Выпуск № 1 (66), 2024

Россия – Африка

Экономика

История

Пространство культуры

Рецензии

Выпуск № 4 (65), 2023

Вызовы Современности

Экономика

Международные отношения

История

Социальная антропология

Пространство культуры

Научная жизнь

Цивилизационный транзит и постколониальность

Автор:

Следзевский И.В., Неклесса А.И., Хайруллин Т.Р.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-153-159

Аннотация:

В основу работы положены материалы цикла научных мероприятий, проведенных в 2022 г. Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН и Комиссией по социальным и культурным проблемам глобализации научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН на тему постколониальности и цивилизационного транзита. В них приняли участие представители ведущих научных и образовательных центров России. При всей острой актуальности темы конференции проблематика выступлений на ней вышла за рамки указанных вопросов и приобрела междисциплинарный характер. Многообразие изложенных точек зрения представлено в предлагаемой вниманию читателей статье краткими тезисами выступлений участников конференции. Авторы же резюмируют основные результаты проведенного обмена мнениями.

Ключевые слова:

транзит, цивилизация, христианство, постколониальность, секуляризм, теология

Источники:

1. Следзевский И.В., Неклесса А.И., Хайруллин Т.Р. Идея постколониальности в современных цивилизационных представлениях. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. 2022, т. 13, с. 500‒543. DOI: 10.30884/978-5-7057-6184-5_14
2. Хайруллин Т.Р. Роль идеологии в формировании постколониальной эпохи в Арабском мире. Ученые записки Института Африки РАН. 2022, № 2 (59), с. 49‒56. DOI: 10.31132/2412-5717-2022-59-2-49-56.
3. Следзевский И.В., Хайруллин Т.Р. Роль христианства и ислама в цивилизационном развитии современной Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2021, № 3 (56), с. 96-119. DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-96-119
4. Хайруллин Т.Р. Современный исламизм в Арабском мире. М., Ленанд, 2022. 224 с.
5. Ahluwalia P. Politics and Post-Colonial Theory. African Inflections. London, Routledge, 2000. 176 p.
6. Ashcroft B. Globalism, postcolonialism, and African Studies. A Companion to Racial and Ethnic Studies. 2008, p. 511‒520. DOI: 10.1111/b.9780631206163.2002.00043
7. Байбакова Л.В., Некрасова Т.А., Рогулев Ю.Н. Границы и перспективы применения транзитологии в исторических исследованиях. Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2015, № 3, с. 93‒118.

Вклад Д.А. Ольдерогге в изучение эпического предания народов Западной Африки

Автор:

Татаровская И.Г.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-144-152

Аннотация:

6 мая 1903 года в Вильна родился советский африканист, этнограф, литературовед, лингвист, историк Дмитрий Алексеевич Ольдерогге. Он был одним из основателей африканистики в СССР и организаторов музейного дела, объектом которого была Африка. Статья посвящена памяти выдающегося ученого, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР. Показаны основные вехи творческого пути Д.А. Ольдерогге, раскрыт вклад ученого в изучении фольклора народов Африки. Проведен анализ основных трудов ученого в области фольклористики. Указано важное теоретическое и практическое значение исследований Дмитрия Алексеевича, посвященное эпическим преданиям народов Западной Африки.

Ключевые слова:

Д.А. Ольдерогге, фольклор, эпос, Западная Африка, гриоты, «Сундьята», кузнец

Источники:

1. Сундьята. Мандингский эпос. М., Л., Художественная литература. 1963, 151 с.
2. Сказки мандинго. Сказки хауса. Сказки народов Африки. М.–Л., Художественная литература. 1959. 320 с.
3. Ольдерогге Д.А. Об изучении эпоса народов Африки. (Современное состояние). Эпигамия. Избранные статьи. М., Наука. 1983. 264–279 с.
4. Дмитрий Алексеевич вспоминает. Документы, письма, воспоминания. Ч. 2. Ethnologica Africana. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге. М., Муравей. 2002. 379 с. ISBN 5-89737-129-6.
5. Послесловие к публикации фрагмента «Лео Фробениус» (И.А. Осницкая). Ч. 3. Африка. Ethnologica Africana. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге. М., Муравей. 2002. 379 с. ISBN 5-89737-129-6.
6. Ольдерогге Д.А. Западный Судан в XV–XIX вв. Очерки по истории и истории культуры. М.–Л., Изд-во Акад. наук СССР. 1960. 267 с.
7. Котляр Е.С. Эпос народов Африки южнее Сахары. М., Наука. 1985. 288 с.

