47. Peter, B. (2008). The relationship of accountable governance and constitutional implementation, with reference to Africa. Journal of Politics and Law, 1(3).
48. Prichard, W. (2009). The politics of taxation and implications for accountability in Ghana 1981–2008. IDS Working paper, Vol. 2008(330)
49. Roller, E. & Weßels, B. (1996): Contexts of political protest in Western democracies: Political organization and modernity, WZB Discussion Paper, No. FS III 96-202, Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung (WZB), Berlin.
50. Somma, N. M. & Medel, R. (2017). Shifting relationships between social movements and institutional politics. S. Donoso, M. von Bülow (eds.), Social Movements in Chile, DOI 10.1057/978-1-137-60013-4_2.
51. Stahler-Sholk, R., Vanden, H. E. & Kuecker, G. D. (2007). The new politics of social movements in Latin America. Latin American Perspectives, 34(2), 5‒16.
52. Vernon, O. K. (1966). The responsible electorate. New York: Vintage Books.
53. Whitfield, L. (2011). Competitive clientelism, easy financing and weak capitalists: The contemporary political settlement in Ghana (No. 2011: 27). DIIS Working Paper.
54. Wole, O. (2004). Realizing effective and sustainable democratic governance. In Southern Africa and Beyond: Political Parties in Zimbabwe. EISA Occasional Paper Number 18.
55. Wouters, R. & Walgrave, S. (2017). Demonstrating power: How protest persuades political representatives. American Sociological Review, 82(2), 361‒383.