Политическая поэтика арабского рэпа как форма мемориальной культуры

Автор:

Кирчанов М.В.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-131-143

Аннотация:

Целью статьи является анализ современной арабской рэп-культуры в политике памяти. Автор анализирует тактики и стратегии воображения и изобретения прошлого, его идеологически и политически мотивированные реинтерпретации в дискурсе арабского рэпа. Новизна исследования заключается в анализе арабского рэпа как одной из форм политики памяти, так как большинство академических штудий мемориальной культуры ограничены анализом визуализации и актуализации прошлого в националистическом и политическом воображении, что ведет к игнорированию художественных текстов современной массовой культуры и общества потребления как проявлений мнемонического пространства. В статье анализируются вклад арабского рэпа в формирование и развитие современной мемориальной культуры в контекстах исторической памяти арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки. В статье также проанализирован широкий круг проблем, представленных в арабском рэп-дискурсе, которые, фрагментируя арабские общества, актуализировали и визуализировали различные версии мемориальной культуры. Предполагается, что рэп как форма массовой культуры может существенно влиять на политику памяти как одно из пространств актуализации и визуализации различных мемориальных канонов, связанных с поколенческими и политическими предпочтениями арабских обществ в контекстах трансформации коллективной исторической памяти.

Ключевые слова:

арабский рэп, политический протест, историческая политика, политика памяти, мемориальная культура, историческое воображение

Источники:

1. Bernstein C. The Politics of Poetic Form: Poetry and Public Policy. N.Y., Roof Books, 1986, 286 p.
2. Kumar A. Poetics/Politics: Radical Aesthetics for the Classroom. L., N.Y., Palgrave Macmillan, 1999, 288 p.
3. Макаров А.И. Историческая память: конструкция или реконструкция? Историческая экспертиза. 2014, № 1, с. 4–10.
4. Global noise: Rap and hip hop outside the USA (Ed. by T. Mitchell) Middletown, CT, Wesleyan University Press, 2002, 352 p.
5. Текст арабского рэпа (на араб. яз.) https://lyrics-words.co/kalimat_rab_eirbi/ (дата обращения 11.11.2022)
6. Сыновья гнева. (на араб. яз.) https://www.sandid.info/2022/03/rap.html (дата обращения 11.11.2022)
7. Текст рэп-песни (на араб. яз.) https://www.sandid.info/2022/03/rap.html (дата обращения 11.11.2022)

Джулиус Ньерере, восприятие рабства и нациестроительство: некоторые аспекты общественного сознания современных танзанийцев

Автор:

Банщикова А.А.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-122-130

Аннотация:

В статье рассматривается восприятие образа Джулиуса Ньерере, первого президента независимой Танзании, в общественном сознании современных жителей страны. Выявление устойчивого и яркого образа Ньерере стало неожиданным результатом несвязанного полевого исследования, посвященного исторической памяти об арабо-суахилийской работорговле XIX в. и ее влиянию на межэтнические отношения. Это исследование не включало каких-либо вопросов о Ньерере, колониализме или обретении Танзанией независимости, однако многие респонденты по собственной воле начинали рассказывать о нем и его роли в деле отмены работорговли (sic), о вкладе в строительство мирной нации без этнических конфликтов, о распространении языка суахили и образования. Ответы респондентов показывают, что практически любой позитивный сдвиг в истории Танганьики и Танзании, в том числе отмена работорговли, которая имела место до рождения Ньерере, – может быть приписана ему в общественном сознании (другие сопутствующие причины распространения такого мнения рассмотрены в работе). Это демонстрирует важность образа Отца нации и его наследия для современных танзанийцев.

Ключевые слова:

Джулиус Ньерере, Танзания, арабо-суахилийская работорговля, распространение языка суахили, общественное сознание, нациестроительство

Источники:

1. Banshchikova A.A., Bryndina V.N., and Ivanchenko O.V. Perception of Geographical Destinations of 19th Century Arab Slave Trade in Modern Tanzania: Field Research Results. Vostok (Oriens). 2020. Vol. 1, pp. 82-93.
2. Banshchikova A.A. and Ivanchenko O.V. Memory about the Arab Slave Trade in Modern-Fay Tanzania: Between Family Trauma and State-Planted Tolerance. Anthropological Forum. 2020. Vol. 44, pp. 83–113.
3. Becker F. Remembering Nyerere: Political Rhetoric and Dissent in Contemporary Tanzania. African Affairs. 2013. Vol. 112, no. 447, pp. 1–24.
4. Becker F. “Looking for Life”: Traces of Slavery in the Structures and Social Lives of Southern Swahili Towns. Journal of African Diaspora Archaeology and Heritage. 2020. Vol. 10, iss. 1-2, pp. 87-109.
5. Bondarenko D.M. (ed). “Every Citizen is an Integral Part of the Nation”. To the Centenary of the Birth of Julius Kambarage Nyerere. Moscow: Institute for African Studies, 2022 (in Russian).
6. Bondarenko D.M., Banshchikova A.A. and Ivanchenko O.V. Whose State? Whose Nation? Representations of the History of the Arab Slave Trade and Nation-Building in Tanzania. In: A.S. Steinforth and S. Klocke-Daffa (eds.). Challenging Authorities: Ethnographies of Legitimacy and Power in Eastern and Southern Africa. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. Pp. 29–62.
7. Chachage C. Mwalimu in Our Popular Imagination: The Relevance of Nyerere Today. In: C. Chachage and A. Cassam (eds.) Africa’s Liberation: The Legacy of Nyerere. Cape Town: Pambazuka Press, 2010. Pp. 3–6.

Открытие миссии Церкви «Святых последних дней» в Юго-Восточной Нигерии в постколониальную эпоху и ее влияние

Автор:

Херлбат Д.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-107-121

Аннотация:

В 1978 г. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (официальное название мормонов) разрешила рукополагать чернокожих прихожан в священнический сан. Вскоре вслед за этим в Нигерии была открыта первая официальная миссия мормонов. В силу того, что неофициальные конгрегации мормонов к этому времени уже существовали на территории страны, руководство церкви приняло решение сделать основной функцией миссии руководство и наставничество, а не прямой прозелитизм, как это обычно бывало с зарубежными миссиями мормонов. На основе документальных данных из архивов церкви автор статьи анализирует историю создания и становления миссии, уделяя при этом особое внимание такому аспекту, как кросскультурное взаимодействие. Автор приходит к выводу, что распространение мормонизма в постколониальной Нигерии является частью более общего процесса, а именно – усиления религиозного фундаментализма в стране в условиях нестабильной социально-политической и экономической обстановки.

Ключевые слова:

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, мормонизм, религия, христианство, юго-восточная Нигерия

Источники:

1. Prior to 1978, the LDS Church prohibited Black members from holding the Priesthood–the power and authority that God has bestowed on men. Before the priesthood revelation, Black men could not be fully-fledged church members, since men must hold the priesthood in order to perform ordinances and act as leaders within the LDS Church. Until 1978, Black men could only join the faith, receive patriarchal blessings, and enter the temple to perform baptisms for the dead. This policy was ended in June 8, 1978, when LDS President Spencer Kimball received his Priesthood Revelation. On the Priesthood Revelation, see, D. Dmitri Hurlbut “The LDS Church and Problem of Race: Mormonism in Nigeria, 1946-1978,” International Journal of African Historical Studies 51, no. 1 (2018): 3. On the Priesthood Revelation, see Edward L. Kimball, “Spencer W. Kimball and the Revelation on Priesthood,” BYU Studies 47, no. 2 (2008): 5–78.
2. Rendell N. Mabey and Gordon I. Allred, Brother to Brother: The Story of the Latter-day Saint Missionaries Who Took the Gospel to Black Africa (Salt Lake City, UT: Bookcraft, 1984), 8.
3. Mabey and Allred, Brother to Brother, 9.
4. Mabey and Allred, Brother to Brother, 12.
5. For the 1946 letter from O.J. Umondak, an Ibibio man who lived in a village outside Uyo in the Eastern region of Nigeria, see Minutes of the Apostles of Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, vol. 4 (Salt Lake City, UT: Privately Published, 2010), 420, Americana Collection, L. Tom Perry Special Collections, Harold B. Lee Library, Brigham Young University, Provo, Utah (hereafter LTPSC).
6. Hurlbut “The LDS Church and Problem of Race,” 1. See also James B. Allen, “Would–Be Saints: West Africa before the 1978 Priesthood Revelation,” Journal of Mormon History 17 (1991): 207–47; Newell G. Bringhurst, “Mormonism in Black Africa: Changing Attitudes and Practices, 1830–1981,” Sunstone 6 (1981), 15–21; E. Dale LeBaron, “Mormonism in Black Africa,” in David J. Davies, ed., Mormon Identities in Transition (London, UK: Cassell, 1996), 80–86; Gregory A. Prince and Wm. Robert Wright, David O. McKay and the Rise of Modern Mormonism (Salt Lake City, UT: University of Utah Press, 2005), 81–94; Russell W. Stevenson, For the Cause of Righteousness: A Global History of Blacks and Mormonism, 1830–2013 (Draper, UT: Greg Kofford Books, 2013), 73–104.
7. Throughout this essay, I will use the adjectives “Mormon,” “Latter-day Saint,” and “LDS” interchangeably.

Африканцы в Лондоне: хроника Союза западноафриканских студентов

Автор:

Гавристова Т.М., Крылова Н.Л.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-93-106

Аннотация:

Союз западноафриканских студентов (СЗАС) ‒ одна из первых крупных общественных организаций, созданных за пределами Африки, в Великобритании. Он был создан в 1925 г. и активно функционировал до начала 1960-х гг. История СЗАС была тесно связана с историей панафриканского и освободительного движения. В рамках данной статьи авторы рассматривают деятельность Союза во взаимосвязи с политической, социально-культурной и персональной историей, акцентируя внимание на проблемах становления национального и расового сознания в среде его членов.

Ключевые слова:

Африка, Лондон, Союз западноафриаканских студентов, Ладипо Соланке, раса, колониализм, Западноафриканский студенческий союз

Источники:

1. Bhabha Н. The Location of Culture. New York, Routledge, 1994. http://www2.tf.jcu.cz/ ~klapetek/bha.pdf (дата обращения 21.04.2023)
2. Гавристова Т.М. Африканские интеллектуалы за пределами Африки. Ярославль, ЯрГУ, 2002. 308 с.
3. Okokon S. Black Londoners: a History. Stroud, Sutton Pub Ltd, 2009. 194 р.
4. Pan-African History. Political Figures from Africa and the Diaspora since 1787 (ed. by H. Adi, M. Sherwood). L., Routledge, 2003. 203 p.
5. Matera M. Black London: The Imperial Metropolis and Decolonization in the Twentieth century. Univ. of California Press, 2015, 414 р.
6. Карпов Г.А. Африканская диаспора в Великобритании. Африка в глобальных миграционных потоках: история и современность. Коллективная монография (отв. ред. С.В. Костелянец. М., Институт Африки РАН, 2022, с. 271‒280.
7. Segal R. The Black Diaspora. New York, Farrar, Straus & Giroux, 1995. X, 477 р.

У истоков неоколониализма: эксплуатация принудительного труда китайских рабочих в Британском Трансваале

Автор:

Фитуни О.Л.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-77-92

Аннотация:

В статье рассматривается история использования в британской Трансваальской колонии рабочих, ввезенных по трехлетним контрактам из Китая для работы на золотодобывающих шахтах Витватерсранда в 1904–1907 гг. Особое внимание уделяется той нормативно-правовой базе, которая должна была регулировать статус китайских рабочих в Южной Африке и условия их труда. Проанализировав ее, автор приходит к выводу, что британская сторона в лице колониальных властей Трансвааля значительно отошла как от буквы, так и от духа тех договоренностей, которые были достигнуты на переговорах с Цинской империей и дали возможность британцам приступить к вербовке рабочих на территории Китая. По мнению автора, это позволяет говорить об исторических истоках современного неоколониального подхода стран Запада к международным отношениям, базирующегося на принципе двойных стандартов и постулирующего изначальное неравноправие договаривающихся сторон.

Ключевые слова:

Китай, Великобритания, Трансвааль, Витватерсранд, золотодобыча, колониализм, неоколониализм

Источники:

1. The China-Africa Trade Biennale bears fruitful results. Africanews. https://www.africanews.com/ 2023/07/03/the-china-africa-trade-biennale-bears-fruitful-results (дата обращения 18.11.2023)
2. China-Africa trade index debuts, indicating strong growth. State Council. https://english. www.gov.cn/news/202306/29/content_WS649d841dc6d0868f4e8dd5ce.html (дата обращения 18.11.2023)
3. Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018, т. 11, № 5, с. 119–141.
4. “一带一路”是“新殖民主义”?共建国家人士:这很可笑. 中新网 https://www.chinanews. com.cn/gn/shipin/cns/2023/10-18/news973138.shtml (дата обращения 20.11.2023)
5. 南非学者:所谓西方污蔑中国在非洲殖民是贼喊捉贼. 中国日报. https://news.sina.cn/kx/ 2022-01-28/detail-ikyakumy3111482.d.html (дата обращения 20.11.2023)
6. Фитуни О.Л. Китайская диаспора Африки: пространственная эволюция и этапы развития. Азия и Африка сегодня. 2020, № 6, с. 29–36.
7. Li Anshan. A History of Overseas Chinese in Africa to 1911. Diasporic Africa Press, 2012.

Геноцид населения Руанды 1994 года как эпизод истории неоколониализма

Автор:

Элез А.Й.

DOI:

10.31132/2412-5717-2023-65-4-59-76

Аннотация:

В статье рассматриваются факторы геноцида в Руанде 1994 г.: кратко охарактеризованы основные экономические, политические и идеологические предпосылки массового истребления населения страны, а также определены причины событий, явившихся основными вехами геноцида, и основные выгодоприобретатели этого процесса. Для всестороннего освещения событий автор использует не только материалы, подтверждающие первоначальную версию общего хода этих событий, но и публикации последних лет, показывающие односторонность старой версии руандийского геноцида. Опубликованные в последние годы материалы позволяют определить роль американского империализма как первого по значимости фактора, а французского империализма – как второго по значимости фактора событий 1994 г. в Руанде. Эти материалы проясняют также связь между, с одной стороны, столкновением позиций США и Франции и, с другой стороны, столкновением радикальных кругов соответственно хуту и тутси в ходе как подготовки и реализации геноцида, так и последующего выяснения историками и юристами истины о нем.

Ключевые слова:

колониализм, неоколониализм, геноцид, Руанда, Руандийский патриотический фронт, Б. Бутрос-Гали, США, Франция

Источники:

1. Nkrumah K. Neo-Colonialism: The Last Stage of Imperialism. New York, International Publishers, 1966. xxi, 280 p.
2. Melvern L. A People Betrayed: the role of the West in Rwanda’s genocide. New updated edition. London, New York, Zed Books, 2009. x, 370 p., maps. ISBN 978-1-78360-269-8.
3. Rever J. In Praise of Blood: The Crimes of the Rwandan Patriotic Front. Toronto, Random House Canada, 2018. 279 p. ISBN 978-0-345-81209-4.
4. Habyarimana J. Discours, messages et entretiens 1988 de Son Excellence le Général-Major HABYARIMANA, Juvénal Président de la République Rwandaise et Président-Fondateur du Mouvement Révolutionnaire National pour le Développement. Kigali: Edité par la Présidence de la République Rwandaise Service de l’Information et des Archives Nationales, Octobre 1989. 264 p., portr., ill.
5. Black C. Top Secret: Rwanda War Crimes Cover-Up, NEO: New Eastern Outlook. 22.10.2018. https://journal-neo.org/2018/10/22/top-secret-rwanda-war-crimes-cover-up/ (дата обращения 01.05.2023)
6. Epstein H.C. America’s secret role in the Rwandan genocide: The violence that shocked the world in 1994 did not come from nowhere. While the CIA looked on, its allies in the Ugandan government helped to spread terror and fuel ethnic hatred. The Guardian. 12 Sep 2017 06:00 BST. https://www.theguardian.com/news/2017/sep/12/americas-secret-role-in-the-rwandan-genocide (дата обращения 01.05.2023)
7. Блэк К., Мезяев А. Африка: от преступления к наказанию. Фонд стратегической культуры: электронное издание. 24.08.2012. https://www.fondsk.ru/news/2012/08/24/afrika-ot-prestuplenija-k-nakazaniu-16196.html (дата обращения 01.05.2023)